Пьер Монтэ

Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

Введение
Глава I.
I. Города
II. Дворцы
III. Жилые дома
IV. Мебель
Глава II. Время
I. Времена года
II. Праздники и выходные дни
III. Счастливые и несчастливые дни
IV. Часы
V. Ночь
Глава III. Семья
I. Женитьба
II. Женщина
IV. Слуги и рабы
III. Дети
V. Домашние животные
Глава IV. Быт египтян
I. Утренний туалет
II. Одежда
III. Пища
IV. Кухня
IX. Домашние праздники
V. Хлебопечение
VI. Напитки
VII. Трапеза
VIII. Вечера
X. Игры
Глава V. Деревенская жизнь
I. Земледельцы
II. Полив садов
III. Сбор винограда
IV. Пахота и сев
IX. Обитатели болот
V. Жатва
VI. Лен
VII. Полевые вредители
VIII. Животноводство
X. Охота в пустыне
Глава VI. Искусство и ремесла
I. Каменоломни
II. Рудокопы
III. Работа в мастерских
IV. Скульпторы
IX. Каменщики и прочие ремесленники
V. Ювелиры, резчики по камню
VI. Изделия из дерева
VII. Изделия из кожи
VIII. Положение художников и ремесленников
X. Хозяева и работники
XI. Торговля и деньги
Глава VII. Путешествия
I. Передвижения внутри страны
II. Путешествия в пустыне
III. Путешествие в Библ
IV. Судоходство по Красному морю
Глава VIII. Фараон
I. Главная обязанность царей
II. Утренний туалет фараона
III. Фараон за работой
IV. Право помилования
IX. Фараон в домашнем кругу
V. Царские награды
VI. Приемы иноземных послов
VII. Спортивные игры
VIII. Царская охота
X. Гаремные интриги
XI. Размышления царей
Глава IX. Войско и война
I. Блеск и нищета воинства
II. Служба внутри страны
III. Войско на войне
IV. Мобилизация и раздача оружия
IX. Триумфальное возвращение
V. Войско в походе
VI. Битва
VII. Осадная война
VIII. Война в Нубии
Глава X. Писцы и судьи
I. Административный аппарат
II. Набор и обучение чиновников
III. Добрые и злые чиновники
IV. Охрана порядка
V. Суд
VI. Прием иноземных данников
Глава XI. Храмы
I. Набожность египтян
II. Жрецы
III. Культ
IV. Торжественные выходы богов
IX. «Дом жизни»
V. Торжественный выход Мина
VI. Прекрасный праздник Опет
VII. Праздник Долины
VIII. Мистерии
Глава XII. Погребение
I. Старость
II. Оценка деяний
III. Подготовка гробницы
IV. Обязанности заупокойного жреца (жреца Ка)
IX. Прощание с мумией
V. Бальзамирование
VI. Похоронная процессия
VII. Переправа через Нил
VIII. Подъем к гробнице
X. Поминальная трапеза
XI. Отношения между живыми и мертвыми
Краткий словарь божеств древнего Египта
Литература
Основные сокращения
Послесловие
Хронологическая таблица
Главная Пьер Монтэ Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

VIII. Мистерии

Выходы богов не привлекали бы столько народа, если бы организаторы церемоний не разнообразили эти зрелища. Сколько можно любоваться раззолоченными ладьями и плясать под звуки тамбуринов? Для того чтобы вызвать интерес публики, жрецы издавна придумали изображать перед нею в лицах самые волнующие эпизоды из жизни богов и даже привлекать к этим действам самих [292] паломников, так что становилось еще интереснее. Египтяне знали: Осирис был милостивым и добрым богом, Сетх убил его и бросил тело в Нил, все знали, как оно доплыло до Библа и как было возвращено в Египет. Поэтому всех занимало представление этой великой драмы, и многие даже стремились в нем участвовать в качестве статистов, оставляя главные роли профессионалам.

Эти мистерии из жизни Осириса с особым блеском представляли в Абидосе и Бусирисе. Служители тщательно готовили костюмы, декорации и все необходимые аксессуары.[37] Представление начиналось с большой процессии во главе с богом Упуаутом — «Открывателем путей». «Враги» пытались ее задержать, но процессия все-таки вошла в святилище. На второй день «спектакль» продолжался: изображалось убийство бога или же о нем просто рассказывали. Участники выражали великую боль и горе. Большая процессия направлялась к гробнице. На последнем «представлении» зрители видели избиение врагов Осириса, и весь народ ликовал, когда воскресший бог возвращался в Абидос на ладье «нешмет» и входил в свой дворец. В Бусирисе воздвигали с помощью канатов фетиш Осириса. Толпа плясала и веселилась. Две группы статистов, представлявших жителей соседних городов Пе и Депа, дрались между собой кулаками и ногами, предваряя появление Хора.

В Саисе, где Геродот видел ночное представление на круглом озере, вероятно, изображали весь цикл страстей Осириса, вплоть до его чудесного возвращения из Библа и превращения бога в колонну.

Геродот сумел посетить на северо-востоке Египта город Папремис, посвященный Сетху, убийце Осириса. Там он увидел «представление» подобного же рода, и это неудивительно, потому что Сетх был воинственным божеством. Статую бога в наосе вынесли за пределы святилища и оставили под охраной жрецов. Когда настал момент возвращения, ее установили на четырехколесную повозку. Более тысячи мужчин, вооруженных дубинками, напали на маленькую группу, охранявшую статую. Но к ней подоспело подкрепление. Началась настоящая свалка! Никто уже не считал подбитых глаз и проломленных черепов, хотя местные жители утверждали, что это лишь игра. А речь шла о том, чтобы напомнить зрителям, как Сетх хотел войти к своей матери, а слуги не узнали его и не пускали. Сетх отступил, но вскоре вернулся с подкреплением и разбил всех, кто хотел его задержать.[38] [293]

В Омбосе, в Верхнем Египте, Ювенал* увидел аналогичное представление, но он был менее прозорлив, чем Геродот, и его ослепляло презрение к египтянам, а поэтому он решил, что присутствует при настоящем сражении между двумя враждебными кланами. Старая ненависть, говорит он, разделяет Омбос и Тентюру (Дандара), ибо каждый из этих городов презирает богов другого города. В одном из них шел праздник. Там установили столы и ложа на семь дней. Люди плясали под звуки флейт. Внезапно ворвались чужаки. Началась потасовка. Вначале дрались кулаками, потом камнями, а потом полетели стрелы. Наконец, жители Тентюры убежали, оставив на месте одного из своих. Жители Омбоса схватили его, разрубили на куски и сожрали сырым.[39]

В действительности же Омбос, который египтяне называли Небетом, был городом Сетха, а Тентюра — владением Хатхор. Во многих соседних полях происходили сражения матери Хора и ее сподвижников с развратным и воинственным богом.[40] Именно такие сражения представлялись здесь в позднюю эпоху, и, конечно, они не обходились без ругани и увечий.

Во всех номах и городах местные мифы давали богатый материал для драматических представлений. Глядя на роскошь храмов, на многочисленных жрецов и служителей, которые участвовали в церемониях, трудно себе представить, какими смутьянами и фрондерами были египтяне в действительности.

Да, фараона почитали как бога и приближались к нему с трепетом, но в народных сказках фараона награждают пятьюстами палочными ударами,[41] его обманывают жены, он ни на что не может сам решиться, он игрушка в руках своих советников и судей, строители обворовывают его как хотят.

Боги тоже наделены всеми грехами и пороками, всеми недостатками и смешными чертами жалкого рода людского. Верховное собрание богов должно было решить, кому достанется место Осириса — Хору или Сетху.* Восемьдесят лет они спорили, и восемьдесят лет оба кандидата ждали их решения. Распутство Сетха можно сравнить только с его глупостью и доверчивостью. Побитый, Хор [294] плачет, как ребенок. Нейт,* призванная к властелину вселенной, желая показать, как она относится к его решениям, бесстыдно задирает перед ним юбку.[42] В один прекрасный день богу Шу надоело править миром. Он улетает на небо. Его заместитель Геб задумал возложить на себя урея, который помогал Шу одерживать победы над всеми врагами. О тщеславный! Едва протянул он руку к ларцу с уреем, священная кобра поднялась из ларца и извергла на бога свой яд. Обожженный, Геб долго метался в поисках целительного средства.[43]

В народных драмах, которые разыгрывались в самом храме или в ограде храма, перед колоннами или на священном водоеме, к богам относились довольно фамильярно. Актеры не только изображали эпизоды из мифов о божествах, но и заставляли говорить богов. До нас не дошло ни одной египетской драмы, поэтому нам приходится довольствоваться несколькими такими текстами, как, например, «драматический» папирус Рамессеума, скопированный по приказу Шабаки с оригинала. В текстах приведены только несколько заголовков отдельных сцен, а также реплики и обрывки разговоров, высеченные рядом со сценками из частной жизни в гробницах, прежде всего в гробницах Древнего царства.

Но существование такого театра можно считать доказанным, особенно после того, как экспедиция Французского института восточной археологии нашла в Эдфу стелу профессионального актера с такой надписью: «Я сопровождал моего господина в его поездках и всегда декламировал безупречно. Я всегда подавал реплики моему господину, когда он декламировал. Он был богом, я — его подданным. Если он убивал, я оживлял».[44]

Эти театральные представления, вне всякого сомнения, были основной приманкой на праздниках, которые продолжались много дней и все же не надоедали египетской публике.


[1] H?rodote II.37.

[2] Jos?phe. Contre Apion. T. I, c. 232, 254-255.

[3] K?mi, IX, 40.

[4] Так же в «романе» Сатни-Хаэмуасе: Maspero. Contes populaires. 4е ?d., с. 131.

[5] Bibl. eg., VII, 16, 17.

[6] Bibl. eg., VII. 60.

[7] Kuentz. Quolques monuments du culte de Sobok, табл. 11; BIFAO, XXVIII, 113-172.

[8] H?rodote III.28-29; Strabon XVII. l.31; Plutarque. Isis et Osiris, c. 43: Marcellin Ammien. T. XXII, c. 14. (так — HF)

[9] H?rodote II.67. Некрополь ибисов обнаружен в пустыне напротив города Шмуна вблизи гробницы Петосириса.

* Представляется, что П. Монтэ преувеличивает роль азиатских божеств в египетском пантеоне. Проникшие в Долину Нила культы сильно египтизировались, и к концу Позднего царства многие из чужеземных культов не отличались от египетских (например богиня Кедшет (Кудшу), первоначально изображаемая обнаженной на льве, уже изображается в платье и без своего культового животного). Сутех — это египетский Сетх, приобретший лишь некоторые черты иконографии Баала (Балу). Нельзя говорить и о вытеснении Хора Хороном, так как последний — ипостась первого, популярная в районе великих пирамид. Для признания Хорона азиатским богом — недостаточно данных.

[10] Montet. Drame d'Avaris, c. 140-141 и табл. VI.

[11] Gardiner Alan H. The Astarte papyrus dans Studies presented to F. LI. Griffith, 83.

[12] Montet. Drame d'Avaris, c. 134.

[13] Там же, с. 142-143.

[14] Bibl. eg., VII, 88-91.

[15] Peyte и Rossi. Los papyrus hi?ratiques de Turin.

[16] Хапиджефаи из Сиута, обращаясь к членам храмового совета, говорит: «Я сын жреца, как каждый из вас».

[17] Bibl. eg., VII, 5.

[18] Минмес жил во время правления Рамсеса III: Louvre С 218.

[19] Erman. La religion des ?gyptiens, с. 223.

[20] Ритуал известен из трех папирусов Берлинского музея и по рельефу в храме Абидоса: Moret. Le rituel du culte divin journalier en Egypte. P., 1902.

[21] Blok H. P. Remarques sur quelques st?les dites «? oreilles» K?mi, II, 123-135.

[22] Lacau. Les statucs «gu?risseuses» dans Fancienne ?gypte. Monuments Piot XXV (1922): Erman. La religion des ?gyptiens, c. 355; Lefebvre. La statue gu?risseuse du Louvre, M?langes Loret, c. 89 и сл.

[23] St?le 589 du Br. Mus. et stele 102 de Turin; Erman. Denkstein aus der thebanischen Gr?berstadt (Sitz. Berl. Ak., 1911, 1100).

[24] St?le 23077 du musee de Berlin; Erman. ук. соч., с. 1088-1097.

[25] Cerny. Le culte d'Amenophis Ier chez les ouvriers de la n?cropole th?baine. — BIFAO, XXVII, c. 159 и сл.

[26] Naville. Inscription historique de Pinodjem III.

[27] Urk., III, 94-95 (st?le de Fintronisation I. 18-19).

[28] Borenx. Catalogue guide (Louvre, Antiquit?s ?gyptiennes, 534-535). Ср.: Loukianoff. Uno statue parlante ou oracle du dieu R?-Harmakhis. — ASAE. XXXVI, 187.

[29] Cerny. Qucstions adressees aux oracles. BIPAO, XXXV, 41; ср.: J. E. A., XI, 249-255; XII, 176-185.

[30] H?rodote II.59-60.

[31] По рельефам из Мединет-Абу и Карнака, ср.: Gauthier H. Les f?tes du dieu Min. Le Caire, 1931.

* Черный цвет скорее символизировал плодородие бога, так же как и его культовое растение — латук. Подробнее о египетском происхождении культа Мина см.: Павлова О. И. Мин — владыка чужеземных стран. — Культурное наследие Востока. Проблемы, поиски, суждения. Л., 1985, с. 34-44.

[32] Gauthier. ук. соч., с. 230-231, 239-240. Лефевр, Море и Готье полагали, что быка приносили в жертву, но это жертвоприношение нигде не изображено. О действительном изображении быка см.: Jacobson. Die Dogmatische Stellung das K?nigs in der Theologie der alten Eg. Gluckstadt; ср.: сообщения Пиндара, Страбона и Геродота.

[33] Надпись опубликована в: Daressy. Recueil de travaux. T. XVIII, с. 181 и сл.

[34] Основные эпизоды праздника изображены на рельефах храма в Луксоре по приказу Тутанхамона. См.: Wr. Atl., II, 189-202. Ср. с рельефами храма Рамсеса III в Карнаке (Rams?s III, temples, 86-92).

* См.: Павлова О. И. Амон фиванский. Ранняя история культа (V—XVII династии). М., 1984.

[35] Foucart. La helle f?te de la vall?e. — BIFAO, XVIV, 1924.

[36] Там же, табл. 14; Wr. Atl., I, 118-119.

[37] Стела 1204 из Египетского музея в Берлине: Schaefer. Die Osiris mysterien in Abydos. 11904; сцена из гробницы Хериуфа в Фивах: Moret. Myst?res ?gyptiens. Р., 1912, с. 11; стела Рамсеса IV: Mariette. Abydos. T. II, с. 54-55.

[38] H?rodote II.63.

* Ювенал (ок. 60 — ок. 127 гг.) — древнеримский поэт-сатирик. Согласно античной традиции, умер в Египте, в ссылке.

[39] Juv?nal XV.

[40] Дандара была местом повержения Сетха перед этой богиней. Brugsch. Dict. geogr., с. 38; Gauthier. Dictionnaire des noms geographiques. T. V, c. 84-85.

[41] Фараон Менхеперрасиамун в действительной истории Сатни: Maspero. Contes populaires. 4е ?d., 168-171.

* Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.-Л., 1956, с. 103-111; Сказки и повести Древнего Египта. М., 1979, с. 108-128.

* Согласно мифу, это делает Хатхор, а не Нейт. Спорна мотивировка действий богини: скорее всего, она хотела развеселить Ра.

[42] Рар. ehester Beatty I.

[43] Goyon G. Les travaux de Chou et les tribulations de Geb. — Kerni, VI, 142.

[44] Drioton. Ce que l’on sail du th??tre ?gyptien (editions de la revue du Caire, 1938).

[45] St?le de Fan 2 de Neferhotep (Mariette. Abydos. T. II, c. 28-30).

[46] Gardiner. The house of life. — J. E. A., XXIV, 1938, c. 157-179.