Если Вас заинтересовало какое-либо направление,
то воспользуйтесь
сервисом поиска и предварительного заказа тура
на нашем сайте.
Собор Святого Петра
Скорее всего святой Петр действительно был замучен на арене цирка Нерона, неподалеку от Ватикана. По крайней мере, молиться на это место христиане стали приходить почти сразу, хотя поначалу никакого храма здесь не было, а было просто кладбище, кости с которого вдобавок во времена совсем уж страшных гонений на всякий случай припрятали в катакомбах Сан-Себастьяно на Аппиевой дороге и только в IV веке вернули обратно. Первую базилику поставил император Константин, и было это где-то около 320 года. Сооружение получилось огромное: 64 на 119 метров. Дело в том, что многие праведники желали быть погребенными рядом с апостолом, поэтому всем пяти нефам храма приходилось служить заодно и кладбищем. К тому же к реликвиям первоапостола стекалось невероятное количество верующих, так что пришлось – впервые за всю историю христианской архитектуры – предусмотреть перед алтарем трансепт, который вмещал бы молящиеся толпы в промежутках между богослужениями.
От этого здания, впрочем, почти ничего не сохранилось, кроме разве что мощей, кованых ворот, перекочевавших в новый собор скульптур и отдельных фрагментов мозаик. К XV веку базилика, несмотря на все перестройки и все украшения, одряхлела настолько, что стало ясно: каким бы святотатством это ни казалось, старое здание придется сносить. Юлий II, который вообще отличался решительностью и смелостью, назначил главным архитектором Браманте, и в 1506 году работы начались. Ватикан на полтора столетия превратился в стройплощадку, где успели отметиться едва ли не все главные архитекторы итальянского Возрождения.
Храм, задуманный Браманте, в плане должен был представлять собой греческий равносторонний крест, но в 1514 году Браманте умер, и проект начал жить своей жизнью. Рафаэль, занимавший должность главного архитектора Сан-Пьетро с 1514 по 1520 год, предложил вытянуть базилику в длину и сделать из нее латинский крест. Идея его, впрочем, в жизнь не воплотилась, и споры, стоит ли это делать, разгорелись уже после его смерти. Сменивший Рафаэля Антонио да Сангалло Младший решил, что здание получается не очень пропорциональное, и приподнял пол, чтобы высота соответствовала длине и ширине. Так образовалась грандиозная крипта – Священные гроты (Grotte Vaticane), где сейчас хранятся реликвии и обломки древней базилики. Дальше за дело взялся Микеланджело, который раскритиковал всех предшественников и вернулся к первоначальному плану Браманте – только купол изменил и столбы под ним подправил. Однако и от микеланджеловской версии мало что осталось: в нетронутом виде сохранилась только наружная часть апсиды, на которую простым смертным и посмотреть-то невозможно. Все остальное – включая пресловутый купол, проглядывающий на всех решительно римских видах, – после смерти автора подкорректировали Виньола и Джакомо делла Порта. Наконец, фасад с портиком достроил в начале XVII века Карло Мадерно, площадь перед собором доделал через пару десятков лет Бернини, а интерьер потом разукрашивали еще целое столетие.
Когда видишь собор Святого Петра живьем, первый и главный вопрос возникает – не кто это построил, а каким вообще образом в чьей-нибудь голове мог зародиться столь титанический проект. Снаружи грандиозность здания в глаза не бросается: отчасти она скрадывается колоннадой и простором площади. Полностью осознать масштабы сооружения не позволяет даже подъем на купол (лифт плюс 320 очень неудобных ступенек) – внимание отвлекается на виды и притупляется от физической усталости.
Тем сильнее оказывается потрясение, когда попадаешь внутрь и видишь серое с золотом, сияющее, уходящее вдаль пространство, в котором совершенно теряются люди. То, что еще у входа было толпой, оборачивается россыпью еле заметных точек, фигурок, нарисованных для демонстрации масштаба. Переводя в цифры: вместе с портиком собор имеет в длину 211 метров, без портика – 186, больше, чем какая бы то ни было другая церковь на земле. Размеры остальных услужливо нанесены на пол базилики, чтобы уж никаких сомнений не оставалось. Крест, венчающий купол, заканчивается на высоте 138 метров. В пилонах, которые этот купол поддерживают, по периметру – 71 метр. А в пере евангелиста Марка на одном из медальонов под куполом – полтора метра.
Смирившись с масштабами, можно наконец переключиться на отдельные детали. Посмотреть, к примеру, на соборные двери. Дверей пять, и крайняя справа почти всегда заперта – открывается она только в юбилейный год. Центральная дверь (тоже обычно закрытая) перенесена из старой базилики и примечательна главным образом видами Рима, выкованными на ее створках мастером Филарете (XV век): в клеймах, изображающих мучения апостолов, фигурируют пирамида Гая Цестия и еще до конца не перестроенный замок Святого Ангела. На внутренней стороне – подпись автора: небольшой барельеф, где Филарете – сидя на осле – возглавляет небольшую процессию строительных рабочих.
От входа перспектива упирается в 29-метровый бронзовый балдахин на витых по-восточному колоннах. Разумеется, это огромное, тяжеленное сооружение требовало соответствующего фундамента. А для того чтобы фундамент возвести, требовалось взломать пол, потревожить реликвии и разрыть могилы – то есть совершить невероятное святотатство. Но папа Урбан VIII, заказавший этот проект, был непреклонен. Он не только велел разрывать все, что необходимо, но и приказал снять бронзу с фасада Пантеона (за что и заслужил пресловутое Quod non fecerunt barbari, fecerunt Barberini), и балдахин был закончен.
За балдахином – апсида с причудливой золоченой конструкцией, сияющей от проходящего сквозь купол света: это оклад, в который все тот же Бернини заключил остатки древней кафедры святого Петра.
Вдоль стен собора выстроились мраморные погребальные монументы: тут похоронено несколько десятков пап, а заодно стоят памятники выдающимся католикам королевской крови: Матильде Тосканской, у чьего замка три дня простоял на коленях император Генрих IV, вымаливая прощение у папы; последним Стюартам, так и не вернувшим католичество в Великобританию; Кристине Шведской, перекрестившейся в 28 лет и прожившей остаток жизни в Риме. Среди этих мраморов есть несколько работ Бернини, два Кановы и один Поллайоло, но посетители едва удостаивают их взглядом: толпа собирается обычно только у одной капеллы, первой справа – там, за нещадно бликующим толстым стеклом, хранится Пьета, вытесанная 23-летним Микеланджело по заказу французского посла, кардинала Жана де Вильера. Это, между прочим, единственная работа, которую скульптор подписал: вырезал свое имя на ленте, идущей у Мадонны через плечо.
В принципе, занятных, примечательных и священных предметов в соборе еще столько, что изучать их можно как хорошую музейную коллекцию – несколько дней (как поступали путешественники позапрошлого века). Порфирный круг в полу у входа, обозначающий то самое место, где папа Лев III короновал Карла Великого и объявил его императором. Мощи и реликвии, вмурованные в пилоны под куполом: по большим праздникам оттуда извлекают и предъявляют собравшимся голову апостола Андрея, привезенный императрицей Еленой из Иерусалима кусочек креста, плат Вероники с отпечатком лица Спасителя, а также копье Лонгина, которым был пронзен распятый Христос. Мозаичные копии картин (оригинал маслом во всем соборе только один – это "Троица" Пьетро да Кортоны). Евангелисты в куполе. Сакристия, которая с легкостью затмевает Оружейную палату. Но все это в любом случае меркнет перед самой базиликой. Так что если все рассматривать не хватит времени и сил – не стоит расстраиваться. Надо только не пропустить сохранившуюся с внутренней стороны фасада мозаику "Навичелла" ("Лодочка") – это изрядно переделанный, но все же Пьетро Каваллини, украшавший первое здание собора к первому Юбилею, который Бонифаций VIII объявил в 1300 году.
Собор Святого Петра
Metro Ottaviano-San Pietro
Апрель-сентябрь: пн-вс 7.00-19.00; октябрь-март: пн-вс 7.00-18.00
Священные гроты (Grotte Vaticane)
Октябрь-март: пн-вс 7.00-17.00; апрель-сентябрь: пн-вс 8.00-17.45
Вход свободный
Купол собора Святого Петра
Апрель-сентябрь: пн-вс 8.00-18.00; октябрь-март: пн-вс 8.00-17.00
Вход – €5
Лифт – справа от входа в собор, а также в камере хранения
Рим
01. 10 вещей, которые надо сделать …
1. Провести полдня в винерии на площади ...
02. Как не испортить поездку. Когда…
Лучшее время в Риме – середина весны и н...
Как получить визу
Оформлять визу через турфирму без пригла...
Как добраться до Рима
На самолете. Прямые рейсы из Москвы в Ри...
Сколько взять с собой денег
Рим – город довольно дорогой, хоть и не ...
Рим в Интернете
www. romanet. it Программа римской жизни...
03. Правила выживания. Приезд
Из аэропорта. Девяносто девять рейсов из...
Где дешевле всего поесть
Хотя в целом Италия – страна недешевая, ...
19. Дешевый Рим. . Как дешевле всег…
В Европе возможностей сэкономить существ...
Секонд-хенд и винтаж
Do-Dai (La boutique dell usato chic) Vic...
Обувь и аксессуары
Baruffi Via degli Orfani 88/89 06 679 67...
Универмаги
Coin Piazzale Appio 7 06 708 00 20 Metr...
18. Магазины
Магазинная столица Италии, разумеется, н...
16. Рестораны и кафе
Еда в Италии – это святое. Гастрономичес...
Капитолийские музеи
(Musei Capitolini) Palazzo Nuovo, Palazz...
Музеи Ватикана (Musei Vaticani)
Citta del Vaticano, вход с Viale Vatica...
14. Музеи
Несмотря на многовековые усилия полчищ т...
Аппиева дорога
Военные дороги стали когда-то основой мо...
Термы Каракаллы
В дальнем конце Цирка виднеется Аксумски...
Тестаччо
Тестаччо (Testaccio) – это Рим эпохи нео...
Окрестности пирамиды
Если от церкви Сан-Саба спускаться вниз,...
Авентин
У подножия Авентина (Aventino) вытянулос...
13. Авентин и Аппиева дорога
Авентин и его окрестности – места для св...
Латеран
Неуютная, слишком просторная площадь, гд...
Целий
На месте нынешней улицы Сан-Грегорио (Vi...
12. Целий и Латеран
Целий с Латераном – очередной римский па...
Древнеримские сады
Гигантские виллы с затейливо подстриженн...
Квиринал
По значению Квиринал – второй холм после...
От площади Республики до площади Ба…
Улица Национале завершается огромной пол...
Вокруг улицы Национале
Идущая от площади Маньянаполи (Largo Mag...
Вокруг улицы Кавур
С точки зрения планировки, Рим – загадоч...
Вокруг Санта-Мария-Маджоре
Колокольня базилики Санта-Мария-Маджоре ...
11. Эсквилин и Квиринал
Окрестности вокзала Термини на первый вз...
Яникул
На самый высокий римский холм – Яникул (...
Королева Кристина
Королева Кристина Шведская (1626-1689) б...
Мосты через Тибр
Из мостов, фигурирующих на сегодняшней к...
К северу от проспекта Трастевере
Злосчастный проспект Трастевере начинает...
К югу от проспекта Трастевере
За мостом открывается идиллическая площа...
Остров Тиберина
Приятнее всего попадать в Трастевере чер...
10. Транстевере
Трастевере – район веселый и непринужден...
Избрание папы
Когда-то папой мог сделаться кто угодно ...
Государство Ватикан
Ватикан – самое маленькое государство в ...
Борго и замок Святого Ангела
Обычай отправляться в Рим, чтобы помолит...
Собор Святого Петра
Скорее всего святой Петр действительно б...
Площадь Святого Петра
До тех пор пока Муссолини не приложил ру...
09. Ватикан и окрестности
Площадь Сан-Пьетро от остального Рима от...
Беатриче Ченчи
Беатриче Ченчи (1577-1599) – один из гла...
Вокруг площади Фарнезе
Площадь Фарнезе (Piazza Farnese) отделяе...
Окрестности Кампо-де-Фьори
За улицей Аренула есть еще один кусочек ...
Гетто
Римское гетто учредил в 1555 году Павел ...
От Площади Венеции до Ларго-Арджент…
Палаццо Венеция, стоящее лицом к Виттори...
08. Вокруг Кампо-де-Фьори
Район вокруг Кампо-де-Фьори – пожалуй, с...
Бернини vs. Борромини
Соперничество Бернини и Борромини – глав...
Вокруг площади Навона
От корсо Ринашименто – буквально несколь...
Окрестности Пантеона
Самое сильное впечатление Пантеон (Panth...
Вокруг палаццо Дориа-Памфили
Самый надежный способ попасть к Пантеону...
07. Вокруг Пантеона
В низине в излучине Тибра когда-то была ...
Улица Фори-Империали и Колизей
Прокладывая улицу Фори-Империали (Via de...
Имперские форумы
Для миллионной столицы Империи республик...
Форум и Палатин
Стоит предупредить сразу: Форум (Foro), ...
Капитолий
С тех пор как Ромул увидел с Капитолия (...
Площадь Венеции
В Риме есть своя Эйфелева башня – здание...
05. Капитолий, Форум и Палатин
Сердце античного Рима билось здесь. Здес...
4. Что как выглядит
Аптека/Farmacia. Как и повсюду, узнается...
Чрезвычайные ситуации
Если вас остановила полиция – не пугайте...
Транспорт
Билеты (biglietti). На всех видах римско...
Время
Рабочий день у итальянцев начинается дов...
Связь
Телефонные автоматы. Классический италья...
Обмен валюты
Удобнее и выгоднее всего – обзавестись к...