Пьер Монтэ

Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

Введение
Глава I.
I. Города
II. Дворцы
III. Жилые дома
IV. Мебель
Глава II. Время
I. Времена года
II. Праздники и выходные дни
III. Счастливые и несчастливые дни
IV. Часы
V. Ночь
Глава III. Семья
I. Женитьба
II. Женщина
IV. Слуги и рабы
III. Дети
V. Домашние животные
Глава IV. Быт египтян
I. Утренний туалет
II. Одежда
III. Пища
IV. Кухня
IX. Домашние праздники
V. Хлебопечение
VI. Напитки
VII. Трапеза
VIII. Вечера
X. Игры
Глава V. Деревенская жизнь
I. Земледельцы
II. Полив садов
III. Сбор винограда
IV. Пахота и сев
IX. Обитатели болот
V. Жатва
VI. Лен
VII. Полевые вредители
VIII. Животноводство
X. Охота в пустыне
Глава VI. Искусство и ремесла
I. Каменоломни
II. Рудокопы
III. Работа в мастерских
IV. Скульпторы
IX. Каменщики и прочие ремесленники
V. Ювелиры, резчики по камню
VI. Изделия из дерева
VII. Изделия из кожи
VIII. Положение художников и ремесленников
X. Хозяева и работники
XI. Торговля и деньги
Глава VII. Путешествия
I. Передвижения внутри страны
II. Путешествия в пустыне
III. Путешествие в Библ
IV. Судоходство по Красному морю
Глава VIII. Фараон
I. Главная обязанность царей
II. Утренний туалет фараона
III. Фараон за работой
IV. Право помилования
IX. Фараон в домашнем кругу
V. Царские награды
VI. Приемы иноземных послов
VII. Спортивные игры
VIII. Царская охота
X. Гаремные интриги
XI. Размышления царей
Глава IX. Войско и война
I. Блеск и нищета воинства
II. Служба внутри страны
III. Войско на войне
IV. Мобилизация и раздача оружия
IX. Триумфальное возвращение
V. Войско в походе
VI. Битва
VII. Осадная война
VIII. Война в Нубии
Глава X. Писцы и судьи
I. Административный аппарат
II. Набор и обучение чиновников
III. Добрые и злые чиновники
IV. Охрана порядка
V. Суд
VI. Прием иноземных данников
Глава XI. Храмы
I. Набожность египтян
II. Жрецы
III. Культ
IV. Торжественные выходы богов
IX. «Дом жизни»
V. Торжественный выход Мина
VI. Прекрасный праздник Опет
VII. Праздник Долины
VIII. Мистерии
Глава XII. Погребение
I. Старость
II. Оценка деяний
III. Подготовка гробницы
IV. Обязанности заупокойного жреца (жреца Ка)
IX. Прощание с мумией
V. Бальзамирование
VI. Похоронная процессия
VII. Переправа через Нил
VIII. Подъем к гробнице
X. Поминальная трапеза
XI. Отношения между живыми и мертвыми
Краткий словарь божеств древнего Египта
Литература
Основные сокращения
Послесловие
Хронологическая таблица
Главная Пьер Монтэ Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

VI. Напитки

Национальным напитком египтян было пиво.[46] Его пили повсюду — дома, в поле, на кораблях, в харчевнях. Помилованный Синухет, возвращавшийся на корабле из Путей Хора* в Ититауи, с удовольствием пьет пиво, которого так долго был лишен.

Египетское пиво делали из ячменя или из пшеницы и фиников. Пивовар использовал формы, похожие на формы для выпечки хлеба, только больших размеров, корзины и набор глиняных кувшинов и тазов. Для начала выпекали хлебы. Вокруг очага расставляли пирамиды форм, как в пекарне. В то же время замешивали особое тесто, которое называлось «уаджет» — «свежее». Его заливали в нагретые формы и держали в них до того момента, когда хлебы покрывались золотистой корочкой. Надо было следить, чтобы в середине они оставались сырыми. Эти недопеченные хлебы крошили в большом тазу и заливали сладким соком, выжатым из фиников. Полученную массу перемешивали и фильтровали. Вскоре жидкость начинала бродить. Оставалось только разлить по кувшинам, накрыть их тарелочками и запечатать гипсом. В таком виде кувшины можно было перевозить па дальние расстояния. Перед употреблением пиво переливали в кружки вместимостью от одного до двух литров. Любители пива наливали его в чаши из камня, фаянса или металла. Горькое пиво, которое делали нубийцы примерно таким же способом, сохранялось недолго. Усопшему фараону обещали хлебы, которые не зачерствеют, и пиво, которое не закиснет. Это свидетельствует о том, что в реальной жизни пиво частенько скисало.

С тех пор как Египтом стали управлять властители из Дельты, ценившие виноградную лозу, этого дара Осириса, [87] которого и раньше было достаточно, стало еще больше. В те времена торговля вином процветала. Один из чиновников царского дворца, ответственный за его снабжение провизией, прибывает в Пер-Рамсес па трех судах — на своем собственном корабле и двух баржах, поставленных «Домом миллионов лет» Усермаатра (Рамсеса II). С ним — 21 человек и груз из 1500 запечатанных кувшинов вина, 50 кувшинов напитка под названием «шедех» и 50 кувшинов другого напитка, «паур», а также корзины с виноградом, гранатами и другими фруктами, о которых ничего


Рис.: Смешивание вин

не сказано.[47] Можно предположить, что один из этих напитков был гранатовый, а другой типа ликера. Во всяком случае, слово «шедех» часто упоминается рядом с вином. Школяры упивались и тем и другим — к великому неудовольствию старых писцов.

В Рамессеуме найдено большое количество винных кувшинов, разумеется разбитых, с чернильными иератическими надписями, интересными прежде всего тем, что они указывали происхождение вина.[48] Почти все виноградники находились в Дельте, точнее — в ее восточной части. На кувшинах можно было также прочесть: «хорошее вино восьмого раза», или «вино третьего раза», или «сладкое вино». Я предполагаю, что «сладкое вино» — это молодое вино, а «третий» и «восьмой раз» обозначают вина третьего и восьмого разлива. Частые переливания в действительности были одним из способов уберечь вино от [88] закисания. Другой способ заключался в кипячении. На одной из росписей в Бени-Хасане, к сожалению плохо сохранившейся, по-моему, изображена именно эта операция.[49] Я не знаю, покрывали ли египтяне внутренность винных кувшинов смолой, как это делали греки. Весьма сомнительно, так как в Египте прежде всего ценили вино слаще меда.


[1] H?rodote II.37. Иногда встречаются мужчины-прачки: Wr. Atl., I, 57. Farina. La pittura egiziana, c. 165.

[2] Sinouhit B, 291-292.

[3] Там же, 293-295; Montet. Bablos et l'Egypte, c. 610.

[4] J?quier. Les frises d'objets.

[5] Например, везир Птахмос; стела 88, хранящаяся в Лионе; опубликована в: Varille. M?langes Loret — BIFAO, 1930, с. 497.

[6] Quibell. The Tomb of Hesy, табл. 21.

[7] J?quier. ук. соч.; Lucas. Ancient Egyptian Materials and Pap. Ebers, 65, 10-11, recettes 453-463; 66, 7-9, industries, 2е ?d; 79-84, recettes 464-465; 66, 15, recettes 468.

[8] Pap. Hearst, 10, 4-11, recettes 144-148; Pap. Ebers. 86, 4, recettes 705; 87, 3-16, recettes 714-720; Pap. Ebers, 67, 3; Pap. Hearst, 10, 15, 15, l, recettes 157-158.

[9] Loret V. Pour transformer un vieillard en jeune homme, M?langes Maspero. T. I, c. 853-877.

[10] Wr. Atl., I, 44.

[11] Caire cat. g?n.; B?n?dite, Objets de toilette; Erman-Ranke, Aegypten..., табл. 17, Semblable: Farina. La pittura egiptiana, c. 17.

[12] Pap. d'Orbiney, 2. 9, 3, 2.

[13] Davies. Five Theban Tombs, c. 4, 26; Th. T. S., V, 9, 10; IV, 17; Mem. Tyt, l, 12, 18; IV, 7, 8,11; V. 30.

[14] Urk., I, 102.

[15] Две пары золотых сандалий были найдены в гробнице Псусеннеса: Mantel. Tanis, с. 156.

[16] Рар. Ebers, 78, 4 ssq., recettes 616, 617, 620; 81, 2 ssq.; 647, 648; Рар. Hearst, 12, 8, recettes 173-205.

[17] Davies. El Amarna. T. IV, c. 26; Medinet-Habu, 75, 112.

[18] Davies. Neferhotep, c. 36, 37, 41, 50; Th. T. S., IV, 6; Mem. Tyt., IV, l, 5; V, l, 9, 25.

* Считают, что оно делалось из волос, смазанных ароматным маслом.

[19] Davies. Neferhotep, c. 15, 36, 37, 50, 52; Mem. Tyt, T. IV, l, 5; V, l, 7, 9, 25.

[20] Pap. Br. Mus., 10052, XI, 7-8; ср.: Vandier. La famine dans FEgypte ancienne. Le Caire, 1931.

[21] Sinouhit B, 86-88.

[22] Naufrage, 47-52.

* Это явное преувеличение. Возможно, именно из-за нехватки мяса египтяне пытались приручать антилоп, газелей и других животных. Мясные блюда были праздничными для простых египтян.

[23] Wr. Atl, II, c. 185-188; Medinet-Habu, 173.

[24] Pap. Harris, I, 13, 7-8; 20; 20 a, 3-11; 35 b, 8-14; 51 a, 13.

[25] Pap. Harris, I, 20 a, 13-15; 71 b, 9-10.

* Вид животного, приносимого в жертву, определялся религиозным ритуалом.

[26] Montet. Vie priv?e, гл. V; для Нового царства см.: Wr. Atl, 188; Med. Habu, 173.

[27] Med. Habu, 148, 160, 152; Pap. Harris, I, 20 b, 53 b.

[28] Urk, III, 54 (Piankhi, 150-153).

[29] Pap. Harris, I, 20 b, 12-21 a, I; 65 c, 7-8.

[30] Loret V. L'ail chez les anciens Egyptiens, Sphinx, 1905, c. 135-147.

[31] Nombres, XI, c. 5.

[32] H?rodote II.38; Diodore I.2.33.

[33] Loret V. La flore pharaonique, № 152, c. 128-129, 157.

* Канопы — сосуды для внутренностей покойного, извлекаемых при мумификации. Их сохранение «поручалось» четырем сыновьям Хора, поэтому крышки канон часто украшали головы Амсета, Кебехсенуфа, Хапи и Дуамутефа.

[34] Pap. Chester Beatty I, II, 10-12; Keimer L. Die Gartenpflanzen im alten Egypten, c. l-6.

[35] Diodore I.34.

[36] Loret V. La flore pharaonique, № 146. Везир Рехмира в то же время прибирает к рукам весь урожай зерна и собранный мед (Urk., IV, 1040-1041); Medinet-Habu, 146, l, 281, 286; Рар. Harris, I. 28, 46, 48.

[37] Steindorff und Wolf. Die Thebanische Gr?berwelt, Lpz., 1932, c. 18.

[38] Davies. Ken-Amun, 58-59; Wr. Atl., I, 255, 286, 325-326, 356.

[39] Pap. Ebers, 6, 14, 10, 12, 13, 20, 20; Pap. Hearst, 2, 12, 3, 12, 34.

[40] H?rodote II.77.

[41] Wr. Atl., I, 84; Mem. Tyt., I, 22, 11; Bull. Inst. d'Egypte, XXI, 215.

[42] Pap. Harris. I, 16, 20 b, 36 a, 65 c; Mem. Tyt., I, 26; Wr. Atl., I, 16, 22.

[43] Wr. Atl., I, 180, 356; Montet. Vie priyee, c. 231-236; Davies, Five Theban Tombs, c. 38.

[44] Th. T. S., II, 11.

[45] Pendlebury. Les fouilles de Teil el Amarna, c. 139.

[46] Montet. Vie priv?e, c. 242-254; Davies. Ken-Amun, c. 58; Th. T. S., II, 8-10; Davies. Five Theban Tombs, c. 39.

* Название пограничной крепости на дороге из Египта в Азию.

[47] Bibl. eg., VII, 41-42.

[48] AZ, LVIII, 25.

[49] Newberry. Beni-Hasan. T. II, c. 6; BIFAO, IX, 8, 9.

[50] Farina. La pittura egiziana, c. 17.

[51] Davies. El Amarna. T. III., c. 4-6.

[52] Th. T. S., III, 6. Рельеф из гробницы Хоремхеба (Берлин, 20365).

[53] Erman-Ranke. Aegypten..., с. 218.

[54] K?mi, VIII.

[55] Siout, I, V, VII и IX.

[56] Davies. A Peculiar Form of N. K. Lamp. — J. E. A., X, 9-14; ср.: Urk., IV, 117: «Могу ли я зажечь лампу для тебя, пока длится ночь и пока не взойдет солнце!»

[57] Maspero. Les enseignements d'Amenemh?t Ier ? son fils Sanouasrit Ier, c. 10.

[58] Bibl. eg., VII, 37, 38. Souhaits analogues: Bibl. eg., VII, 24.

[59] Bibl. eg., VII, 5-6; ASAE, XL, 605.

[60] Bibl. eg., VII, 7.

[61] Сцены пиров часто встречаются в фиванских гробницах: Paheri, 6-7; Davies. Neferhotep, с. 18; Th. T. S., l, 6, 15; III, 4-6; III, 21; Mem. Туt, I, 15; IV, 5; Wr. Atl., I, 7; l, 10; 8, 9, 91.

[62] Ptah-hotep, ed. Devaud, maxime 18, 277, 288.

* Цитра — многострунный, преимущественно щипковый музыкальный инструмент.

[63] К примечанию 61 можно добавить: Wr. Atl., I, 145; Daviei. El Amarna. T. V, c. 5; Loret. Note sur les Instruments de musique de l'?gypte ancienne. — L'Encyclopedie de la musique, de Lavignac. P., 1913, l-34; Gerald Th. Histoire de la musique des origines a la fin du XIVе siede. P., 1936, гл. I; Wr. All., I, 179; Maspero. Histoire. T. II, c. 529.

* Ману — запад, где заходит солнце и находится Страна мертвых.

* Богиня Мертсегер, почитавшаяся в фиванском некрополе в облике змеи.

[64] Br. Mus. 37984; Benedite. Le tombeau de Neferhotpou; Miss. fr., V, табл. 4, с. 529-531; Maspero. ?tudes ?gyptiennes. T. I, c. 172-177.

* Имхотеп — везир фараона Джосера, создатель первой (ступенчатой) пирамиды; был обожествлен и особенно почитался в эпоху Позднего царства; Джедефхор — один из сыновей царя Хуфу, считавшийся великим мудрецом.

[65] Maspero. ?tudes ?gyptiennes. T. I, c. 178 и сл. (Leide K 6).

[66] H?rodote II.78; Plutarque. Isis et Osiris, c. 17; Luden. De Luctu, 21; P?trone. Satiricon, c. 34.

[67] Paheri, c. 7.

[68] Davies. Neferhotep, c. 18; Wr. Atl., I, 392 (Bruxelles E 2877); Wr. Atl., I, 179.

[69] Wr. Atl., I, 49, 418; BIFAO, XXVII. табл. 7. (Tombeau 219 ? Deir el Medineh); Lefebvre. Petosiris, c. 50; Piankhi, c. 133.

[70] Montet. Vie priv?e, c. 372-376; Junker, Giza. T. IV, c. 37.

[71] Maspero. Contes populaires, 4е ?d., 142 (Сатни-Хаэмуас в мумии). Там же, с. 2.

[72] Montet. Vie priv?e, c. 368, 372. Совсем другие объяснения правил игры в козлят дал египетский египтолог, игравший в эту игру в детстве: Saad Zaki. Khasa Lawiza. — ASAE, XXXVII, с. 212 и сл.

[73] Davies. El Amarna. T. VII, c. 18.