Пьер Монтэ

Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

Введение
Глава I.
I. Города
II. Дворцы
III. Жилые дома
IV. Мебель
Глава II. Время
I. Времена года
II. Праздники и выходные дни
III. Счастливые и несчастливые дни
IV. Часы
V. Ночь
Глава III. Семья
I. Женитьба
II. Женщина
IV. Слуги и рабы
III. Дети
V. Домашние животные
Глава IV. Быт египтян
I. Утренний туалет
II. Одежда
III. Пища
IV. Кухня
IX. Домашние праздники
V. Хлебопечение
VI. Напитки
VII. Трапеза
VIII. Вечера
X. Игры
Глава V. Деревенская жизнь
I. Земледельцы
II. Полив садов
III. Сбор винограда
IV. Пахота и сев
IX. Обитатели болот
V. Жатва
VI. Лен
VII. Полевые вредители
VIII. Животноводство
X. Охота в пустыне
Глава VI. Искусство и ремесла
I. Каменоломни
II. Рудокопы
III. Работа в мастерских
IV. Скульпторы
IX. Каменщики и прочие ремесленники
V. Ювелиры, резчики по камню
VI. Изделия из дерева
VII. Изделия из кожи
VIII. Положение художников и ремесленников
X. Хозяева и работники
XI. Торговля и деньги
Глава VII. Путешествия
I. Передвижения внутри страны
II. Путешествия в пустыне
III. Путешествие в Библ
IV. Судоходство по Красному морю
Глава VIII. Фараон
I. Главная обязанность царей
II. Утренний туалет фараона
III. Фараон за работой
IV. Право помилования
IX. Фараон в домашнем кругу
V. Царские награды
VI. Приемы иноземных послов
VII. Спортивные игры
VIII. Царская охота
X. Гаремные интриги
XI. Размышления царей
Глава IX. Войско и война
I. Блеск и нищета воинства
II. Служба внутри страны
III. Войско на войне
IV. Мобилизация и раздача оружия
IX. Триумфальное возвращение
V. Войско в походе
VI. Битва
VII. Осадная война
VIII. Война в Нубии
Глава X. Писцы и судьи
I. Административный аппарат
II. Набор и обучение чиновников
III. Добрые и злые чиновники
IV. Охрана порядка
V. Суд
VI. Прием иноземных данников
Глава XI. Храмы
I. Набожность египтян
II. Жрецы
III. Культ
IV. Торжественные выходы богов
IX. «Дом жизни»
V. Торжественный выход Мина
VI. Прекрасный праздник Опет
VII. Праздник Долины
VIII. Мистерии
Глава XII. Погребение
I. Старость
II. Оценка деяний
III. Подготовка гробницы
IV. Обязанности заупокойного жреца (жреца Ка)
IX. Прощание с мумией
V. Бальзамирование
VI. Похоронная процессия
VII. Переправа через Нил
VIII. Подъем к гробнице
X. Поминальная трапеза
XI. Отношения между живыми и мертвыми
Краткий словарь божеств древнего Египта
Литература
Основные сокращения
Послесловие
Хронологическая таблица
Главная Пьер Монтэ Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

VI. Изделия из дерева

Столяры использовали акацию, рожковое дерево (кароб), можжевельник и другие местные породы с неидентифицированными названиями. Кроме того, в их распоряжении были черное (эбеновое) дерево, привозимое с юга, ель и пихта «аш» из Сирии, а также красноватое дерево, похожее по цвету на «мер», кварцит с Красной Горы. С помощью ручных пил стволы распиливали на доски и брусья. Плотники с топорами на длинных топорищах обтесывали балки. Тесло, состоявшее из металлической широкой стамески с ручкой длиной в ладонь или в локоть, играло роль нашего струга или рубанка. Круглые отверстия проделывали сверлом, которое вращали с помощью тетивы лука. Долотом с киянкой выдалбливали пазы и гнезда, та же киянка — деревянный молоток — использовалась при сборке.

Столярный верстак еще не был тогда известен. Если требовалось распилить брус в длину, его привязывали к вбитому в землю столбу. Движения пилы могли вызвать нежелательную вибрацию и трещины. Чтобы этого избежать, верхнюю часть доски и бруса связывали вместе, а между ними для расклинивания вставляли палку с привязанным к ней тяжелым грузом. Но если кусок дерева был невелик, столяр просто ставил его на землю, одной рукой придерживал, а другой пилил. Так же поступал он, [151] работая теслом, но при этом еще придерживал брусок ногами. Для сборки готового предмета египтяне предпочитали пользоваться деревянными клиньями, заклепками и клеем; металлические гвозди использовались главным образом для крепления к дереву металлических пластин. С помощью того же тесла после сборки устраняли разные мелкие неровности. Последней операцией была полировка. Иногда какое-нибудь кресло или ларец отдавали художнику для росписи.[26]


Рис.: Столяры за изготовлением мебели (использование сверла и полировального камня)

Два грандиозных наоса,* изготовленных под руководством Ипуи для храма обожествленного фараона Аменхотепа I, показывают, с каким размахом они украшали свои храмы и как они работали.[27] Оба сооружения — высотой почти в два человеческих роста. Первый наос установлен на помосте, и к нему ведут пять ступеней. Папирусообразные колонны поддерживают карниз с царскими уреями. Крыша обычной сводчатой формы. На фасаде Хор и Сетх сплетают около фараона символические растения Севера и Юга. Другой парадный наос трехэтажный. Каждый этаж поддерживают небольшие колонны. Нижний оставлен пустым, чтобы там можно было поставить ложе с подголовником, скамеечку, столик и зеркало. Фасады остальных этажей закрыты ажурными панелями с резьбой. На них видны символ богини Хатхор, царские картуши, фетиши Исиды и Осириса, увенчанные коронами соколы, Бэс, играющий на барабане, и Таурт, опирающаяся на свой амулет.

Мастера, изготовившие эти два парадных наоса, были настоящими акробатами. Тем, кто вырезал иероглифы на [152] двух больших колоннах, не приходилось даже вставать на цыпочки, но зато двоим другим, украшавшим карниз, пришлось взбираться со своими инструментами по колоннам. Вот один из них поставил ногу на выступ под сводом, другой взобрался на свод, и оба, держась одной рукой за урея на карнизе, другой орудуют киянками. На этом втором наосе неожиданный приход надсмотрщика застал мастеров врасплох: один сидит внизу и ничего не делает, другой быстро взбирается по колонкам, стараясь уйти подальше от глаз представителя власти. На противоположной стороне художник в шутку разрисовывает красками лицо соседа, но тот лишь смеется. Надзиратель проходит мимо них, ничего не замечая, потому что все его внимание обращено на столяра, который сладко спит, растянувшись перед своей неоконченной работой. Он кричит на него. Один из мастеров, балансировавших на верхнем этаже, от неожиданности теряет равновесие. А на самом верху двое других поспешно хватаются за инструменты. Один сверлит дырку, другой полирует дерево, а третий, внизу, расталкивает спящего. В древнем Египте отдавали предпочтение «бригадной работе», но, чтобы такая работа была эффективной, требовались многочисленные надсмотрщики с зорким глазом и богатым словарем, не стеснявшиеся пустить в ход палку, а также надсмотрщики над надсмотрщиками.


Рис.: Изготовление наоса. {в книге он так и был - на одной странице с пропечатанным сгибом :((( - HF.}

С эпохи Нового царства расцвело еще одно ремесло мастеров, которые были, в сущности, теми же столярами, но специализировались на колесницах.[28] Их в основном изготовляли из дерева. Колеса никогда не имели металлических ободов, но на корпусе порой укрепляли металлические пластины. Колесница состояла из большого количества частей. В одном стихотворении перечисляется пятьдесят их названий, и это еще далеко не полный список. Самым трудным считалось изготовление идеально круглых колес, которые имели четыре или шесть спиц. Обод делали из многочисленных сегментов, выпиленных из досок подходящей толщины и скрепленных между собой.

Другая специализация столяров — производство луков, стрел и дротиков, царских инсигний для фараона и других знаков власти для знатных особ, высших жрецов, военачальников и чиновников, а кроме того, изготовление музыкальных инструментов.[29] Луки делали иногда совершенно прямые, иногда изящно изогнутые и не подверженные деформации. В мастерской Менхеперрасенеба мы [154] видим, как мастер испытывает лук, а его сосед взвешивает на ладони стрелу и проверяет, достаточно ли она прямая. Для того чтобы придать ветке нужный изгиб, ее предварительно нагревали, не снимая коры, и закладывали в примитивный зажим, состоявший из врытого в землю столба с развилиной, две ветви которого стянуты прочной веревкой. Нагретую ветку закрепляли в этом зажиме и придавали ей нужный изгиб с помощью дополнительного рычага.[30]


Рис.: Сандалыцики за работой

Знаки власти и музыкальные инструменты украшались точно так же, как мебель, инкрустацией и накладными пластинками. Иногда их венчала резная голова. Деревянная женская головка, находящаяся в Лувре, когда-то украшала арфу.[31] Посохи Тутанхамона были из черного дерева или слоновой кости и заканчивались фигурами негра или азиата.


[1] Стела VIII года, найденная в Оне: ASAE, 219.

[2] Engelbach. The Quarries of the Western Nubian Desert aad the Ancient Road to Tuskha. — ASAE, 1938, 369; ср.: Sethe. Die Bau - und Denkmalsteine der alten ?gypter und ihre Namen. B., 1933, c. 49.

* Как показали специальные исследования, египтяне называли «бехеном» граувакку, гранит и, возможно, другие виды камня. «Горами бехена» именовали Вади-Хаммамат с XIX династии.

[3] Couyat et Montet. Les inscriptions hi?roglyphiques et hi?ratiques du ou?di Hainm?m?t, Le Caire, 1912.

[4] Там же, надписи 231-237, 240, 223, 12, 222, 219 и 87, 1, 10.

[5] Там же, надпись 19; ср.: с. 24.

[6] Там же, надпись 110.

* Греки назвали этот город Панополь в честь Мина, отождествленного с Паном (совр. Ахмим).

[7] Там же, надпись 191.

* Воплощением Хора был сокол.

[8] Там же, надпись 192.

[9] Lucas. Ancient Egyptian Materials and Industries. 2е ?d., L., 1934, c. 63.

[10] Th. T. S., IV, 4. Надпись Амени в Бени-Хасане (Newberry. Beni-Hassan. T. I, с. 8); Pap. Harris, I, 12 ? 7. Карта золотых рудников из Туринского музея.

[11] Надпись в храме Редезие: Golenischeff R. Recueil de travaux. T. XIII, c. 75 и сл.; Bibl. eg., IV, № 4.

* Царство мертвых.

[12] По надписи на стеле Рамсеса II, найденной в Кубане, в 108 километрах к югу от Асуана. Ныне находится в музее Гренобля: Tresson. La st?le de Kouban. Le Caire, 1922.

[13] Diodore III.11-13.

[14] Статуэтки, найденные в саркофаге Хорнахта в Танисе (K?mi, IX, n os 94-102), сделаны из золота низкой пробы.

[15] Lucas. Ancient Egyptian Materials and Industries, c. 352; Loret V. La turquoise chez les anciens Egyptiens. — K?mi, I, 99-114.

[16] Lucas. ук. соч., с. 348; Newberry, dans Studies presented to Griffith F. Ll., c. 320.

[17] Loret. ук. соч. — K?mi, I, 111-113.

[18] Lepsius. Denkm?ler, III, 26, 1; ср.: Wr. AU., I, 64, 341, 342.

[19] Wr. Atl., I. 5.

[20] Newberry. El Bersheh. T. I, c. 16-16.

* Терпентин (живица) — смолистое вещество, выделяющееся при повреждении хвойных деревьев. Сырье для получения канифоли и скипидара

[21] Davies. Ken-Amun, c. 38-40.

[22] Mem. Tyt, II, 23.

[23] Th. T. S., V, 11, III, 8.

[24] Vernier. La bijouterie et la joaillerie ?gyptiennes. Le Caire, 1907; 2 части.

[25] Wr. Atl., I, 316-317; Newberry. Rekhmara, c. 18. Дальнейшие работы златокузнецов описаны в: Th. T. S., III, 8; V, 11-12; Mem. Tyt, II, 23; IV. 11; Wr. Atl., I, 263, 59, 50, 229.

[26] Montet. Vie priv?e, c. 298-311; Wr. Atl., I, 314-315, 420. 384; Mem. Tyt, IV, 11.

* Наос — ковчег, в котором находились статуи, саркофаги и другой заупокойный инвентарь.

[27] Mem. Tyt., V, 37.

[28] Th. T. S., V, 11-12, III, 10; Mem. Tyt., II, 23; Wr. Atl., I, 307, 227.

[29] Th. T. S., V, 12.

[30] Montet. Vie priv?e, c. 311-314.

[31] Encyclop?die photographique de l'art. — Les antiquit?s egyptiennes du Louvre, 74-77.

[32] Montet. Vie priv?e, c. 315-318; Wr. Atl., 312-313; Newberry. Rekhmara, c. 17-18.

* См. Заключение к работе Е. С. Богословского. Древнеегипетские мастера. По материалам из Дер эль-Медина. М., 1983. Только на рубеже правлений XIX—XX династий происходит отделение творческого труда от физического; прежде любой художник считался ремесленником.

[33] Davies. Ken-Amun, c. 13-24.

[34] Wr. Atl., II, 25; Urk., IV, 626-642.

[35] Mem. Tyt, II, 37-38.

[36] Urk., IV, 1154.

* С этим трудно согласиться. См.: Матье М. Э. Роль личности художника в искусстве древнего Египта. — Труды отдела Востока Эрмитажа. Л., 1947.

[37] Стела VIII года правления Рамсеса II: ASAE, 1939. Поучение Аменемхата, сына Дуауфа, § 111.

[38] Sallier, II, 3, 9; Pap. Anastasy, VII, l, 1.

[39] Louvre, С 14; ср.: Sottas. — Le Recueil de travaux, XXXVI, 153.

[40] Th. T. S., I, 8.

[41] Urk., I, 23.

[42] Recueil de travaux, XXIV, 185.

[43] Tombeau 359 ? Th?bes: ср.: ZAS, XLII, 128-131.

[44] Остракон 21447 из Берлинского музея в ZAS, LIV, 78; ср.: Robichon et Varille. Le temple du scribe royal Amenhotep fils de Hapou. Le Caire, 1936, c. 9.

* В его мастерской были найдены знаменитые портреты Нефертити.

[45] Wr. Atl., I, 319-321; Exode, I, 11-16; ср.: Mallon A. Les H?breux en Egypte. Rome, 1921, c. 134-138.

[46] Поучение Аменемхата, сына Дуауфа, § VIII, Wb., V, 75 и II, 385.

[47] Davies. Ken-Amun, с. 59.

[48] Th. T. S., III, 1.

[49] Wr. Atl., I, 44.

[50] Montet. — K?mi, IV, 178-189; Поучение Аменемхата, сына Дуауфа.

[51] Lefebvre. Histoire des grands — pr?tres d'Amon de Karnak, c. 161-162.

[52] Там же, с. 128

[53] См.: Книга мертвых, глава 125 А, 6.

[54] Maspero. Histoire. T. II, с. 540-541; Pap. de Turin, 42, 2-3, 46-17.

[55] Wr. Atl., I, 200.

[56] Daressy. Une flottille ph?nicienne, d'apr?s une peinture ?gyptienne. — Revue arch?ologique, 1895, c. 286-292 и табл. 14-15; Montet. Reliques de l'art Syrien, c. 12.

[57] Urk., I, 157; Sottas, Etude critique sur un acte de vente immobili?re au temps des pyramides. P., 1913.

* Папирус из архива пастуха Дома Аменхотепа III Меси. — ХДВ. Ч. I, с. 93-96.

[58] Gardiner. Four Papyri of the 18th. Dynasty from Kahun, — ZAS, 1906, c. 27-48.

[59] Gardiner. The Chester Beatty Papyri, № 1. L., 1931, c. 43-44.

[60] Pap. 10052 du Br. Mus., табл. 11, 14-30; Pap. 100053, V°, табл. 111, 6-16.

[61] Pap. ehester Beatty, I, V° D и c. 43.

[62] Gardiner. A Lawsuit Arising from the Purchase of Two Slaves. — J. E. A., 1935, c. 142.

[63] Ounamon. II, 40-42 (Bibl. eg., I).