Если Вас заинтересовало какое-либо направление,
то воспользуйтесь
сервисом поиска и предварительного заказа тура
на нашем сайте.
Музеи Ватикана (Musei Vaticani)
Citta del Vaticano,
вход с Viale Vaticano 06 69 88 33 33 mv. vatican. va Metro Cipro – Musei Vaticani
В Ватиканских музеях есть все. Вообще все – от ассирийских барельефов и египетских мумий до Кандинского, Брака и Де Кирико. Другое дело, что ни путеводители, ни музейные буклеты на этом особенно не настаивают. Если судить по гидам, указателям и открыткам, все, что тут есть, не более чем увертюра к главному, то есть к Сикстинской капелле (особо дотошные издания упоминают еще Лаокоона и Рафаэлевы Станцы). Остальное спланировано с таким расчетом, чтобы привести туриста к цели по возможности кратчайшим путем. Поразительно: на протяжении многих столетий ватиканский дворец строился и перестраивался, здесь прорывались тайные ходы и возводились дополнительные флигели, совершались убийства и устраивались банкеты, исполнялись гениальные оратории и творились невероятные оргии, сюда стекались художественные сокровища со всех концов земного шара. Однако заблудиться в дворцовых переходах вам все равно не дадут, даже если будете очень стараться. Зато и пропустить ничего не удастся, разве что какая-нибудь часть окажется закрытой (музеи работают по очереди: кому-то не достается этрусских саркофагов, кому-то – мумий). В идеале стоило бы приходить сюда несколько раз, и лучше часам к 11-ти. Не бойтесь, что времени не останется: выгоняют из залов не в два с чем-то, когда закрывается касса, а в 15.45.
Итак, начинается все с Египетского музея (Museo Egiziano): расписные крышки от саркофагов, лазурные украшения, пара мумий и прочие горельефы с фараонами. Дальше, пройдя мимо нескольких фаюмских портретов, погребальных масок из оригинальной (южной) Пальмиры и ассиро-вавилонского зала с рельефами, на которых по волнистым речным водам плавают бесчисленные вражьи трупы, можно выбраться в Бельведер, или Восьмиугольный двор (Cortile Ottagonale), красу и гордость Музея Пио-Клементино. Здесь место Лаокоона, от которого сходили с ума все эстеты XVIII века, Аполлона Бельведерского, бессменного образца классической красоты, и еще множества позднеэллинистических многофигурных саркофагов.
Дальше – Зал муз (Sala delle Muse) с Бельведерским торсом, портретами и гигантскими изваяниями императоров (Нерон в роли Геракла) и фигурой Антиноя – того самого, которого Адриан объявил богом, когда он утонул. В отдельном боковом помещении – "Свадьба Альдобрандини", главная античная фреска всех времен и народов. Изображено на ней бракосочетание Александра Македонского и Роксаны.
На императорах античные залы заканчиваются. В принципе, все это, от мумий до Роксаны, можно было благополучно пропустить и отправиться прямиком к Рафаэлю и Микеланджело, бодрой рысью пронесясь мимо всего, что прегра-ждает к ним доступ. Правда, в самой древней части дворца стоило бы все-таки остановиться. В Зале Константина (Sala di Costantino) стены покрыты занятной росписью Джулио Романо на тему "Триумф христианства над язычеством", по которой можно изучить виды Рима, еще не прошедшего тотальной барочной перепланировки. В сцене Крещения изображен Латеранский баптистерий, а в той части, где Константин дарует Рим папам, действие происходит в соборе Святого Петра (вид до перестройки). В соседнем Зале светотени (Sala de Chiaroscuri) – бывшей папской опочивальне – проводились тайные заседания главного папского суда, Консистории. Здесь же умер тот самый Юлий II, который решился перестраивать Сан-Пьетро. Расписная Рафаэлева лоджия (Loggia di Raffaello) с идиллическим видом и библейскими сценами, которые императрица Екатерина II повелела скопировать для Зимнего дворца, ведет отсюда к следующему пункту обязательной программы – Станцам Рафаэля. Если бы Сикстинской капеллы не существовало, это, несомненно, были бы самые знаменитые стены во всей Италии. А появились они, как водится, по заказу Юлия II: он было поручил свой кабинет Перуджино и Луке Синьорелли, но тут появился Рафаэль – и ни о каком Перуджино папа больше не захотел и слышать. Так была создана роспись в Станца-делла-Сеньятура (Stanza della Segnatura, 1508-1511), предназначавшейся для библиотеки, но отданной под заседания Верховного трибунала (Segnatura Gratiae et Iustitiae). Согласно программе тут изображены: триумф философии, триумф религии и триумф правосудия. За философию отвечает "Афинская школа", которая, помимо того, что шедевр живописи, еще и собрание портретов всевозможных Рафаэлевых современников, а также ценный архитектурный документ: декорации, на фоне которых рассажены, разложены и расставлены философы, – не что иное как проект перестройки Сан-Пьетро, предложенный Браманте. Основные действующие лица – Платон (в центре, в красной тоге и с поднятым пальцем) и Аристотель (рядом, с "Этикой" под мышкой). У Платона – голова Леонардо, точь-в-точь как на его классических автопортретах сангиной. В левом углу Сократ (в болотно-зеленом) дискутирует с Алкивиадом, а Пифагор беседует с учениками. На ступеньках, не обращая внимания на толпу, сидит Диоген, справа от него держит доску в руках Евклид с лицом Браманте. Человек с моделью небесной сферы – это Зороастр, он же – гуманист Пьетро Бембо. По глобусу положено узнавать Птолемея, по черному берету – самого Рафаэля, затесавшегося в высокоученое собрание в компании собственного ученика Содомы (рядом, в шапочке). Гераклит, опирающийся локтем на мраморную глыбу, – не кто иной как Микеланджело, Эпикур же списан с Федерико Гонзаги.
В том же зале имеются и другие портреты: в прославлении Воинствующей церкви (напротив "Афинской школы") участвуют папа Сикст IV (в тиаре, крайний справа), Данте (за папской спиной) и Беато Анджелико (в монашеском одеянии), а также Григорий Великий с лицом Юлия II (на мраморном троне у алтаря, за компанию со святым Иеронимом, Амвросием и Блаженным Августином). Данте фигурирует и второй раз – над окном, выходящим к Бельведеру: там изображается царство поэзии с Парнасом, Аполлоном, музами, Гомером и Вергилием. Наконец, в сцене передачи декреталий Григорию IX (противоположная стена) заняты кардиналы Джованни Медичи (будущий Лев X) и Алессандро Фарнезе (будущий Павел III).
В Зале Гелиодора (Stanza di Eliodoro), где явившиеся к папе Юлию должны были ждать приема, на сводах сохранились остатки росписи Луки Синьорелли, но главное – это "Освобождение святого Петра из темницы" с невероятно искусной игрой света (над окном) и "Встреча Льва I с Аттилой". История о том, как папе Льву явились апостолы Петр и Павел, при помощи которых римляне благополучно побороли гуннов, дописывалась уже при Льве X, так что бывший кардинал Медичи фигурирует на фреске дважды: один раз в кардинальской шапке, как изначально и было запланировано, и другой раз – в папской тиаре, на месте скончавшегося по ходу работ Юлия II. Его Рафаэль успел изобразить в "Мессе в Больсене" – в коленопреклоненном виде, вместе с кардиналом Рафаэле Риарио, первым владельцем палаццо Канчеллерия.
В третьей станце, имени пожара в Борго (Stanza dell Incendio di Borgo), бывшей столовой, позже превращенной в концертный зал, Рафаэль расписал стену историей о том, как папа Лев IV силой одной молитвы погасил страшнейший пожар, грозивший уничтожить весь квартал вокруг собора Святого Петра (сюжет, разумеется, был подсказан тезкой героя под десятым номером). Остальные фрески – это "Коронация Карла Великого", предшествовавшая ей "Присяга Льва Великого", когда папа объявил, что людскому суду он неподвластен, и "Битва при Остии", где все тот же Лев IV одержал победу над сарацинами (намек на крестовый поход против неверных, организованный папой Медичи). Потолок надо всем этим – кисти Перуджино.
Ну а дальше, зa сияющей сине-золотой капеллой Урбана VIII, наступает кульминация: там расположена Сикстинская капелла (Cappella Sistina), где с 1484 года собираются на конклав кардиналы, чтобы избрать нового папу. Делать это место главным центром притяжения во всем дворце никто изначально не собирался: Микеланджело пригласили расписывать потолок всего лишь потому, что Браманте с Рафаэлем порекомендовали его папе, понадеявшись, что в живописи флорентиец наконец провалится, и они смогут снова стать главными гениями при дворе. Надежда не оправдалась: художник провел четыре года, лежа с кистью на спине под потолком капеллы, а когда (в 1512-м) он оттуда слез, оказалось, что ничего мощнее этих ветхозаветных сцен в ренессансном Риме еще не видывали (плафон изображает: "Отделение света от тьмы", "Сотворение Солнца, Луны и растений", "Отделение суши от воды и сотворение рыб", "Сотворение рыб и птиц", "Сотворение Адама", "Сотворение Евы", "Грехопадение и изгнание", "Жертвоприношения Ноя", "Потоп" и "Опьянение Ноя"). Так, по крайней мере, счел папа Юлий II, при том что под Микеланджеловыми сводами трактовкой библейских сюжетов занимались первейшие художники: Перуджино, Боттичелли, Гирландайо, Лука Синьорелли. (Слева от алтарной стены: "Путешествие Моисея в Египет" – совместное творение Перуджино и Пинтуриккьо, "Испытание Моисея" Боттичелли, "Переход через Красное море" Козимо Росселли, его же "Моисей на горе Синай", "Смерть Моисея" Луки Синьорелли, "Наказание бунтующих" Боттичелли; справа от алтарной стены: "Крещение Христа" Пинтуриккьо, "Искушение Христа" Боттичелли, "Призвание апостолов" Гирландайо, "Нагорная проповедь" Козимо Росселли, "Передача ключей" Перуджино, "Тайная вечеря" Козимо Росселли и Антонио Туччи; против алтарной стены – "Вознесение Христа" Хендрика ван ден Брука, "Спор о теле Моисея" Луки Синьорелли.) 22 года спустя Климент VII уломал художника снова взяться за Сикстинскую капеллу. Микеланджело пытался сопротивляться: куда больше его занимал надгробный памятник Юлию II, для которого он начал делать Моисея, но Климент был упрям, и в конце концов (в 1541 году) на задней стене капеллы, где пришлось заделать два окна, замазать некоторое количество фресок (в том числе Перуджино и самого Микеланджело) и сделать поверхность слегка наклонной, чтобы пыль не оседала, появился грандиозный "Страшный суд" (с автопортретом художника под видом святого Варфоломея, держащего в руках свою свежесодранную кожу). Несколько сотен обнаженных фигур, рассыпанных по стене капеллы, имели такой феерический успех, что ради них люди стали специально приезжать в Рим. Правда, Пий IV, невероятный ханжа, повелел ученику Микеланджело Даниеле да Вольтерра пририсовать всем персонажам по набедренной повязке.
Из Сикстинской капеллы можно отправляться сразу в Пинакотеку – смотреть на Рафаэля, но если силы еще останутся, зайдите в Апартаменты Борджа (Appartamento Bоrgia): первые несколько залов с фресками удивительного изящества и нежности расписывал Пинтуриккьо (святая Екатерина Александрийская с белокурыми распущенными волосами – это дочь папы Александра Лукреция, чьего мужа как раз в этих покоях прикончил ее родной брат Чезаре – тот турок в тюрбане, что стоит рядом со святой слева). Дальше начинаются бесконечные залы современного искусства – их хочется проскочить побыстрее, однако задержаться стоит: между унылыми квазикубистскими распятиями скрываются холсты Брака, Пауля Клее, Модильяни и Кандинского.
Ватиканская Пинакотека, по-хорошему, стоила бы отдельного визита, если бы местный режим допускал такие вольности. Потому что при нынешнем положении вещей попасть туда можно только в самом конце, когда от Мадонн, античных атлетов и раннехристианских мучеников уже в глазах темно. Поэтому Беато Анджелико с Филиппо Липпи из зала III эмоций не вызывают вообще, чудесные "Музицирующие ангелы" Мелоццо да Форли (зал IV) напоминают разве что собственное изображение в учебнике, а Перуджинова восседающая на троне "Мадонна с младенцем и святыми" сливается с сотнями остальных римских мадонн. Кульминация наступает в зале Рафаэля. Набор действительно впечатляющий: "Преображение", "Поклонение волхвов", "Введение во храм", "Благовещение". Это гордость папской коллекции и предмет неуемного восхищения всех просвещенных путешественников, когда-либо ступавших на римскую землю. Возможно, именно поэтому всеподавляющая эмоция от VIII зала – разочарование. Ставим галочку, идем дальше. Дальше внимания достойны: "Мадонна" Тициана, "Видение святой Елены" Веронезе, "Положение во гроб" Караваджо. Остальное можно смело пропустить.
Апрель-октябрь: пн-сб, последнее вс месяца 8.45-16.45;
ноябрь-март: пн-сб, последнее вс месяца 8.45-13.45;
закрыто по религиозным праздникам (календарь на текущий год на mv. vatican. va)
Вход – €10
Рим
01. 10 вещей, которые надо сделать …
1. Провести полдня в винерии на площади ...
02. Как не испортить поездку. Когда…
Лучшее время в Риме – середина весны и н...
Как получить визу
Оформлять визу через турфирму без пригла...
Как добраться до Рима
На самолете. Прямые рейсы из Москвы в Ри...
Сколько взять с собой денег
Рим – город довольно дорогой, хоть и не ...
Рим в Интернете
www. romanet. it Программа римской жизни...
03. Правила выживания. Приезд
Из аэропорта. Девяносто девять рейсов из...
Где дешевле всего поесть
Хотя в целом Италия – страна недешевая, ...
19. Дешевый Рим. . Как дешевле всег…
В Европе возможностей сэкономить существ...
Секонд-хенд и винтаж
Do-Dai (La boutique dell usato chic) Vic...
Обувь и аксессуары
Baruffi Via degli Orfani 88/89 06 679 67...
Универмаги
Coin Piazzale Appio 7 06 708 00 20 Metr...
18. Магазины
Магазинная столица Италии, разумеется, н...
16. Рестораны и кафе
Еда в Италии – это святое. Гастрономичес...
Капитолийские музеи
(Musei Capitolini) Palazzo Nuovo, Palazz...
Музеи Ватикана (Musei Vaticani)
Citta del Vaticano, вход с Viale Vatica...
14. Музеи
Несмотря на многовековые усилия полчищ т...
Аппиева дорога
Военные дороги стали когда-то основой мо...
Термы Каракаллы
В дальнем конце Цирка виднеется Аксумски...
Тестаччо
Тестаччо (Testaccio) – это Рим эпохи нео...
Окрестности пирамиды
Если от церкви Сан-Саба спускаться вниз,...
Авентин
У подножия Авентина (Aventino) вытянулос...
13. Авентин и Аппиева дорога
Авентин и его окрестности – места для св...
Латеран
Неуютная, слишком просторная площадь, гд...
Целий
На месте нынешней улицы Сан-Грегорио (Vi...
12. Целий и Латеран
Целий с Латераном – очередной римский па...
Древнеримские сады
Гигантские виллы с затейливо подстриженн...
Квиринал
По значению Квиринал – второй холм после...
От площади Республики до площади Ба…
Улица Национале завершается огромной пол...
Вокруг улицы Национале
Идущая от площади Маньянаполи (Largo Mag...
Вокруг улицы Кавур
С точки зрения планировки, Рим – загадоч...
Вокруг Санта-Мария-Маджоре
Колокольня базилики Санта-Мария-Маджоре ...
11. Эсквилин и Квиринал
Окрестности вокзала Термини на первый вз...
Яникул
На самый высокий римский холм – Яникул (...
Королева Кристина
Королева Кристина Шведская (1626-1689) б...
Мосты через Тибр
Из мостов, фигурирующих на сегодняшней к...
К северу от проспекта Трастевере
Злосчастный проспект Трастевере начинает...
К югу от проспекта Трастевере
За мостом открывается идиллическая площа...
Остров Тиберина
Приятнее всего попадать в Трастевере чер...
10. Транстевере
Трастевере – район веселый и непринужден...
Избрание папы
Когда-то папой мог сделаться кто угодно ...
Государство Ватикан
Ватикан – самое маленькое государство в ...
Борго и замок Святого Ангела
Обычай отправляться в Рим, чтобы помолит...
Собор Святого Петра
Скорее всего святой Петр действительно б...
Площадь Святого Петра
До тех пор пока Муссолини не приложил ру...
09. Ватикан и окрестности
Площадь Сан-Пьетро от остального Рима от...
Беатриче Ченчи
Беатриче Ченчи (1577-1599) – один из гла...
Вокруг площади Фарнезе
Площадь Фарнезе (Piazza Farnese) отделяе...
Окрестности Кампо-де-Фьори
За улицей Аренула есть еще один кусочек ...
Гетто
Римское гетто учредил в 1555 году Павел ...
От Площади Венеции до Ларго-Арджент…
Палаццо Венеция, стоящее лицом к Виттори...
08. Вокруг Кампо-де-Фьори
Район вокруг Кампо-де-Фьори – пожалуй, с...
Бернини vs. Борромини
Соперничество Бернини и Борромини – глав...
Вокруг площади Навона
От корсо Ринашименто – буквально несколь...
Окрестности Пантеона
Самое сильное впечатление Пантеон (Panth...
Вокруг палаццо Дориа-Памфили
Самый надежный способ попасть к Пантеону...
07. Вокруг Пантеона
В низине в излучине Тибра когда-то была ...
Улица Фори-Империали и Колизей
Прокладывая улицу Фори-Империали (Via de...
Имперские форумы
Для миллионной столицы Империи республик...
Форум и Палатин
Стоит предупредить сразу: Форум (Foro), ...
Капитолий
С тех пор как Ромул увидел с Капитолия (...
Площадь Венеции
В Риме есть своя Эйфелева башня – здание...
05. Капитолий, Форум и Палатин
Сердце античного Рима билось здесь. Здес...
4. Что как выглядит
Аптека/Farmacia. Как и повсюду, узнается...
Чрезвычайные ситуации
Если вас остановила полиция – не пугайте...
Транспорт
Билеты (biglietti). На всех видах римско...
Время
Рабочий день у итальянцев начинается дов...
Связь
Телефонные автоматы. Классический италья...
Обмен валюты
Удобнее и выгоднее всего – обзавестись к...