Пьер Монтэ

Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

Введение
Глава I.
I. Города
II. Дворцы
III. Жилые дома
IV. Мебель
Глава II. Время
I. Времена года
II. Праздники и выходные дни
III. Счастливые и несчастливые дни
IV. Часы
V. Ночь
Глава III. Семья
I. Женитьба
II. Женщина
IV. Слуги и рабы
III. Дети
V. Домашние животные
Глава IV. Быт египтян
I. Утренний туалет
II. Одежда
III. Пища
IV. Кухня
IX. Домашние праздники
V. Хлебопечение
VI. Напитки
VII. Трапеза
VIII. Вечера
X. Игры
Глава V. Деревенская жизнь
I. Земледельцы
II. Полив садов
III. Сбор винограда
IV. Пахота и сев
IX. Обитатели болот
V. Жатва
VI. Лен
VII. Полевые вредители
VIII. Животноводство
X. Охота в пустыне
Глава VI. Искусство и ремесла
I. Каменоломни
II. Рудокопы
III. Работа в мастерских
IV. Скульпторы
IX. Каменщики и прочие ремесленники
V. Ювелиры, резчики по камню
VI. Изделия из дерева
VII. Изделия из кожи
VIII. Положение художников и ремесленников
X. Хозяева и работники
XI. Торговля и деньги
Глава VII. Путешествия
I. Передвижения внутри страны
II. Путешествия в пустыне
III. Путешествие в Библ
IV. Судоходство по Красному морю
Глава VIII. Фараон
I. Главная обязанность царей
II. Утренний туалет фараона
III. Фараон за работой
IV. Право помилования
IX. Фараон в домашнем кругу
V. Царские награды
VI. Приемы иноземных послов
VII. Спортивные игры
VIII. Царская охота
X. Гаремные интриги
XI. Размышления царей
Глава IX. Войско и война
I. Блеск и нищета воинства
II. Служба внутри страны
III. Войско на войне
IV. Мобилизация и раздача оружия
IX. Триумфальное возвращение
V. Войско в походе
VI. Битва
VII. Осадная война
VIII. Война в Нубии
Глава X. Писцы и судьи
I. Административный аппарат
II. Набор и обучение чиновников
III. Добрые и злые чиновники
IV. Охрана порядка
V. Суд
VI. Прием иноземных данников
Глава XI. Храмы
I. Набожность египтян
II. Жрецы
III. Культ
IV. Торжественные выходы богов
IX. «Дом жизни»
V. Торжественный выход Мина
VI. Прекрасный праздник Опет
VII. Праздник Долины
VIII. Мистерии
Глава XII. Погребение
I. Старость
II. Оценка деяний
III. Подготовка гробницы
IV. Обязанности заупокойного жреца (жреца Ка)
IX. Прощание с мумией
V. Бальзамирование
VI. Похоронная процессия
VII. Переправа через Нил
VIII. Подъем к гробнице
X. Поминальная трапеза
XI. Отношения между живыми и мертвыми
Краткий словарь божеств древнего Египта
Литература
Основные сокращения
Послесловие
Хронологическая таблица
Главная Пьер Монтэ Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

V. Торжественный выход Мина

Присутствие фараона и его двора в столице придавало выходам некоторых богов размах всенародного празднества. При Рамсесе III день его коронации совпал с праздником Мина, покровителя Коптоса, «владыки пустынь» и бога плодородия; его отмечали в первый месяц сезона «шему», когда начинался сбор урожая.[31] Таким образом, фараон одновременно с богом становился героем торжества.

Великолепный, сверкающий, как восходящее солнце, Рамсес III, «да будет он жив, невредим и здоров», выходит из своего дворца. На парадных носилках он следует от дворца до жилища своего отца Мина, чтобы узреть его совершенство. Эти носилки представляют собой широкое кресло под балдахином с карнизом и четырьмя длинными ручками. Чтобы нести их, нужно по меньшей мере двенадцать человек. Боковины кресла украшают лев и сфинкс. Две крылатые богини изображены на спинке. Внизу укреплена скамеечка для ног с подушкой. Царские сыновья и высшие сановники государства спорят за честь нести парадные носилки фараона. Они защищают его от солнца зонтами из страусовых перьев и машут над ним опахалами на длинных ручках. Впереди идет внушительная группа из царских сыновей и сановников, которые несут символы царской власти: скипетр, бич, посох и мотыгу.

Среди жрецов можно заметить человека со свитком в руках; это — программа праздника, и он будет следить за ее соблюдением. Другой жрец протягивает фараону курильницу с благовониями в знак того, что последнему предстоит отпраздновать миллионы юбилеев и сотни тысяч лет вечности на своем троне. Перед самими носилками идет старший сын фараона, предполагаемый его наследник. За носилками следуют слуги и воины. Мы видим среди них тех, кто становился рядом с фараоном во главе войска, когда он бросался в бой или преследовал диких буйволов. Один из них несет скамеечку, на которую его величество поставит ногу, когда будет спускаться на землю. Воины вооружены булавами, щитами и копьями.

Когда кортеж доходит до жилища Мина, фараон сходит с носилок, становится лицом к святилищу и совершает обряд воскурения и возлияния. Затем он приносит жертвы своему отцу и получает от него дар жизни.

Двери святилища открываются. Теперь можно лицезреть красоту статуи бога. Строгое одеяние скрывает его [285] тело и ноги, которые Исида еще не отделила друг от друга, на голове у него ступообразный шлем с двумя прямыми перьями и свисающей от них до земли длинной лентой. К подбородку прикреплена накладная борода, на груди — ожерелье. В святилище Мина много различных элементов: коническая хижина в форме улья, похожая на хижины жителей Пунта, к ней примыкает тонкая колонна, увенчанная парой рогов, далее мачта с восемью растяжками, по которым карабкаются фигурки негров, и, наконец, грядка латука. Мин очень древний бог, он долго странствовал, прежде чем пришел в Коптос, и принес с собой довольно пестрый багаж.

Но вот прозвучал гимн, сопровождаемый танцами, статую бога выносят из святилища и ставят на носилки, которые поддерживают двадцать два жреца. Видны только их головы и ноги, остальное закрывает вышитая розетками накидка, свисающая с носилок. Другие жрецы идут спереди, сзади и по бокам, размахивая букетами цветов, опахалами и потрясая зонтами. Остальные несут ларцы с каноническими атрибутами божества. Небольшая группа жрецов поднимает на носилках ящик с латуком.

Теперь во главе процессии становится сам фараон. Он сменил синий шлем, в котором вышел из дворца, на корону Нижнего Египта, в руках у него посох и булава. Мы видим теперь и царицу, и еще одного участника процессии — белого быка; между рогами у него солнечный диск, украшенный двумя высокими перьями. Этот бык — воплощение бога; его называют «телец своей матери». Жрец с обритой головой и обнаженным торсом окуривает благовониями фараона, быка и статую бога.

За этой группой следуют носильщики с дарами и знаменосцы, которые несут штандарты и символы, сопровождавшие Мина в его выходах. Их обязательно выносят в дни его торжества. Это бич и булава, изображения шакалов, соколов, ибиса, символы номов, и среди них — II нома Нижнего Египта, родины Мина.

Далее идут жрецы с позолоченными деревянными статуями предков фараона на плечах. Первый несет статую, изображающую семью правящего фараона, второй — основателя царства, Мины (Менеса), третий — статую Небхепетра (Монтухотеп I), восстановившего единство страны, и далее — различных фараонов XVIII и XIX династий. В эту компанию не вошла царица Хатшепсут, которую ее племянник Тутмос III имел все основания ненавидеть. Разумеется, здесь нет и фараона-еретика Эхнатона с его [286] преемниками, и кое-кого из менее значительных правителей. Процессия совершает не одну остановку, прежде чем достигает специального алтаря, своей конечной цели. Во время одной из них исполняется второй гимн, сопровождаемый танцами, в котором, правда, почти ничего невозможно понять, потому что в нем множество тайных заклинаний, известных только самым ученым жрецам эпохи Рамессидов. Но чем непонятнее, тем лучше — значит, в этих заклинаниях истинная святость. Единственное, что можно уловить: боги танцуют перед Мином, а затем их сменяет негр, житель Пунта. Мина и в самом деле называли иногда «отцом негров» и изображали с черным лицом, потому что в жилах первых его почитателей была сильна примесь негритянской крови.*

Наконец процессия доходит до алтаря, места отдохновения бога. Мина ставят на алтарь. Двое жрецов с эмблемами богов-охранителей Востока стоят перед ним, пока фараон приносит богатые дары. Представления египтян о смысле этой части обряда — водружения статуи Мина на алтарь — объясняются словами гимна: «Приветствуем тебя, Мин, оплодотворяющий свою мать! Как таинственно то, что ты сделал с ней в темноте!»

И еще имеется отрывок из другого гимна, где говорится, что Мин, «телец своей матери», оплодотворил ее и посвятил ей свое сердце, когда его чресла были слиты с ее чреслами.[32] В действительности же Мин оплодотворил не мать, а Исиду, которая родит от него Хора, будущего повелителя Верхнего и Нижнего Египта.

В память об этом великом событии фараон надевает двойную корону. Его защищают теперь коршун Нехбет и урей Уаджет. Фараон должен послать стрелы во все четыре стороны света, чтобы поразить своих врагов, а затем выпустить четыре птицы, четырех детей Хора (Амсет, Хапи, Дуамутеф и Кебехсенуф); они оповестят всю землю, что фараон, повторив подвиг Хора, возложил на себя белую и красную короны.

Эти птицы — сизоворонки; они каждый год осенью прилетали с севера и весной улетали.

Восшествие на трон набожного и любимого богами фараона обеспечивало всему Египту процветание и всяческие [287] блага. Но теперь следовало еще восславить плодородие страны. Статуи богов ставятся на землю. Помощники распорядителя церемонии окружают царя и царицу. Один из них подает фараону серп из позолоченной меди и пучок «бедет» вместе с корнями и землей — символ безбрежных полей Египта, простиравшихся от моря до порогов. Фараон срезает колосья так же высоко, как жнецы Фиваиды, а в это время жрец поет новый гимн в честь «Мина на возделанном поле».

Мин, «владыка пустынь», прежде чем завоевать Коптос, действительно остановился в некогда плодородной долине, которая тянулась от этого города до долины Рахену. Он создал здесь пастбища для многочисленных стад. Снопик «бедет» подносят фараону и богу, но каждый оставляет себе по колоску. Поют последний гимн, в котором мать Мина прославляет силу своего сына, победителя всех врагов.

Этим гимном заканчивается церемония. Статую Мина относят обратно в храм. Фараон прощается с богом, возжигает благовония, совершает возлияния, жертвует новые дары. Мин коротко благодарит. Затем фараон вновь надевает синий шлем, который был на нем вначале, и возвращается во дворец.

Бог, фараон, члены царской семьи, жрецы и высшие чиновники являлись, насколько мы знаем, единственными актерами и статистами великого выхода Мина. Художники, изобразившие нам главные эпизоды этого действа на стенах Карнака и Мединет-Абу, забыли про народ. К тому же в это время года у земледельцев и без того хватало дел по горло. Но надо полагать, что в городах оставалось предостаточно незанятых людей, которые непременно выстроились бы вдоль всего церемониального пути бога Mина и его белого быка.


[1] H?rodote II.37.

[2] Jos?phe. Contre Apion. T. I, c. 232, 254-255.

[3] K?mi, IX, 40.

[4] Так же в «романе» Сатни-Хаэмуасе: Maspero. Contes populaires. 4е ?d., с. 131.

[5] Bibl. eg., VII, 16, 17.

[6] Bibl. eg., VII. 60.

[7] Kuentz. Quolques monuments du culte de Sobok, табл. 11; BIFAO, XXVIII, 113-172.

[8] H?rodote III.28-29; Strabon XVII. l.31; Plutarque. Isis et Osiris, c. 43: Marcellin Ammien. T. XXII, c. 14. (так — HF)

[9] H?rodote II.67. Некрополь ибисов обнаружен в пустыне напротив города Шмуна вблизи гробницы Петосириса.

* Представляется, что П. Монтэ преувеличивает роль азиатских божеств в египетском пантеоне. Проникшие в Долину Нила культы сильно египтизировались, и к концу Позднего царства многие из чужеземных культов не отличались от египетских (например богиня Кедшет (Кудшу), первоначально изображаемая обнаженной на льве, уже изображается в платье и без своего культового животного). Сутех — это египетский Сетх, приобретший лишь некоторые черты иконографии Баала (Балу). Нельзя говорить и о вытеснении Хора Хороном, так как последний — ипостась первого, популярная в районе великих пирамид. Для признания Хорона азиатским богом — недостаточно данных.

[10] Montet. Drame d'Avaris, c. 140-141 и табл. VI.

[11] Gardiner Alan H. The Astarte papyrus dans Studies presented to F. LI. Griffith, 83.

[12] Montet. Drame d'Avaris, c. 134.

[13] Там же, с. 142-143.

[14] Bibl. eg., VII, 88-91.

[15] Peyte и Rossi. Los papyrus hi?ratiques de Turin.

[16] Хапиджефаи из Сиута, обращаясь к членам храмового совета, говорит: «Я сын жреца, как каждый из вас».

[17] Bibl. eg., VII, 5.

[18] Минмес жил во время правления Рамсеса III: Louvre С 218.

[19] Erman. La religion des ?gyptiens, с. 223.

[20] Ритуал известен из трех папирусов Берлинского музея и по рельефу в храме Абидоса: Moret. Le rituel du culte divin journalier en Egypte. P., 1902.

[21] Blok H. P. Remarques sur quelques st?les dites «? oreilles» K?mi, II, 123-135.

[22] Lacau. Les statucs «gu?risseuses» dans Fancienne ?gypte. Monuments Piot XXV (1922): Erman. La religion des ?gyptiens, c. 355; Lefebvre. La statue gu?risseuse du Louvre, M?langes Loret, c. 89 и сл.

[23] St?le 589 du Br. Mus. et stele 102 de Turin; Erman. Denkstein aus der thebanischen Gr?berstadt (Sitz. Berl. Ak., 1911, 1100).

[24] St?le 23077 du musee de Berlin; Erman. ук. соч., с. 1088-1097.

[25] Cerny. Le culte d'Amenophis Ier chez les ouvriers de la n?cropole th?baine. — BIFAO, XXVII, c. 159 и сл.

[26] Naville. Inscription historique de Pinodjem III.

[27] Urk., III, 94-95 (st?le de Fintronisation I. 18-19).

[28] Borenx. Catalogue guide (Louvre, Antiquit?s ?gyptiennes, 534-535). Ср.: Loukianoff. Uno statue parlante ou oracle du dieu R?-Harmakhis. — ASAE. XXXVI, 187.

[29] Cerny. Qucstions adressees aux oracles. BIPAO, XXXV, 41; ср.: J. E. A., XI, 249-255; XII, 176-185.

[30] H?rodote II.59-60.

[31] По рельефам из Мединет-Абу и Карнака, ср.: Gauthier H. Les f?tes du dieu Min. Le Caire, 1931.

* Черный цвет скорее символизировал плодородие бога, так же как и его культовое растение — латук. Подробнее о египетском происхождении культа Мина см.: Павлова О. И. Мин — владыка чужеземных стран. — Культурное наследие Востока. Проблемы, поиски, суждения. Л., 1985, с. 34-44.

[32] Gauthier. ук. соч., с. 230-231, 239-240. Лефевр, Море и Готье полагали, что быка приносили в жертву, но это жертвоприношение нигде не изображено. О действительном изображении быка см.: Jacobson. Die Dogmatische Stellung das K?nigs in der Theologie der alten Eg. Gluckstadt; ср.: сообщения Пиндара, Страбона и Геродота.

[33] Надпись опубликована в: Daressy. Recueil de travaux. T. XVIII, с. 181 и сл.

[34] Основные эпизоды праздника изображены на рельефах храма в Луксоре по приказу Тутанхамона. См.: Wr. Atl., II, 189-202. Ср. с рельефами храма Рамсеса III в Карнаке (Rams?s III, temples, 86-92).

* См.: Павлова О. И. Амон фиванский. Ранняя история культа (V—XVII династии). М., 1984.

[35] Foucart. La helle f?te de la vall?e. — BIFAO, XVIV, 1924.

[36] Там же, табл. 14; Wr. Atl., I, 118-119.

[37] Стела 1204 из Египетского музея в Берлине: Schaefer. Die Osiris mysterien in Abydos. 11904; сцена из гробницы Хериуфа в Фивах: Moret. Myst?res ?gyptiens. Р., 1912, с. 11; стела Рамсеса IV: Mariette. Abydos. T. II, с. 54-55.

[38] H?rodote II.63.

* Ювенал (ок. 60 — ок. 127 гг.) — древнеримский поэт-сатирик. Согласно античной традиции, умер в Египте, в ссылке.

[39] Juv?nal XV.

[40] Дандара была местом повержения Сетха перед этой богиней. Brugsch. Dict. geogr., с. 38; Gauthier. Dictionnaire des noms geographiques. T. V, c. 84-85.

[41] Фараон Менхеперрасиамун в действительной истории Сатни: Maspero. Contes populaires. 4е ?d., 168-171.

* Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.-Л., 1956, с. 103-111; Сказки и повести Древнего Египта. М., 1979, с. 108-128.

* Согласно мифу, это делает Хатхор, а не Нейт. Спорна мотивировка действий богини: скорее всего, она хотела развеселить Ра.

[42] Рар. ehester Beatty I.

[43] Goyon G. Les travaux de Chou et les tribulations de Geb. — Kerni, VI, 142.

[44] Drioton. Ce que l’on sail du th??tre ?gyptien (editions de la revue du Caire, 1938).

[45] St?le de Fan 2 de Neferhotep (Mariette. Abydos. T. II, c. 28-30).

[46] Gardiner. The house of life. — J. E. A., XXIV, 1938, c. 157-179.