VI. Приемы иноземных послов
Прием иноземных послов служил, поводом для еще более пышной церемонии, чем награждение подданных, и особенно льстил фараону, когда он давал аудиенцию сразу многим посланникам со всех концов света. Рамсесы всегда принимали нубийцев, негров, людей из Пунта, ливийцев, сирийцев и посланников из Нахарины. При их дворе уже не видно критян с длинными завитыми волосами, в пестрых набедренных повязках, которые некогда приносили ритоны, кувшины с носиками, чаши с ручками, большие чаши, украшенные цветами, и просили позволить им «быть на воде царя». Эти посольства прекратились, однако слава фараона достигла стран, о которых Тутмосы и Аменхотепы даже не слышали: Мидии, Персии, Бактрии и берегов Инда. [209]
Для этих приемов строили беседку в центре большой площади. Ее окружали гвардия, слуги с зонтиками и писцы. Послы выстраивались с четырех сторон, выставив перед собой свои драгоценные подношения. Писцы записывали их, а потом отправляли на склады ближайшего храма.[27] Взамен фараон давал послам «дыхание жизни» или жаловал дары, куда более ценные, чем преподнесенные ему. Фараону очень нравилось изображать из себя золотую гору среди прочих стран. Он не отказывал в помощи «князькам» и царькам, оказавшимся в затруднительном положении. А те старались связаться с ним брачным контрактом или еще каким-нибудь способом, не переставая, однако, поддерживать отношения и с возможными соперниками египтян.
[1] Pap. Harris, I, 57, 3, ssq.
* Эпитет Птаха Мемфисского, храм которого находился в южной части столицы. На другом конце города в эпоху Древнего царства располагался храм Нейт «севернее стены».
[2] Kaentz. Deux st?les d'Am?nophis. T. II, c. 12.
[3] Gauthier. La grande inscription d?dicatoire d'Abydos. — ZAS, XL, VIII, 52-66.
[4] Urk., IV, 765.
[5] Moret. Du caract?re religieux de la royaut? pharaonique. P., 1903.
* Бесен — природная сода, натрон.
[6] Piankhi, 25-26. — Urk., III, 14.
[7] Piankhi, 85-86. — Urk., III, 27-28.
[8] Piankhi, 103-105. — Urk., III, 38-40.
[9] Montet. Drame d'Avaris, c. 108-110.
[10] Lefebvre. Histoire des grands pr?tres d'Amon de Karnak, c. 117 и сл.
[11] St?le 88 de Lyon, M?langes Loret, c. 505.
* Мнение П. Монтэ о южном происхождении многих египетских богов не подтверждается источниками.
[12] Изображения фараона в праздничном одеянии имеются в Карнаке, Луксоре, Абидосе и в других храмах. Особенно интересные см. в: Medinet-Habu, 123-124.
[13] На мумиях Шешонка и Псусеннеса в Танисе я нашел богатую коллекцию царских украшений: Montet. Tanis, c. 146-157.
[14] Diodore I.70.
[15] K?mi, VIII.
[16] Надпись А в храме Редезие. Bibl. e. g., IV.
[17] Hammamat, 240 и 12. Однако Алан Гардинер считает маловероятным, чтобы сам фараон бывал в Хаммамате (II. E. A., XXXIV, 162).
[18] Эта стела из Кубана ныне хранится в музее Гренобля. Надпись опубликовал Трессон: La st?le de Koubau. Le Caire, 1922.
[19] Эти сведения нам сообщает сам Небуненеф в надписи его гробницы в Фивах: ZAS, XLIV, 30-35; Lefebvre. ук. соч., с. 117 и сл.
[20] Maspero. Contes populaires. 4е ?d., c. 79-103.
[21] Miss. fr., V, 496.
[22] Davies. El Amarna. T. VI, c. 29-30.
[23] Церемонии вознаграждения часто изображались в гробницах Нового царства: Davies. El Amarna. T. I, с. 6, 30; III, 16-17; IV, 6; VI, 4-6, 17-2 D; Davies. Neferhotep, c. 9-13; Louvre С 213; Miss. fr., V, 496; гробница 106 в Фивах (Porter et Moss, I, 134).
[24] Davies. Neferhotep, c. 14-18.
[25] Согласно рельефу из гробницы Хоремхеба, хранящемуся в Лейдене (Beschreibung der aegyptischen Sammlung, IV, 21-24).
* Арура (греч.) = сечат (егип.) = 2735 м.2
[26] Lefebvre. Histoire des grands pr?tres d'Amon de Karnak, c. 194-195; Inscriptions concernant les grands pr?tres d'Amon Rome Roy et Amenhotep, табл. 11.
[27] Эти сцены подробно описаны в книге: Montet. Les reliques de l'art syrien dans l’Egypte du Nouvel Empire. P., 1937, гл. I.
[28] Diodore I.53.
[29] Стела найдена в храме Монту в Ермонте. Ex Oriente lux, 1939, с. 9.
[30] Большая стела, найденная в Гизе. Надпись см.: Varille. BIFAO, XLI, 31 ssq.
[31] Kaentz. Deux st?les d'Am?nophis. T. II, c. 6-7. В других текстах прославляется физическая сила Аменхотепа II: Urk., IV, 976-977; ASAE, XXVIII, 126: Medamoud, 1326-1327, 145; Bulletin of the motropolitan Museum of arts. 1935, II, 449-53.
[32] Piankhi, 64-69, Urk., III, 21-22.
[33] Medinet-Habu, 109-110.
[34] Что он и сделал на стеле, воздвигнутой между лапами большого сфинкса. Надпись см.: Erman. Sitzungsberichten pr. AK. philosophpish-historischen Classe, 1904, 428-444).
[35] Согласно стеле из Напаты. Публикация Рейснера: Inscribed Monuments from Gebel Barkai. — AZ, LXIX, 24-39, и надпись Аменемхета: Urk., IV, 890.
[36] Medinet-Habu, 35, 116, 117.
[37] Poeme de Qadech, ed Kuentz, c. 338-339.
[38] Davies. El Amarna. T. III, c. 30-34, 4, 6, 18, 13; IV, c. 15.
[39] Caire, Cat. g?n. 36001.
[40] Montet. Drame d'Avaris, c. 116-129.
* Действительно, титул «жены царевой великой» носила только Нефертити. Лишь в конце его правления ненадолго возвысилась побочная жена фараона — Кэйе.
[41] Согласно свадебной стеле Рамсеса II: ASAE, XXV; Bibl. eg., VII, 12; ср.: Montet. Drame d'Avaris, c. 134-135.
[42] Deveria Th. Le papyrus judiciaire de Turin et les papyrus Lee et Rollin. P., 1868; Bibliotheque egyptologique, V.
[43] Pap. judiciaire de Turin, стб. IV, 2-6.
[44] Pap. Lee № l et pap. Rollin.
[45] Pap. judiciaire de Turin, стб. II.
[46] Там же, стб. III.
[47] Там же, стб. VI.
[48] Maspero. Momies royales, c. 782; он же. Histoire. T. II, с. 480.
[49] Scharff. Der historische Abschnitt der Lehre f?r K?nig Merikar?. M?nchen, 1936; Maspero. Les enseignements d'Amenemhait Ier ? son fils Sanouasrit Ier. Le Caire, 1914. Частные лица, особенно в период Среднего царства, публиковали наставления, в которых хвала фараону перемежалась с советами служить ему преданно и беззаветно. Ср.: Kuentz. Deux versions d'un pan?gyrique royal; Studios presented to F. Ll. Griffith. L., 1932.
[50] Pap. Harris, I; Bibl. eg., V.
* Помещения дворца, где происходила церемония утреннего туалета фараона. Были связаны с продовольственным ведомством.
[51] Pap. Harris, I, 79, 1-5.
* Бог мемфисского района, в древности отождествленный с Птахом. Имя «Татенен» — «Поднимающаяся земля» — стало эпитетом Птаха.
[52] Там же, 22, 3-23, 4.