Пьер Монтэ

Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

Введение
Глава I.
I. Города
II. Дворцы
III. Жилые дома
IV. Мебель
Глава II. Время
I. Времена года
II. Праздники и выходные дни
III. Счастливые и несчастливые дни
IV. Часы
V. Ночь
Глава III. Семья
I. Женитьба
II. Женщина
IV. Слуги и рабы
III. Дети
V. Домашние животные
Глава IV. Быт египтян
I. Утренний туалет
II. Одежда
III. Пища
IV. Кухня
IX. Домашние праздники
V. Хлебопечение
VI. Напитки
VII. Трапеза
VIII. Вечера
X. Игры
Глава V. Деревенская жизнь
I. Земледельцы
II. Полив садов
III. Сбор винограда
IV. Пахота и сев
IX. Обитатели болот
V. Жатва
VI. Лен
VII. Полевые вредители
VIII. Животноводство
X. Охота в пустыне
Глава VI. Искусство и ремесла
I. Каменоломни
II. Рудокопы
III. Работа в мастерских
IV. Скульпторы
IX. Каменщики и прочие ремесленники
V. Ювелиры, резчики по камню
VI. Изделия из дерева
VII. Изделия из кожи
VIII. Положение художников и ремесленников
X. Хозяева и работники
XI. Торговля и деньги
Глава VII. Путешествия
I. Передвижения внутри страны
II. Путешествия в пустыне
III. Путешествие в Библ
IV. Судоходство по Красному морю
Глава VIII. Фараон
I. Главная обязанность царей
II. Утренний туалет фараона
III. Фараон за работой
IV. Право помилования
IX. Фараон в домашнем кругу
V. Царские награды
VI. Приемы иноземных послов
VII. Спортивные игры
VIII. Царская охота
X. Гаремные интриги
XI. Размышления царей
Глава IX. Войско и война
I. Блеск и нищета воинства
II. Служба внутри страны
III. Войско на войне
IV. Мобилизация и раздача оружия
IX. Триумфальное возвращение
V. Войско в походе
VI. Битва
VII. Осадная война
VIII. Война в Нубии
Глава X. Писцы и судьи
I. Административный аппарат
II. Набор и обучение чиновников
III. Добрые и злые чиновники
IV. Охрана порядка
V. Суд
VI. Прием иноземных данников
Глава XI. Храмы
I. Набожность египтян
II. Жрецы
III. Культ
IV. Торжественные выходы богов
IX. «Дом жизни»
V. Торжественный выход Мина
VI. Прекрасный праздник Опет
VII. Праздник Долины
VIII. Мистерии
Глава XII. Погребение
I. Старость
II. Оценка деяний
III. Подготовка гробницы
IV. Обязанности заупокойного жреца (жреца Ка)
IX. Прощание с мумией
V. Бальзамирование
VI. Похоронная процессия
VII. Переправа через Нил
VIII. Подъем к гробнице
X. Поминальная трапеза
XI. Отношения между живыми и мертвыми
Краткий словарь божеств древнего Египта
Литература
Основные сокращения
Послесловие
Хронологическая таблица
Главная Пьер Монтэ Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

X. Игры

Празднества устраивались далеко не каждый день. Когда хозяин с хозяйкой дома бывали одни, они любили посидеть в саду в легкой беседке, подышать свежим, мягким северным ветром или поплавать на лодке по своему озерцу, забавляясь ловлей рыбы на удочку. Любимым развлечением супругов была игра в египетские шашки. Прямоугольная доска была разделена на тридцать три поля. Белые и черные фигуры напоминали шахматные пешки. Игроки сидели на табуретах, подложив под ноги подушки. Часто супруги играли друг против друга. На одной сценке дочь сидит рядом с отцом, обнимая его за шею. Петосирис играет с друзьями после завтрака, ожидая, когда в соседнем зале можно будет освежиться пивом. На другой сцене фиванец не желает ждать и попивает пиво, не отрываясь от игры.[69] Мы ничего не знаем о правилах этой игры, но, по-видимому, ходы определялись путем бросания костей, а не по воле игроков, как в наших шашках.

В древние времена игры были разнообразнее и многочисленнее. Наиболее популярной была игра в змею — «мехен». Играли в нее на столике с выгравированной или инкрустированной на нем свернувшейся кольцом змеей. Голова находилась в центре, а тело по всей длине было разделено на клетки. Игра проходила с помощью фигур — трех львов, трех львиц, а также белых и красных шариков. Когда игра заканчивалась, их укладывали в ларец из черного дерева. После эпохи Древнего царства игра в змею вышла из моды.[70] И все же нельзя сказать, что ее совсем забыли. В двух гробницах I династии мы нашли, пожалуй, самые красивые наборы фигурок львов и львиц из слоновой кости и там же — весьма любопытные другие играль-[100]


Рис.: Акробатические упражнения детей (V династия)

ные фигурки из того же материала. Одна изображает дом из трех пристроек с остроконечными крышами, другие напоминают шахматных короля и ладью. Пешки похожи на цилиндры с закругленной головкой и шишечкой наверху. Трудно поверить, что все многочисленные игры, придуманные изобретательными предками, были забыты, за исключением только одной или двух.

Египтяне — прирожденные игроки. Играли супруги, играли друзья — это было любимое времяпрепровождение. Даже враги иногда решали свои проблемы с помощью игры.[71]

Дети тоже играли в игры, не требующие особых затрат. Когда мальчиков было много, они разделялись на две группы и становились в затылок друг за другом. Игрок, стоявший сзади, обхватывал руками предыдущего, а передние вставали друг против друга, сплетали руки и пытались свалить противника. Те, кто стоял сзади, подбадривали их криками: «Твоя рука сильнее, чем его рука! Не отпускай его!» А противники отвечали: «Наш сильнее! Свали его, друг!»

Игра в «козленка на земле» заключалась в прыжках через живое препятствие.[72] Два мальчика садились друг против друга и вытягивали вперед руки и ноги. Это и было препятствие, через которое остальные игроки должны были перепрыгнуть и не попасться. Сидящие игроки, «препятствие», разумеется, старались схватить их за ногу и свалить — это и был «козленок на земле». Прыгающий не имел права хитрить, а, наоборот, предупреждал: «Держись! Вот я иду, приятель!»

В других играх дети состязались в скорости, но, поскольку бегать просто так было неинтересно, они устраивали скачки на коленях, скрестив ноги и удерживая их позади себя руками. Если в группе находился взрослый [101] мальчик, он становился на четвереньки, а двое малышей, сцепившись руками и ногами, раскачивались на его спине, как на качелях. Состязались также в меткости, стараясь поразить дротиком цель, нарисованную на земле. Эта цель неизвестно почему носила имя бога Сешему, весьма уважаемого бога давильни. Скорее она должна была носить имя убийцы Осириса. Увлекались дети и борьбой. Когда их бывало достаточно много, часть выстраивалась в некое подобие крепостной стены, замкнутого круга, в котором каждый держался за плечи соседей. Остальные пытались вскочить на эту стену, не попадаясь в руки «стражи».

Иногда игра кончалась дракой. Неловкого увальня или нечестного игрока угощали пинками и кулаками. Порой его даже связывали, как настоящего преступника. «Балачи» наказывали его палками.

Девочки предпочитали игры, где требовалась не сила, а ловкость. Они любили жонглировать. Младшие становились на плечи старших и перебрасывались мячами. Иногда и девочки боролись. Но самым любимым их развлечением были танцы. Каждая девочка должна была уметь танцевать, каждая, а не только та, которая собиралась стать профессиональной танцовщицей. Они привязывали шарик к своей косе, брали в руку зеркало или резную палку, позаимствованную у мальчишек, и крутились, прыгали, извивались посреди хоровода подруг, а те аккомпанировали им пением и хлопками в ладоши. Их песня не совсем нам понятна. Знаем только, что в ней они взывают к Хатхор, богине всех наслаждений. А вот танец-игра с неожиданными элементами. Двое взрослых девочек становились спиной друг к другу и разводили руки в стороны. Четверо маленьких девочек повисали на этих четырех руках и откидывались назад, упираясь ногами в ноги двух взрослых. По условному сигналу эта живая карусель начинала вращаться быстрее и быстрее, пока чье-нибудь падение не прерывало игру.

В комнатах гарема почти всегда хранились арфы, цитры, лютни и барабаны.[73] Это было не случайно. Я полагаю, что после ужина пение, музыка и танцы украшали семейные вечера. А также легенды и сказки. Один из папирусов Берлинского музея, папирус Весткар, свидетельствует о том, с каким жадным интересом слушал Хуфу волшебные истории про чародеев, которые ему по очереди рассказывали сыновья. Мы вправе полагать, что это развлечение было доступно каждому любителю сказок.


[1] H?rodote II.37. Иногда встречаются мужчины-прачки: Wr. Atl., I, 57. Farina. La pittura egiziana, c. 165.

[2] Sinouhit B, 291-292.

[3] Там же, 293-295; Montet. Bablos et l'Egypte, c. 610.

[4] J?quier. Les frises d'objets.

[5] Например, везир Птахмос; стела 88, хранящаяся в Лионе; опубликована в: Varille. M?langes Loret — BIFAO, 1930, с. 497.

[6] Quibell. The Tomb of Hesy, табл. 21.

[7] J?quier. ук. соч.; Lucas. Ancient Egyptian Materials and Pap. Ebers, 65, 10-11, recettes 453-463; 66, 7-9, industries, 2е ?d; 79-84, recettes 464-465; 66, 15, recettes 468.

[8] Pap. Hearst, 10, 4-11, recettes 144-148; Pap. Ebers. 86, 4, recettes 705; 87, 3-16, recettes 714-720; Pap. Ebers, 67, 3; Pap. Hearst, 10, 15, 15, l, recettes 157-158.

[9] Loret V. Pour transformer un vieillard en jeune homme, M?langes Maspero. T. I, c. 853-877.

[10] Wr. Atl., I, 44.

[11] Caire cat. g?n.; B?n?dite, Objets de toilette; Erman-Ranke, Aegypten..., табл. 17, Semblable: Farina. La pittura egiptiana, c. 17.

[12] Pap. d'Orbiney, 2. 9, 3, 2.

[13] Davies. Five Theban Tombs, c. 4, 26; Th. T. S., V, 9, 10; IV, 17; Mem. Tyt, l, 12, 18; IV, 7, 8,11; V. 30.

[14] Urk., I, 102.

[15] Две пары золотых сандалий были найдены в гробнице Псусеннеса: Mantel. Tanis, с. 156.

[16] Рар. Ebers, 78, 4 ssq., recettes 616, 617, 620; 81, 2 ssq.; 647, 648; Рар. Hearst, 12, 8, recettes 173-205.

[17] Davies. El Amarna. T. IV, c. 26; Medinet-Habu, 75, 112.

[18] Davies. Neferhotep, c. 36, 37, 41, 50; Th. T. S., IV, 6; Mem. Tyt., IV, l, 5; V, l, 9, 25.

* Считают, что оно делалось из волос, смазанных ароматным маслом.

[19] Davies. Neferhotep, c. 15, 36, 37, 50, 52; Mem. Tyt, T. IV, l, 5; V, l, 7, 9, 25.

[20] Pap. Br. Mus., 10052, XI, 7-8; ср.: Vandier. La famine dans FEgypte ancienne. Le Caire, 1931.

[21] Sinouhit B, 86-88.

[22] Naufrage, 47-52.

* Это явное преувеличение. Возможно, именно из-за нехватки мяса египтяне пытались приручать антилоп, газелей и других животных. Мясные блюда были праздничными для простых египтян.

[23] Wr. Atl, II, c. 185-188; Medinet-Habu, 173.

[24] Pap. Harris, I, 13, 7-8; 20; 20 a, 3-11; 35 b, 8-14; 51 a, 13.

[25] Pap. Harris, I, 20 a, 13-15; 71 b, 9-10.

* Вид животного, приносимого в жертву, определялся религиозным ритуалом.

[26] Montet. Vie priv?e, гл. V; для Нового царства см.: Wr. Atl, 188; Med. Habu, 173.

[27] Med. Habu, 148, 160, 152; Pap. Harris, I, 20 b, 53 b.

[28] Urk, III, 54 (Piankhi, 150-153).

[29] Pap. Harris, I, 20 b, 12-21 a, I; 65 c, 7-8.

[30] Loret V. L'ail chez les anciens Egyptiens, Sphinx, 1905, c. 135-147.

[31] Nombres, XI, c. 5.

[32] H?rodote II.38; Diodore I.2.33.

[33] Loret V. La flore pharaonique, № 152, c. 128-129, 157.

* Канопы — сосуды для внутренностей покойного, извлекаемых при мумификации. Их сохранение «поручалось» четырем сыновьям Хора, поэтому крышки канон часто украшали головы Амсета, Кебехсенуфа, Хапи и Дуамутефа.

[34] Pap. Chester Beatty I, II, 10-12; Keimer L. Die Gartenpflanzen im alten Egypten, c. l-6.

[35] Diodore I.34.

[36] Loret V. La flore pharaonique, № 146. Везир Рехмира в то же время прибирает к рукам весь урожай зерна и собранный мед (Urk., IV, 1040-1041); Medinet-Habu, 146, l, 281, 286; Рар. Harris, I. 28, 46, 48.

[37] Steindorff und Wolf. Die Thebanische Gr?berwelt, Lpz., 1932, c. 18.

[38] Davies. Ken-Amun, 58-59; Wr. Atl., I, 255, 286, 325-326, 356.

[39] Pap. Ebers, 6, 14, 10, 12, 13, 20, 20; Pap. Hearst, 2, 12, 3, 12, 34.

[40] H?rodote II.77.

[41] Wr. Atl., I, 84; Mem. Tyt., I, 22, 11; Bull. Inst. d'Egypte, XXI, 215.

[42] Pap. Harris. I, 16, 20 b, 36 a, 65 c; Mem. Tyt., I, 26; Wr. Atl., I, 16, 22.

[43] Wr. Atl., I, 180, 356; Montet. Vie priyee, c. 231-236; Davies, Five Theban Tombs, c. 38.

[44] Th. T. S., II, 11.

[45] Pendlebury. Les fouilles de Teil el Amarna, c. 139.

[46] Montet. Vie priv?e, c. 242-254; Davies. Ken-Amun, c. 58; Th. T. S., II, 8-10; Davies. Five Theban Tombs, c. 39.

* Название пограничной крепости на дороге из Египта в Азию.

[47] Bibl. eg., VII, 41-42.

[48] AZ, LVIII, 25.

[49] Newberry. Beni-Hasan. T. II, c. 6; BIFAO, IX, 8, 9.

[50] Farina. La pittura egiziana, c. 17.

[51] Davies. El Amarna. T. III., c. 4-6.

[52] Th. T. S., III, 6. Рельеф из гробницы Хоремхеба (Берлин, 20365).

[53] Erman-Ranke. Aegypten..., с. 218.

[54] K?mi, VIII.

[55] Siout, I, V, VII и IX.

[56] Davies. A Peculiar Form of N. K. Lamp. — J. E. A., X, 9-14; ср.: Urk., IV, 117: «Могу ли я зажечь лампу для тебя, пока длится ночь и пока не взойдет солнце!»

[57] Maspero. Les enseignements d'Amenemh?t Ier ? son fils Sanouasrit Ier, c. 10.

[58] Bibl. eg., VII, 37, 38. Souhaits analogues: Bibl. eg., VII, 24.

[59] Bibl. eg., VII, 5-6; ASAE, XL, 605.

[60] Bibl. eg., VII, 7.

[61] Сцены пиров часто встречаются в фиванских гробницах: Paheri, 6-7; Davies. Neferhotep, с. 18; Th. T. S., l, 6, 15; III, 4-6; III, 21; Mem. Туt, I, 15; IV, 5; Wr. Atl., I, 7; l, 10; 8, 9, 91.

[62] Ptah-hotep, ed. Devaud, maxime 18, 277, 288.

* Цитра — многострунный, преимущественно щипковый музыкальный инструмент.

[63] К примечанию 61 можно добавить: Wr. Atl., I, 145; Daviei. El Amarna. T. V, c. 5; Loret. Note sur les Instruments de musique de l'?gypte ancienne. — L'Encyclopedie de la musique, de Lavignac. P., 1913, l-34; Gerald Th. Histoire de la musique des origines a la fin du XIVе siede. P., 1936, гл. I; Wr. All., I, 179; Maspero. Histoire. T. II, c. 529.

* Ману — запад, где заходит солнце и находится Страна мертвых.

* Богиня Мертсегер, почитавшаяся в фиванском некрополе в облике змеи.

[64] Br. Mus. 37984; Benedite. Le tombeau de Neferhotpou; Miss. fr., V, табл. 4, с. 529-531; Maspero. ?tudes ?gyptiennes. T. I, c. 172-177.

* Имхотеп — везир фараона Джосера, создатель первой (ступенчатой) пирамиды; был обожествлен и особенно почитался в эпоху Позднего царства; Джедефхор — один из сыновей царя Хуфу, считавшийся великим мудрецом.

[65] Maspero. ?tudes ?gyptiennes. T. I, c. 178 и сл. (Leide K 6).

[66] H?rodote II.78; Plutarque. Isis et Osiris, c. 17; Luden. De Luctu, 21; P?trone. Satiricon, c. 34.

[67] Paheri, c. 7.

[68] Davies. Neferhotep, c. 18; Wr. Atl., I, 392 (Bruxelles E 2877); Wr. Atl., I, 179.

[69] Wr. Atl., I, 49, 418; BIFAO, XXVII. табл. 7. (Tombeau 219 ? Deir el Medineh); Lefebvre. Petosiris, c. 50; Piankhi, c. 133.

[70] Montet. Vie priv?e, c. 372-376; Junker, Giza. T. IV, c. 37.

[71] Maspero. Contes populaires, 4е ?d., 142 (Сатни-Хаэмуас в мумии). Там же, с. 2.

[72] Montet. Vie priv?e, c. 368, 372. Совсем другие объяснения правил игры в козлят дал египетский египтолог, игравший в эту игру в детстве: Saad Zaki. Khasa Lawiza. — ASAE, XXXVII, с. 212 и сл.

[73] Davies. El Amarna. T. VII, c. 18.