VII. Трапеза
Мы закончили перечень основных продуктов, которыми питалась египетская семья на протяжении года. У нас не хватает документов, чтобы описать, как ели египтяне у себя дома. Ясно только одно: они ели, сидя по одному или по двое за маленьким столиком, уставленным блюдами с мясом, птицей, овощами, фруктами, возможно разложенными на ломтях конических хлебов, подобных выпекаемым в Эльзасе «бабам». Дети рассаживались на подушках или прямо на полу, на циновке.
Семья не собиралась за утренним завтраком. Главе семьи подавали еду сразу после умывания. Он получал хлеб, пиво, кусок мяса, вырезку и пирог («шенес»). Его жена завтракала, пока ее причесывали или сразу по окончании туалета. На фиванской росписи служанка подает кубок своей госпоже, когда она еще держит в руке зеркало. Рядом с нею столик с корзиной из пальмовых листьев и двумя вазами.[50]
Обеденное меню состояло, по-видимому, из мяса, птицы, овощей и фруктов по сезону, хлеба и пирожков и, разумеется, пива в изобилии. Вряд ли все египтяне, даже состоятельные, ели мясо каждый день и за каждой трапезой. Не следует забывать, что Египет — страна с жарким климатом и что розничная торговля тогда вряд ли существовала. Забить быка могли только те, кто был уверен, что сумеет его съесть за три-четыре дня, то есть крупные вельможи, у которых были многочисленные слуги, жрецы в храмах, и те, кто устраивал пир, а простые люди позволяли себе такую роскошь только по случаю празднеств и паломничеств.
Мне известен только один рельеф, изображающий египтян во время еды. Он находится в гробнице Телль-эль-Амарны, где за столом сидит Эхнатон со своей семьей.[51] Фараон с аппетитом ест сочное мясо, а его супруга — птицу. Царица-мать подносит что-то ко рту, а другой рукой протягивает кусочек одной из маленьких царевен, которые [89] сидят рядом с нею на подушках. Поблизости видны столы, заставленные всякими яствами, но не видно ни одного блюда, ни чаш, ни тарелок, пи бокалов. Это тем более удивительно, что в археологических коллекциях хранится большое количество самой разнообразной посуды, которая позволяла есть супы, пюре, блюда с гарниром и под соусами, компоты, сласти и сливки. Поэтому я думаю, что в какой-то момент хозяевам и гостям раздавали не только тарелки, но и вилки, ложки и ножи, ибо все эти предметы, хоть и не в столь большом количестве, тоже хранятся в наших музеях. В Лувре есть целый набор восхитительных деревянных ложек, ручки которых разукрашены с удивительной фантазией и которыми, наверное, никогда не пользовались. Над гробницей Осоркона II я нашел ложку, как бы лежащую на ладони, вставленной в металлическую трубку. Заметим попутно, что на столиках рядом с фруктами и овощами часто стояли туалетные принадлежности: тазик, кувшины и прочее.[52] Все это доказывает, что египтяне обычно ели руками.
В послеполуденное время, около четырех-пяти часов, проходила еще одна легкая трапеза с напитками, после которой египтяне возвращались к своей работе либо предавались развлечениям.
[1] H?rodote II.37. Иногда встречаются мужчины-прачки: Wr. Atl., I, 57. Farina. La pittura egiziana, c. 165.
[2] Sinouhit B, 291-292.
[3] Там же, 293-295; Montet. Bablos et l'Egypte, c. 610.
[4] J?quier. Les frises d'objets.
[5] Например, везир Птахмос; стела 88, хранящаяся в Лионе; опубликована в: Varille. M?langes Loret — BIFAO, 1930, с. 497.
[6] Quibell. The Tomb of Hesy, табл. 21.
[7] J?quier. ук. соч.; Lucas. Ancient Egyptian Materials and Pap. Ebers, 65, 10-11, recettes 453-463; 66, 7-9, industries, 2е ?d; 79-84, recettes 464-465; 66, 15, recettes 468.
[8] Pap. Hearst, 10, 4-11, recettes 144-148; Pap. Ebers. 86, 4, recettes 705; 87, 3-16, recettes 714-720; Pap. Ebers, 67, 3; Pap. Hearst, 10, 15, 15, l, recettes 157-158.
[9] Loret V. Pour transformer un vieillard en jeune homme, M?langes Maspero. T. I, c. 853-877.
[10] Wr. Atl., I, 44.
[11] Caire cat. g?n.; B?n?dite, Objets de toilette; Erman-Ranke, Aegypten..., табл. 17, Semblable: Farina. La pittura egiptiana, c. 17.
[12] Pap. d'Orbiney, 2. 9, 3, 2.
[13] Davies. Five Theban Tombs, c. 4, 26; Th. T. S., V, 9, 10; IV, 17; Mem. Tyt, l, 12, 18; IV, 7, 8,11; V. 30.
[14] Urk., I, 102.
[15] Две пары золотых сандалий были найдены в гробнице Псусеннеса: Mantel. Tanis, с. 156.
[16] Рар. Ebers, 78, 4 ssq., recettes 616, 617, 620; 81, 2 ssq.; 647, 648; Рар. Hearst, 12, 8, recettes 173-205.
[17] Davies. El Amarna. T. IV, c. 26; Medinet-Habu, 75, 112.
[18] Davies. Neferhotep, c. 36, 37, 41, 50; Th. T. S., IV, 6; Mem. Tyt., IV, l, 5; V, l, 9, 25.
* Считают, что оно делалось из волос, смазанных ароматным маслом.
[19] Davies. Neferhotep, c. 15, 36, 37, 50, 52; Mem. Tyt, T. IV, l, 5; V, l, 7, 9, 25.
[20] Pap. Br. Mus., 10052, XI, 7-8; ср.: Vandier. La famine dans FEgypte ancienne. Le Caire, 1931.
[21] Sinouhit B, 86-88.
[22] Naufrage, 47-52.
* Это явное преувеличение. Возможно, именно из-за нехватки мяса египтяне пытались приручать антилоп, газелей и других животных. Мясные блюда были праздничными для простых египтян.
[23] Wr. Atl, II, c. 185-188; Medinet-Habu, 173.
[24] Pap. Harris, I, 13, 7-8; 20; 20 a, 3-11; 35 b, 8-14; 51 a, 13.
[25] Pap. Harris, I, 20 a, 13-15; 71 b, 9-10.
* Вид животного, приносимого в жертву, определялся религиозным ритуалом.
[26] Montet. Vie priv?e, гл. V; для Нового царства см.: Wr. Atl, 188; Med. Habu, 173.
[27] Med. Habu, 148, 160, 152; Pap. Harris, I, 20 b, 53 b.
[28] Urk, III, 54 (Piankhi, 150-153).
[29] Pap. Harris, I, 20 b, 12-21 a, I; 65 c, 7-8.
[30] Loret V. L'ail chez les anciens Egyptiens, Sphinx, 1905, c. 135-147.
[31] Nombres, XI, c. 5.
[32] H?rodote II.38; Diodore I.2.33.
[33] Loret V. La flore pharaonique, № 152, c. 128-129, 157.
* Канопы — сосуды для внутренностей покойного, извлекаемых при мумификации. Их сохранение «поручалось» четырем сыновьям Хора, поэтому крышки канон часто украшали головы Амсета, Кебехсенуфа, Хапи и Дуамутефа.
[34] Pap. Chester Beatty I, II, 10-12; Keimer L. Die Gartenpflanzen im alten Egypten, c. l-6.
[35] Diodore I.34.
[36] Loret V. La flore pharaonique, № 146. Везир Рехмира в то же время прибирает к рукам весь урожай зерна и собранный мед (Urk., IV, 1040-1041); Medinet-Habu, 146, l, 281, 286; Рар. Harris, I. 28, 46, 48.
[37] Steindorff und Wolf. Die Thebanische Gr?berwelt, Lpz., 1932, c. 18.
[38] Davies. Ken-Amun, 58-59; Wr. Atl., I, 255, 286, 325-326, 356.
[39] Pap. Ebers, 6, 14, 10, 12, 13, 20, 20; Pap. Hearst, 2, 12, 3, 12, 34.
[40] H?rodote II.77.
[41] Wr. Atl., I, 84; Mem. Tyt., I, 22, 11; Bull. Inst. d'Egypte, XXI, 215.
[42] Pap. Harris. I, 16, 20 b, 36 a, 65 c; Mem. Tyt., I, 26; Wr. Atl., I, 16, 22.
[43] Wr. Atl., I, 180, 356; Montet. Vie priyee, c. 231-236; Davies, Five Theban Tombs, c. 38.
[44] Th. T. S., II, 11.
[45] Pendlebury. Les fouilles de Teil el Amarna, c. 139.
[46] Montet. Vie priv?e, c. 242-254; Davies. Ken-Amun, c. 58; Th. T. S., II, 8-10; Davies. Five Theban Tombs, c. 39.
* Название пограничной крепости на дороге из Египта в Азию.
[47] Bibl. eg., VII, 41-42.
[48] AZ, LVIII, 25.
[49] Newberry. Beni-Hasan. T. II, c. 6; BIFAO, IX, 8, 9.
[50] Farina. La pittura egiziana, c. 17.
[51] Davies. El Amarna. T. III., c. 4-6.
[52] Th. T. S., III, 6. Рельеф из гробницы Хоремхеба (Берлин, 20365).
[53] Erman-Ranke. Aegypten..., с. 218.
[54] K?mi, VIII.
[55] Siout, I, V, VII и IX.
[56] Davies. A Peculiar Form of N. K. Lamp. — J. E. A., X, 9-14; ср.: Urk., IV, 117: «Могу ли я зажечь лампу для тебя, пока длится ночь и пока не взойдет солнце!»
[57] Maspero. Les enseignements d'Amenemh?t Ier ? son fils Sanouasrit Ier, c. 10.
[58] Bibl. eg., VII, 37, 38. Souhaits analogues: Bibl. eg., VII, 24.
[59] Bibl. eg., VII, 5-6; ASAE, XL, 605.
[60] Bibl. eg., VII, 7.
[61] Сцены пиров часто встречаются в фиванских гробницах: Paheri, 6-7; Davies. Neferhotep, с. 18; Th. T. S., l, 6, 15; III, 4-6; III, 21; Mem. Туt, I, 15; IV, 5; Wr. Atl., I, 7; l, 10; 8, 9, 91.
[62] Ptah-hotep, ed. Devaud, maxime 18, 277, 288.
* Цитра — многострунный, преимущественно щипковый музыкальный инструмент.
[63] К примечанию 61 можно добавить: Wr. Atl., I, 145; Daviei. El Amarna. T. V, c. 5; Loret. Note sur les Instruments de musique de l'?gypte ancienne. — L'Encyclopedie de la musique, de Lavignac. P., 1913, l-34; Gerald Th. Histoire de la musique des origines a la fin du XIVе siede. P., 1936, гл. I; Wr. All., I, 179; Maspero. Histoire. T. II, c. 529.
* Ману — запад, где заходит солнце и находится Страна мертвых.
* Богиня Мертсегер, почитавшаяся в фиванском некрополе в облике змеи.
[64] Br. Mus. 37984; Benedite. Le tombeau de Neferhotpou; Miss. fr., V, табл. 4, с. 529-531; Maspero. ?tudes ?gyptiennes. T. I, c. 172-177.
* Имхотеп — везир фараона Джосера, создатель первой (ступенчатой) пирамиды; был обожествлен и особенно почитался в эпоху Позднего царства; Джедефхор — один из сыновей царя Хуфу, считавшийся великим мудрецом.
[65] Maspero. ?tudes ?gyptiennes. T. I, c. 178 и сл. (Leide K 6).
[66] H?rodote II.78; Plutarque. Isis et Osiris, c. 17; Luden. De Luctu, 21; P?trone. Satiricon, c. 34.
[67] Paheri, c. 7.
[68] Davies. Neferhotep, c. 18; Wr. Atl., I, 392 (Bruxelles E 2877); Wr. Atl., I, 179.
[69] Wr. Atl., I, 49, 418; BIFAO, XXVII. табл. 7. (Tombeau 219 ? Deir el Medineh); Lefebvre. Petosiris, c. 50; Piankhi, c. 133.
[70] Montet. Vie priv?e, c. 372-376; Junker, Giza. T. IV, c. 37.
[71] Maspero. Contes populaires, 4е ?d., 142 (Сатни-Хаэмуас в мумии). Там же, с. 2.
[72] Montet. Vie priv?e, c. 368, 372. Совсем другие объяснения правил игры в козлят дал египетский египтолог, игравший в эту игру в детстве: Saad Zaki. Khasa Lawiza. — ASAE, XXXVII, с. 212 и сл.
[73] Davies. El Amarna. T. VII, c. 18.