Пьер Монтэ

Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

Введение
Глава I.
I. Города
II. Дворцы
III. Жилые дома
IV. Мебель
Глава II. Время
I. Времена года
II. Праздники и выходные дни
III. Счастливые и несчастливые дни
IV. Часы
V. Ночь
Глава III. Семья
I. Женитьба
II. Женщина
IV. Слуги и рабы
III. Дети
V. Домашние животные
Глава IV. Быт египтян
I. Утренний туалет
II. Одежда
III. Пища
IV. Кухня
IX. Домашние праздники
V. Хлебопечение
VI. Напитки
VII. Трапеза
VIII. Вечера
X. Игры
Глава V. Деревенская жизнь
I. Земледельцы
II. Полив садов
III. Сбор винограда
IV. Пахота и сев
IX. Обитатели болот
V. Жатва
VI. Лен
VII. Полевые вредители
VIII. Животноводство
X. Охота в пустыне
Глава VI. Искусство и ремесла
I. Каменоломни
II. Рудокопы
III. Работа в мастерских
IV. Скульпторы
IX. Каменщики и прочие ремесленники
V. Ювелиры, резчики по камню
VI. Изделия из дерева
VII. Изделия из кожи
VIII. Положение художников и ремесленников
X. Хозяева и работники
XI. Торговля и деньги
Глава VII. Путешествия
I. Передвижения внутри страны
II. Путешествия в пустыне
III. Путешествие в Библ
IV. Судоходство по Красному морю
Глава VIII. Фараон
I. Главная обязанность царей
II. Утренний туалет фараона
III. Фараон за работой
IV. Право помилования
IX. Фараон в домашнем кругу
V. Царские награды
VI. Приемы иноземных послов
VII. Спортивные игры
VIII. Царская охота
X. Гаремные интриги
XI. Размышления царей
Глава IX. Войско и война
I. Блеск и нищета воинства
II. Служба внутри страны
III. Войско на войне
IV. Мобилизация и раздача оружия
IX. Триумфальное возвращение
V. Войско в походе
VI. Битва
VII. Осадная война
VIII. Война в Нубии
Глава X. Писцы и судьи
I. Административный аппарат
II. Набор и обучение чиновников
III. Добрые и злые чиновники
IV. Охрана порядка
V. Суд
VI. Прием иноземных данников
Глава XI. Храмы
I. Набожность египтян
II. Жрецы
III. Культ
IV. Торжественные выходы богов
IX. «Дом жизни»
V. Торжественный выход Мина
VI. Прекрасный праздник Опет
VII. Праздник Долины
VIII. Мистерии
Глава XII. Погребение
I. Старость
II. Оценка деяний
III. Подготовка гробницы
IV. Обязанности заупокойного жреца (жреца Ка)
IX. Прощание с мумией
V. Бальзамирование
VI. Похоронная процессия
VII. Переправа через Нил
VIII. Подъем к гробнице
X. Поминальная трапеза
XI. Отношения между живыми и мертвыми
Краткий словарь божеств древнего Египта
Литература
Основные сокращения
Послесловие
Хронологическая таблица
Главная Пьер Монтэ Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

VI. Приемы иноземных послов

Прием иноземных послов служил, поводом для еще более пышной церемонии, чем награждение подданных, и особенно льстил фараону, когда он давал аудиенцию сразу многим посланникам со всех концов света. Рамсесы всегда принимали нубийцев, негров, людей из Пунта, ливийцев, сирийцев и посланников из Нахарины. При их дворе уже не видно критян с длинными завитыми волосами, в пестрых набедренных повязках, которые некогда приносили ритоны, кувшины с носиками, чаши с ручками, большие чаши, украшенные цветами, и просили позволить им «быть на воде царя». Эти посольства прекратились, однако слава фараона достигла стран, о которых Тутмосы и Аменхотепы даже не слышали: Мидии, Персии, Бактрии и берегов Инда. [209]

Для этих приемов строили беседку в центре большой площади. Ее окружали гвардия, слуги с зонтиками и писцы. Послы выстраивались с четырех сторон, выставив перед собой свои драгоценные подношения. Писцы записывали их, а потом отправляли на склады ближайшего храма.[27] Взамен фараон давал послам «дыхание жизни» или жаловал дары, куда более ценные, чем преподнесенные ему. Фараону очень нравилось изображать из себя золотую гору среди прочих стран. Он не отказывал в помощи «князькам» и царькам, оказавшимся в затруднительном положении. А те старались связаться с ним брачным контрактом или еще каким-нибудь способом, не переставая, однако, поддерживать отношения и с возможными соперниками египтян.


[1] Pap. Harris, I, 57, 3, ssq.

* Эпитет Птаха Мемфисского, храм которого находился в южной части столицы. На другом конце города в эпоху Древнего царства располагался храм Нейт «севернее стены».

[2] Kaentz. Deux st?les d'Am?nophis. T. II, c. 12.

[3] Gauthier. La grande inscription d?dicatoire d'Abydos. — ZAS, XL, VIII, 52-66.

[4] Urk., IV, 765.

[5] Moret. Du caract?re religieux de la royaut? pharaonique. P., 1903.

* Бесен — природная сода, натрон.

[6] Piankhi, 25-26. — Urk., III, 14.

[7] Piankhi, 85-86. — Urk., III, 27-28.

[8] Piankhi, 103-105. — Urk., III, 38-40.

[9] Montet. Drame d'Avaris, c. 108-110.

[10] Lefebvre. Histoire des grands pr?tres d'Amon de Karnak, c. 117 и сл.

[11] St?le 88 de Lyon, M?langes Loret, c. 505.

* Мнение П. Монтэ о южном происхождении многих египетских богов не подтверждается источниками.

[12] Изображения фараона в праздничном одеянии имеются в Карнаке, Луксоре, Абидосе и в других храмах. Особенно интересные см. в: Medinet-Habu, 123-124.

[13] На мумиях Шешонка и Псусеннеса в Танисе я нашел богатую коллекцию царских украшений: Montet. Tanis, c. 146-157.

[14] Diodore I.70.

[15] K?mi, VIII.

[16] Надпись А в храме Редезие. Bibl. e. g., IV.

[17] Hammamat, 240 и 12. Однако Алан Гардинер считает маловероятным, чтобы сам фараон бывал в Хаммамате (II. E. A., XXXIV, 162).

[18] Эта стела из Кубана ныне хранится в музее Гренобля. Надпись опубликовал Трессон: La st?le de Koubau. Le Caire, 1922.

[19] Эти сведения нам сообщает сам Небуненеф в надписи его гробницы в Фивах: ZAS, XLIV, 30-35; Lefebvre. ук. соч., с. 117 и сл.

[20] Maspero. Contes populaires. 4е ?d., c. 79-103.

[21] Miss. fr., V, 496.

[22] Davies. El Amarna. T. VI, c. 29-30.

[23] Церемонии вознаграждения часто изображались в гробницах Нового царства: Davies. El Amarna. T. I, с. 6, 30; III, 16-17; IV, 6; VI, 4-6, 17-2 D; Davies. Neferhotep, c. 9-13; Louvre С 213; Miss. fr., V, 496; гробница 106 в Фивах (Porter et Moss, I, 134).

[24] Davies. Neferhotep, c. 14-18.

[25] Согласно рельефу из гробницы Хоремхеба, хранящемуся в Лейдене (Beschreibung der aegyptischen Sammlung, IV, 21-24).

* Арура (греч.) = сечат (егип.) = 2735 м.2

[26] Lefebvre. Histoire des grands pr?tres d'Amon de Karnak, c. 194-195; Inscriptions concernant les grands pr?tres d'Amon Rome Roy et Amenhotep, табл. 11.

[27] Эти сцены подробно описаны в книге: Montet. Les reliques de l'art syrien dans l’Egypte du Nouvel Empire. P., 1937, гл. I.

[28] Diodore I.53.

[29] Стела найдена в храме Монту в Ермонте. Ex Oriente lux, 1939, с. 9.

[30] Большая стела, найденная в Гизе. Надпись см.: Varille. BIFAO, XLI, 31 ssq.

[31] Kaentz. Deux st?les d'Am?nophis. T. II, c. 6-7. В других текстах прославляется физическая сила Аменхотепа II: Urk., IV, 976-977; ASAE, XXVIII, 126: Medamoud, 1326-1327, 145; Bulletin of the motropolitan Museum of arts. 1935, II, 449-53.

[32] Piankhi, 64-69, Urk., III, 21-22.

[33] Medinet-Habu, 109-110.

[34] Что он и сделал на стеле, воздвигнутой между лапами большого сфинкса. Надпись см.: Erman. Sitzungsberichten pr. AK. philosophpish-historischen Classe, 1904, 428-444).

[35] Согласно стеле из Напаты. Публикация Рейснера: Inscribed Monuments from Gebel Barkai. — AZ, LXIX, 24-39, и надпись Аменемхета: Urk., IV, 890.

[36] Medinet-Habu, 35, 116, 117.

[37] Poeme de Qadech, ed Kuentz, c. 338-339.

[38] Davies. El Amarna. T. III, c. 30-34, 4, 6, 18, 13; IV, c. 15.

[39] Caire, Cat. g?n. 36001.

[40] Montet. Drame d'Avaris, c. 116-129.

* Действительно, титул «жены царевой великой» носила только Нефертити. Лишь в конце его правления ненадолго возвысилась побочная жена фараона — Кэйе.

[41] Согласно свадебной стеле Рамсеса II: ASAE, XXV; Bibl. eg., VII, 12; ср.: Montet. Drame d'Avaris, c. 134-135.

[42] Deveria Th. Le papyrus judiciaire de Turin et les papyrus Lee et Rollin. P., 1868; Bibliotheque egyptologique, V.

[43] Pap. judiciaire de Turin, стб. IV, 2-6.

[44] Pap. Lee № l et pap. Rollin.

[45] Pap. judiciaire de Turin, стб. II.

[46] Там же, стб. III.

[47] Там же, стб. VI.

[48] Maspero. Momies royales, c. 782; он же. Histoire. T. II, с. 480.

[49] Scharff. Der historische Abschnitt der Lehre f?r K?nig Merikar?. M?nchen, 1936; Maspero. Les enseignements d'Amenemhait Ier ? son fils Sanouasrit Ier. Le Caire, 1914. Частные лица, особенно в период Среднего царства, публиковали наставления, в которых хвала фараону перемежалась с советами служить ему преданно и беззаветно. Ср.: Kuentz. Deux versions d'un pan?gyrique royal; Studios presented to F. Ll. Griffith. L., 1932.

[50] Pap. Harris, I; Bibl. eg., V.

* Помещения дворца, где происходила церемония утреннего туалета фараона. Были связаны с продовольственным ведомством.

[51] Pap. Harris, I, 79, 1-5.

* Бог мемфисского района, в древности отождествленный с Птахом. Имя «Татенен» — «Поднимающаяся земля» — стало эпитетом Птаха.

[52] Там же, 22, 3-23, 4.