VI. Прием иноземных данников
Мы только что видели, что государственные служащие заботились главным образом о процветании царских владений, о сборе налогов, боролись с грабителями и творили суд. В голодные годы они кормили народ. Это были их обычные обязанности. Более почетные и лестные доставались немногим привилегированным. И, пожалуй, самой приятной обязанностью была встреча иноземных посланников, которые прибывали в Египет либо с военной контрибуцией, либо для того, чтобы быть принятыми «на воду фараона», либо чтобы сообщить ему, что в далекой стране заболела царевна и исцелить ее может только египетский врач или присутствие милостивого египетского бога.
Посланцы Речену, Нахарины и далеких азиатских стран могли по желанию прибыть по суше или морем. В первом случае их встречали пограничные отряды на заставе Пути Хора. Во втором — они приплывали на кораблях, очень похожих на египетские. И это неудивительно, потому что египтяне в корабельном деле были учениками корабелов Библа.
Прибыв в порт, сирийские капитаны возжигали смолистые курения и широкими жестами выражали свою радость по случаю счастливого завершения долгого плавания. Они быстро выгружали свои товары, а египтяне тем временем открывали на набережной «харчевни» и «пивнушки». Вскоре появлялся египетский чиновник и вел гостей к везиру. Шествие было веселым и пестрым. Поглазеть на него собирались, наверное, толпы. Художники, которым предстояло изобразить иноземных гостей в гробнице везира, изучали их с пристальным вниманием. Одни гости были в набедренных повязках, вышитых разноцветными шерстяными нитками, с кисточками, — другие — в длинных одеяниях с рукавами, с застежками спереди в виде шнурка или крючков, третьи — в широких шерстяных накидках. У некоторых висел на шее медальон. Женщины — в платьях с воланами. [268]
Слуги вели лошадей, медведей, слонов ростом чуть больше теленка, несли на плечах кувшины с терпентином, смолой, медом и растительным маслом и корзины, полные золота или лазурита. Но больше всего египтяне ценили иноземные изделия — оружие и колесницы, украшения и металлические сосуды. Сирийцы достигли в изготовлении этих предметов поразительного мастерства. Они уже не довольствовались, как в начале XVIII династии, сосудами с ручками в виде растений, чашами со скромным рисунком или с искусственными цветами внутри, а производили теперь огромные вазы на ножках, сплошь украшенные гравировкой или инкрустацией, где растения, фигуры людей и животных переплетались вокруг ножки, на боках и на крышке. Здесь были и вазы с тремя горлышками. Крышки имели форму головы бога Бэса или грифона. Чаши напоминали теперь многоэтажные дворцы или подножия для сфинкса с женской головой. А иногда, наоборот, чашу поддерживали двое мужчин, стоящих спина к спине.
Отметим еще жезлы из настоящих или искусственных слоновых бивней с богатой резьбой и насаженными на них набалдашниками в виде головы бога Бэса или женской головки. Подобные вещи не имели никакого практического применения. Это были чисто парадные украшения. Возможно, поэтому они так нравились египтянам, которые в своих мастерских делали с них упрощенные копии. Насколько велик был интерес к этим иноземным безделушкам, можно судить по той тщательности, с которой они воспроизведены в ряде гробниц, например в гробнице Амисеба.[38]
Посланцы южных стран не уступали по своей живописности азиатам. Увешанные ожерельями, с хвостами пантер, привязанными к рукам, с обритой головой, на которой оставались три пучка волос, они шли, приплясывая, под звуки тамбурина. Их жены в одной лишь юбке или в платье с воланами несли в корзинах на спине до четырех детей сразу. Мужчины приносили кожаные щиты, слоновую кость, страусовые перья и яйца, шкуры пантер, кувшины и мешки. Они вели за собой на веревке обезьян, гепардов и длинношеих жирафов.
Однако ни одно из этих шествий не может сравниться с торжественным кортежем царского сына Куша Хеви, представшим перед Тутанхамоном.[39] Большинство нубийцев надели египетское платье, однако сохранили кое-что из своих «национальных» украшений. Их длинные волосы [269] образуют на голове нечто вроде шапочки с диадемой и страусовым пером. В ушах у них тяжелые серьги. Шея охвачена ожерельем. На запястьях сверкают массивные браслеты. У некоторых на плечах шкура пантеры, а поверх нее — пояс, перевязь и передник с изображенными на них солнечными дисками с лучами. Вожди с достоинством выступают в прозрачных гофрированных одеждах, на груди у них — египетские ожерелья, на ногах — сандалии. У детей, как и у детей египтян, на правую щеку падает косичка. К рукам привязаны хвосты пантер. У носильщиков даров в ушах простые кольца, но у знати серьги представляют собой золотые диски с подвесками.
В шествии участвуют воины, которые преклоняют колени и просят даровать им «дыхание жизни». Носильщики протягивают на подносах мешочки с золотом и золотые кольца, другие несут шкуры пантер и жирафов, бычьи шкуры с головами. Группа вождей идет впереди колесницы своего царя, очень похожей на азиатскую или египетскую; над ней даже установлен великолепный зонт из страусовых перьев. Но влекут ее не кони, а два безрогих быка. За колесницей следуют несколько пленников со связанными руками и петлей на шее. Шествие замыкают негритянки со своими младенцами в заплечных корзинах и в окружении детей с выбритыми по их обычаю макушками. Они обнажены по пояс. Как и у мужчин, у них в ушах серьги, на запястьях — массивные браслеты, к рукам привязаны хвосты пантер.
Народы юга не были столь изобретательны, как финикийцы, но и у них имелись весьма искусные ремесленники. Похоже на то, что египетские правители Нубии, которых называли царскими сыновьями Куша, всячески способствовали развитию местного искусства. Об этом можно судить по тому, с каким удовольствием Хеви смотрит на выставленные перед ним товары, прежде чем преподнести их своему суверену. Нубийцы изготовляли не только предметы, похожие на египетские, — кресла, кровати, подголовники и колесницы, — но и свое оружие, отличавшееся от оружия египтян. Их кожаные щиты в металлической окантовке, укрепленные металлическими гвоздями, нередко украшали часто повторяющиеся сценки. На одних мы видим сфинкса с головой барана, попирающего своих врагов, на других — фараона, пронзающего копьем нубийца. Но египтяне еще больше ценили золотые макеты негритянских деревушек, стоящих на дне корзины или же на маленьком столике. Хижина в форме очень крутой пирамиды [270] прячется в тени финиковых пальм и дум-пальм. Обезьяны и дети взбираются на пальмы за плодами. По деревне разгуливают жирафы со своими проводниками. Вокруг макета — коленопреклоненные негры. Ножки столика сделаны в виде фигурок негров, привязанных к столбам, с нанесенными на них царскими картушами. Это шедевр нубийского мастера, вдохновленного египетскими образцами.
Царский сын Куша, доставивший из южных стран подобные сокровища, не говоря уже о слитках золота, черном дереве и слоновой кости, который мог похвалиться, что в его владениях царят мир и порядок, поистине заслужил награду фараона. [271]
[1] Maspero. Un manuel de Hi?rarchie egyptierme. — ?tudes ?gyptiennes. T. II, c. 1-66.
[2] Lefebvre. Histoirу des grands pr?tres d'Amon de Karnak, гл. II.
[3] Gauthier. Le personnel du dieu Min. Le Caire, 1931.
[4] См. стелу «400-летия»: K?mi, IV, 210-212.
[5] Urk., IV, 1020-1021.
[6] Декрет из Наури: Bibl. e. g., IV.
[7] Lefebvre. ук. соч., с. 127-128.
[8] Papyrus moral de Boulaq, VII (Maspero. Histoire. T, II, c. 503).
[9] Verite et Mensonge, Pap. ehester Beatty, II, 5.
[10] Maspero. Hymne au Nil, табл. XIII и с. 19.
[11] Pap. Anastasy, I, 13, 5 ssq.: Gardiner. Eg. Hieratic Texte. Lpz., 1911, c. 16-34.
[12] Bibl. eg., VII, 23-24. Подобные тексты см.: Bibl. eg., VII, 35.
[13] Bibl. eg., VII, 47.
[14] Bibl. eg., VII, 47; Pleyte и Rossi. Les papyrus hi?ratiques de Turin; Pap. moral de Boulaq, c. 3-6, 11.
[15] Pap. moral de Boulaq.
[16] Loret M?langes. BIFAO, XXX, 497.
[17] Urk., IV, 1044-1046.
[18] Lefebvre. ук. соч., с. 127 и сл.
* На весах взвешивали сердце покойного — вместилище его деяний. См. главу XII, § 2.
[19] ASAE, XL, 605.
[20] Maspero. Histoire. T. II, с. 347.
[21] Bibl. eg., IV.
[22] Bibl. eg., VII, 5. История трех учеников жрецов, взятых в войско фараона.
[23] Urk., I, 23.
[24] Siout, I, 223-229. В гробнице Пуиемра в Фивах — такое же предупреждение (K?mi, III, 46-48).
[25] Надпись в храме Редезие: Bibl. eg., IV.
[26] Lefebvre. ук. соч., с. 213.
* Апопи, Апоп — гигантский змей, враг солнца, над которым Ра неизменно одерживал победу, благодаря чему наступал новый день.
[27] St?le 138 du Br. Mus; Robichon et Varille. Le temple du scribe royal Amenhotep, fils de Hapou, c. 3-4.
[28] События известны из: Papyrus Abbott: Moller. Hieratische Lesest?cke. T. III, c. 16 и сл. и см.: Papyrus Amherst et Leopold, edites par J. Capart et Alan H. Gardiner, Bruxelles, 1939.
[29] Pap. Br. Mus. 10054, R° 2, 7.
[30] Pap. Br. Mus. 10054, R° III, 7-9.
[31] Pap. Br. Mus. 10053, V° III, 6-16.
[32] Pap. Br. Mus. 10403 I 6 ssq; Peet T. Eric. The Mayer papyri A and B.
[33] Pap. Br. Mus. 10052, II, 14-30; XI, 4-9.
[34] Там же, III, 16-17.
[35] Там же, I, 6; II, с. 16.
[36] Гробница Мерерука, А 4 sud.
[37] Pap. Br. Mus. 1002, IV, 6-14.
[38] О свите посланцев северных стран см.: Montet. Reliques de l'art Syrien dans l'?gypte du Nouvel Empire. P., 1937.
[39] Th. T. S., IV, 23-30. Comparer Wr. Atl., I, 35, 56, 224 (Amiseba); 247-248 (Haremheb); 265 (Айва); 270-284-285 (Amenmos?); 292, 293, 336, 337 (Rekhmar?); Maspero. Histoire. T. II, c. 269 (temple de Neit Ou?ly); Medinet-Habu, 11.