Пьер Монтэ

Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

Введение
Глава I.
I. Города
II. Дворцы
III. Жилые дома
IV. Мебель
Глава II. Время
I. Времена года
II. Праздники и выходные дни
III. Счастливые и несчастливые дни
IV. Часы
V. Ночь
Глава III. Семья
I. Женитьба
II. Женщина
IV. Слуги и рабы
III. Дети
V. Домашние животные
Глава IV. Быт египтян
I. Утренний туалет
II. Одежда
III. Пища
IV. Кухня
IX. Домашние праздники
V. Хлебопечение
VI. Напитки
VII. Трапеза
VIII. Вечера
X. Игры
Глава V. Деревенская жизнь
I. Земледельцы
II. Полив садов
III. Сбор винограда
IV. Пахота и сев
IX. Обитатели болот
V. Жатва
VI. Лен
VII. Полевые вредители
VIII. Животноводство
X. Охота в пустыне
Глава VI. Искусство и ремесла
I. Каменоломни
II. Рудокопы
III. Работа в мастерских
IV. Скульпторы
IX. Каменщики и прочие ремесленники
V. Ювелиры, резчики по камню
VI. Изделия из дерева
VII. Изделия из кожи
VIII. Положение художников и ремесленников
X. Хозяева и работники
XI. Торговля и деньги
Глава VII. Путешествия
I. Передвижения внутри страны
II. Путешествия в пустыне
III. Путешествие в Библ
IV. Судоходство по Красному морю
Глава VIII. Фараон
I. Главная обязанность царей
II. Утренний туалет фараона
III. Фараон за работой
IV. Право помилования
IX. Фараон в домашнем кругу
V. Царские награды
VI. Приемы иноземных послов
VII. Спортивные игры
VIII. Царская охота
X. Гаремные интриги
XI. Размышления царей
Глава IX. Войско и война
I. Блеск и нищета воинства
II. Служба внутри страны
III. Войско на войне
IV. Мобилизация и раздача оружия
IX. Триумфальное возвращение
V. Войско в походе
VI. Битва
VII. Осадная война
VIII. Война в Нубии
Глава X. Писцы и судьи
I. Административный аппарат
II. Набор и обучение чиновников
III. Добрые и злые чиновники
IV. Охрана порядка
V. Суд
VI. Прием иноземных данников
Глава XI. Храмы
I. Набожность египтян
II. Жрецы
III. Культ
IV. Торжественные выходы богов
IX. «Дом жизни»
V. Торжественный выход Мина
VI. Прекрасный праздник Опет
VII. Праздник Долины
VIII. Мистерии
Глава XII. Погребение
I. Старость
II. Оценка деяний
III. Подготовка гробницы
IV. Обязанности заупокойного жреца (жреца Ка)
IX. Прощание с мумией
V. Бальзамирование
VI. Похоронная процессия
VII. Переправа через Нил
VIII. Подъем к гробнице
X. Поминальная трапеза
XI. Отношения между живыми и мертвыми
Краткий словарь божеств древнего Египта
Литература
Основные сокращения
Послесловие
Хронологическая таблица
Главная Пьер Монтэ Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

V. Ювелиры, резчики по камню

Производство каменных сосудов, достигшее совершенства еще при I династии, по-прежнему процветало в эпоху Рамсесов. Из алебастра, сланца и мрамора вытачивали кувшины, вазы, сосуды, бокалы и чаши, порой украшенные фигурами людей или животных. Инструмент мастеров был предельно прост. Наиболее типичный — сверло с деревянной ручкой, вверху обтянутой кожей. Зажав каменную заготовку между колен, ремесленник высверливал ее, вращая сверло ладонями. Иногда его постигала неудача. Сверло могло пробить стенку сосуда, но это несчастье было поправимо: мастер аккуратно вырезал поврежденное место и ставил каменную заплату. В гробнице Тутанхамона сохранились образцы каменных сосудов, которые свидетельствуют скорее о мастерстве их изготовителей, чем об их вкусе, и многие предпочли бы им, например, прекрасную амфору из гробницы Пуиемра,[22] украшенную только короткой иероглифической надписью. [147]

Многие ремесленники занимались обработкой металлов. Сокровищница Бубаста с ее золотыми и серебряными вазами, с ее жертвенными чашами, серьгами и браслетами, а также драгоценные украшения из гробницы Сиптаха из Серапеума, хранящиеся ныне в Лувре, создают впечатление, что изделия эпохи Рамсесов по богатству и разнообразию не могли сравниться с потрясающей коллекцией Тутанхамона или Псусеннеса. Однако заглянем в Большой папирус Харриса, где перечислены щедрые дары Рамсеса III богам. Каждый раз речь идет о золоте, серебре,


Рис.: Изготовление бус из камня (XVIII династия)

меди, лазурите и настоящей бирюзе. Двери фиванских святилищ сделаны из золота или меди, сверкавшей как золото. Статуи богов облачались в золото. Жертвенные столы и чаши — из серебра. Декреты о привилегиях Амона высекались на золотых, серебряных и медных пластинах. Роскошь великого дома Амона и его священная ладья не поддавались описанию. В храме Атума в Опе, стояли золотые весы, равных которым не было нигде «со времен богов». На пьедестале сидел большой павиан, вылитый из золота, и наблюдал за правильностью взвешивания. Двадцать одна статуя Нила была изготовлена из всевозможных материалов. Храмам пожертвовано 13 568 статуэток из настоящего лазурита и бирюзы, примерно вдвое меньше из золота и других материалов, но и это уже значительная цифра. Во всех храмах были свои сокровищницы. Добавим к этому драгоценности самих фараонов и частных лиц, и тогда нам удастся составить представление о деятельности ремесленников, работавших с металлом.

В мастерских начинали с того, что тщательно взвешивали золото и серебро и только потом передавали их [148] мастеру.[23] Весы существовали лишь для этой цели, во всяком случае в мире живых, а в загробном их использовали для взвешивания сердец в присутствии Осириса и богов Аментета (Запада, где находился потусторонний мир). Зерно измеряли египетскими мерами. Слитки азиатской меди принимали на счет и не взвешивали. Весы состояли из колонны (она заканчивалась головой Маат, богини истины), вделанного в колонну горизонтального металлического прута и коромысла со стрелкой посередине; на концы коромысла подвешивали на трех шнурах две


Рис.: Взвешивание золотых колец (XVIII династия)

одинаковые тарелки. Чтобы произвести взвешивание, коромысло с тарелками ставилось на прут так, чтобы оно сохраняло полное равновесие. Гири делались в форме лежащего быка. Металл поступал в мастерские в виде колец. Весовщик клал на противовес гири, придерживал руками колебавшиеся тарелки и проверял, чтобы стрелка стояла вертикально. Писец, вынув из футляра кисточку и палетку, записывал результат в присутствии начальники храмовых мастерских, который затем забирал взвешенное золото и передавал его мастерам.

Золотых дел мастерам для работы требовались золотя проволока для цепочек, пластинки и ленты для оправы камней, большие пластины для изготовления ваз и кубков, золотые трубки для браслетов, а также слитки.[24] Поэтому, чтобы получить все эти разнообразные [149] заготовки, металл прежде всего плавили в тиглях над очагом. Для плавки золота и серебра египтяне пользовались открытым огнем. С полдюжины ремесленников вставали вокруг очага и усиленно раздували пламя через длинные трубки, на концах которых располагалась глиняная насадка с маленьким отверстием. Они перебрасывались шутками, да ничего больше им и не оставалось, потому что работа была изнурительной. Этот метод, унаследованный с древнейших времен, значительно улучшился в эпоху Нового царства. Теперь воздуходувные трубки вставляли в лежащие на полу мехи с отверстием на противоположном конце; отверстие-клапан по мере надобности открывалось и закрывалось с помощью веревок, привязанных к двум мехам-бурдюкам. Работник становился на них ногами, держа по веревке в каждой руке, и поочередно перенося тяжесть тела с одного меха на другой и дергая то за одну веревку, то за другую, открывал или закрывал отверстие-клапан и струя воздуха устремлялась из трубки в очаг.[25]


Рис.: В кузнице. Слева — ножные мехи

Когда металл расплавлялся, двое горновых, которые не боялись ни жары, ни дыма, подхватывали тигель двумя металлическими прутьями, отбивали изогнутую горловину и выливали металл в изложницы, расставленные на столе. Полученные слитки в форме кубиков передавали кузнецам: большой камень заменял им наковальню, а камень поменьше — молот. С помощью этих простейших инструментов они выковывали проволоку, бруски или пластины. После этого заготовки отжигали, даже если металл был достаточно чистым. А затем снова нагревали, чтобы вернуть ему пластичность. Мастер брал пластину щипцами, приближал к огню и раздувал его через трубку, которую держал во рту. Для получения проволоки прутья протягивали через волочила со все более и [150] более мелкими отверстиями. Эти простейшие способы позволяли мастерам получать практически все необходимые заготовки. Оставалось только нарезать их и собрать. Когда мастер хотел сделать золотую или серебряную чашу, он садился на табурет перед врытым в землю верстаком и, умело орудуя инструментами, придавал пластине нужную форму.

После окончания основной работы начиналась отделка. Египтяне использовали огромное количество видов украшательства: могли изобразить на чаше или сосуде жанровую или ритуальную сцену, окружить их геометрическим или растительным орнаментом или же, возжаждав строгости и простоты, ограничивались короткой иероглифической надписью, великолепно выгравированной на изящной вазе. После окончательной отделки и полировки изделие ставили на подставку, которая к концу рабочего дня заполнялась самыми разными предметами.


[1] Стела VIII года, найденная в Оне: ASAE, 219.

[2] Engelbach. The Quarries of the Western Nubian Desert aad the Ancient Road to Tuskha. — ASAE, 1938, 369; ср.: Sethe. Die Bau - und Denkmalsteine der alten ?gypter und ihre Namen. B., 1933, c. 49.

* Как показали специальные исследования, египтяне называли «бехеном» граувакку, гранит и, возможно, другие виды камня. «Горами бехена» именовали Вади-Хаммамат с XIX династии.

[3] Couyat et Montet. Les inscriptions hi?roglyphiques et hi?ratiques du ou?di Hainm?m?t, Le Caire, 1912.

[4] Там же, надписи 231-237, 240, 223, 12, 222, 219 и 87, 1, 10.

[5] Там же, надпись 19; ср.: с. 24.

[6] Там же, надпись 110.

* Греки назвали этот город Панополь в честь Мина, отождествленного с Паном (совр. Ахмим).

[7] Там же, надпись 191.

* Воплощением Хора был сокол.

[8] Там же, надпись 192.

[9] Lucas. Ancient Egyptian Materials and Industries. 2е ?d., L., 1934, c. 63.

[10] Th. T. S., IV, 4. Надпись Амени в Бени-Хасане (Newberry. Beni-Hassan. T. I, с. 8); Pap. Harris, I, 12 ? 7. Карта золотых рудников из Туринского музея.

[11] Надпись в храме Редезие: Golenischeff R. Recueil de travaux. T. XIII, c. 75 и сл.; Bibl. eg., IV, № 4.

* Царство мертвых.

[12] По надписи на стеле Рамсеса II, найденной в Кубане, в 108 километрах к югу от Асуана. Ныне находится в музее Гренобля: Tresson. La st?le de Kouban. Le Caire, 1922.

[13] Diodore III.11-13.

[14] Статуэтки, найденные в саркофаге Хорнахта в Танисе (K?mi, IX, n os 94-102), сделаны из золота низкой пробы.

[15] Lucas. Ancient Egyptian Materials and Industries, c. 352; Loret V. La turquoise chez les anciens Egyptiens. — K?mi, I, 99-114.

[16] Lucas. ук. соч., с. 348; Newberry, dans Studies presented to Griffith F. Ll., c. 320.

[17] Loret. ук. соч. — K?mi, I, 111-113.

[18] Lepsius. Denkm?ler, III, 26, 1; ср.: Wr. AU., I, 64, 341, 342.

[19] Wr. Atl., I. 5.

[20] Newberry. El Bersheh. T. I, c. 16-16.

* Терпентин (живица) — смолистое вещество, выделяющееся при повреждении хвойных деревьев. Сырье для получения канифоли и скипидара

[21] Davies. Ken-Amun, c. 38-40.

[22] Mem. Tyt, II, 23.

[23] Th. T. S., V, 11, III, 8.

[24] Vernier. La bijouterie et la joaillerie ?gyptiennes. Le Caire, 1907; 2 части.

[25] Wr. Atl., I, 316-317; Newberry. Rekhmara, c. 18. Дальнейшие работы златокузнецов описаны в: Th. T. S., III, 8; V, 11-12; Mem. Tyt, II, 23; IV. 11; Wr. Atl., I, 263, 59, 50, 229.

[26] Montet. Vie priv?e, c. 298-311; Wr. Atl., I, 314-315, 420. 384; Mem. Tyt, IV, 11.

* Наос — ковчег, в котором находились статуи, саркофаги и другой заупокойный инвентарь.

[27] Mem. Tyt., V, 37.

[28] Th. T. S., V, 11-12, III, 10; Mem. Tyt., II, 23; Wr. Atl., I, 307, 227.

[29] Th. T. S., V, 12.

[30] Montet. Vie priv?e, c. 311-314.

[31] Encyclop?die photographique de l'art. — Les antiquit?s egyptiennes du Louvre, 74-77.

[32] Montet. Vie priv?e, c. 315-318; Wr. Atl., 312-313; Newberry. Rekhmara, c. 17-18.

* См. Заключение к работе Е. С. Богословского. Древнеегипетские мастера. По материалам из Дер эль-Медина. М., 1983. Только на рубеже правлений XIX—XX династий происходит отделение творческого труда от физического; прежде любой художник считался ремесленником.

[33] Davies. Ken-Amun, c. 13-24.

[34] Wr. Atl., II, 25; Urk., IV, 626-642.

[35] Mem. Tyt, II, 37-38.

[36] Urk., IV, 1154.

* С этим трудно согласиться. См.: Матье М. Э. Роль личности художника в искусстве древнего Египта. — Труды отдела Востока Эрмитажа. Л., 1947.

[37] Стела VIII года правления Рамсеса II: ASAE, 1939. Поучение Аменемхата, сына Дуауфа, § 111.

[38] Sallier, II, 3, 9; Pap. Anastasy, VII, l, 1.

[39] Louvre, С 14; ср.: Sottas. — Le Recueil de travaux, XXXVI, 153.

[40] Th. T. S., I, 8.

[41] Urk., I, 23.

[42] Recueil de travaux, XXIV, 185.

[43] Tombeau 359 ? Th?bes: ср.: ZAS, XLII, 128-131.

[44] Остракон 21447 из Берлинского музея в ZAS, LIV, 78; ср.: Robichon et Varille. Le temple du scribe royal Amenhotep fils de Hapou. Le Caire, 1936, c. 9.

* В его мастерской были найдены знаменитые портреты Нефертити.

[45] Wr. Atl., I, 319-321; Exode, I, 11-16; ср.: Mallon A. Les H?breux en Egypte. Rome, 1921, c. 134-138.

[46] Поучение Аменемхата, сына Дуауфа, § VIII, Wb., V, 75 и II, 385.

[47] Davies. Ken-Amun, с. 59.

[48] Th. T. S., III, 1.

[49] Wr. Atl., I, 44.

[50] Montet. — K?mi, IV, 178-189; Поучение Аменемхата, сына Дуауфа.

[51] Lefebvre. Histoire des grands — pr?tres d'Amon de Karnak, c. 161-162.

[52] Там же, с. 128

[53] См.: Книга мертвых, глава 125 А, 6.

[54] Maspero. Histoire. T. II, с. 540-541; Pap. de Turin, 42, 2-3, 46-17.

[55] Wr. Atl., I, 200.

[56] Daressy. Une flottille ph?nicienne, d'apr?s une peinture ?gyptienne. — Revue arch?ologique, 1895, c. 286-292 и табл. 14-15; Montet. Reliques de l'art Syrien, c. 12.

[57] Urk., I, 157; Sottas, Etude critique sur un acte de vente immobili?re au temps des pyramides. P., 1913.

* Папирус из архива пастуха Дома Аменхотепа III Меси. — ХДВ. Ч. I, с. 93-96.

[58] Gardiner. Four Papyri of the 18th. Dynasty from Kahun, — ZAS, 1906, c. 27-48.

[59] Gardiner. The Chester Beatty Papyri, № 1. L., 1931, c. 43-44.

[60] Pap. 10052 du Br. Mus., табл. 11, 14-30; Pap. 100053, V°, табл. 111, 6-16.

[61] Pap. ehester Beatty, I, V° D и c. 43.

[62] Gardiner. A Lawsuit Arising from the Purchase of Two Slaves. — J. E. A., 1935, c. 142.

[63] Ounamon. II, 40-42 (Bibl. eg., I).