Пьер Монтэ

Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

Введение
Глава I.
I. Города
II. Дворцы
III. Жилые дома
IV. Мебель
Глава II. Время
I. Времена года
II. Праздники и выходные дни
III. Счастливые и несчастливые дни
IV. Часы
V. Ночь
Глава III. Семья
I. Женитьба
II. Женщина
IV. Слуги и рабы
III. Дети
V. Домашние животные
Глава IV. Быт египтян
I. Утренний туалет
II. Одежда
III. Пища
IV. Кухня
IX. Домашние праздники
V. Хлебопечение
VI. Напитки
VII. Трапеза
VIII. Вечера
X. Игры
Глава V. Деревенская жизнь
I. Земледельцы
II. Полив садов
III. Сбор винограда
IV. Пахота и сев
IX. Обитатели болот
V. Жатва
VI. Лен
VII. Полевые вредители
VIII. Животноводство
X. Охота в пустыне
Глава VI. Искусство и ремесла
I. Каменоломни
II. Рудокопы
III. Работа в мастерских
IV. Скульпторы
IX. Каменщики и прочие ремесленники
V. Ювелиры, резчики по камню
VI. Изделия из дерева
VII. Изделия из кожи
VIII. Положение художников и ремесленников
X. Хозяева и работники
XI. Торговля и деньги
Глава VII. Путешествия
I. Передвижения внутри страны
II. Путешествия в пустыне
III. Путешествие в Библ
IV. Судоходство по Красному морю
Глава VIII. Фараон
I. Главная обязанность царей
II. Утренний туалет фараона
III. Фараон за работой
IV. Право помилования
IX. Фараон в домашнем кругу
V. Царские награды
VI. Приемы иноземных послов
VII. Спортивные игры
VIII. Царская охота
X. Гаремные интриги
XI. Размышления царей
Глава IX. Войско и война
I. Блеск и нищета воинства
II. Служба внутри страны
III. Войско на войне
IV. Мобилизация и раздача оружия
IX. Триумфальное возвращение
V. Войско в походе
VI. Битва
VII. Осадная война
VIII. Война в Нубии
Глава X. Писцы и судьи
I. Административный аппарат
II. Набор и обучение чиновников
III. Добрые и злые чиновники
IV. Охрана порядка
V. Суд
VI. Прием иноземных данников
Глава XI. Храмы
I. Набожность египтян
II. Жрецы
III. Культ
IV. Торжественные выходы богов
IX. «Дом жизни»
V. Торжественный выход Мина
VI. Прекрасный праздник Опет
VII. Праздник Долины
VIII. Мистерии
Глава XII. Погребение
I. Старость
II. Оценка деяний
III. Подготовка гробницы
IV. Обязанности заупокойного жреца (жреца Ка)
IX. Прощание с мумией
V. Бальзамирование
VI. Похоронная процессия
VII. Переправа через Нил
VIII. Подъем к гробнице
X. Поминальная трапеза
XI. Отношения между живыми и мертвыми
Краткий словарь божеств древнего Египта
Литература
Основные сокращения
Послесловие
Хронологическая таблица
Главная Пьер Монтэ Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

V. Суд

Когда порядок был восстановлен, начались репрессии. Несомненно, уже при Рамсесе IX следственная комиссия под председательством везира, первого лица в Египте после фараона, занялась подсчетом убытков. Нам кажется, она не столько стремилась узнать истину, сколько старалась ее замолчать. Грабителей хватают. За малую толику золота их отпускают, и они снова берутся за свое дело. Они пользуются переводом из тюрьмы «князя Города» в тюрьму верховного жреца, чтобы преспокойно улизнуть. Но после того как в последние годы царствования Рамсеса IX ограбления гробниц возобновились, была создана новая следственная комиссия, в которую помимо везира входили царские кравчие, хранитель казны, два носителя опахал, писцы и глашатаи. На этот раз они действовали решительно. Довольно часто истцы обращались к статуе обожествленного царя, чтобы вернуть украденное или получить соответствующее вознаграждение. Однако дело слишком серьезное, поэтому священную статую оставляют в покое, а судьи, чтобы узнать истину, прибегают к испытанным средствам.

В начале судебного заседания, на котором происходил допрос главных обвиняемых по делу об ограблении великих жилищ, везир говорит пастуху Бухафу: «Ты был с шайкой. Бог тебя схватил. Он привел тебя сюда. Он отдал тебя во власть фараона. Назови мне всех людей, которые побывали вместе с тобой в этих великих жилищах!»

Обвиняемый не заставляет себя долго просить и называет шестерых сообщников. Но суду этого мало. Бухафа бьют палками. Он клянется сказать всю правду. Его допрашивают снова: «Скажи, каким путем ты добрался до великих жилищ, столь священных?»

Бухаф говорит, что гробница, куда он проник, уже была вскрыта, и его снова бьют палками, пока он не сдается: «Довольно, я [все] скажу!»

У него вырывают признание: он называет еще тринадцать имен и заявляет: «Как существует Амон, как существует правитель! Если будет обнаружен человек, который был вместе со мной, и я утаил его, я приму наказание вместо него!».[35]

И вот начинается долгий допрос сообщников, которые тоже называют во время следствия новые имена. Обвиняемые клянутся говорить только правду под страхом высылки в Нубию или быть изувеченными, или «поставленными [266] на дерево». Это выражение мы уже встречали неоднократно. Многие из тех, кто что-то замышлял против Рамсеса III, были «поставлены на дерево». Египтологи думают, что это означает «посадить на кол». Но мы в этом не уверены. На ассирийских рельефах мы видели посаженных на кол, но на египетских — ни разу. Зато иногда на них изображены привязанные к столбу преступники, избиваемые палками.[36] Поэтому я думаю, что преступника, которого «ставили на дерево», просто привязывали к столбу и, наверное, забивали палками насмерть. Иногда на вопросы судьи обвиняемый отвечал: «Горе мне, горе моей плоти!» Судья хладнокровно повторял вопрос и, если ответ, как обычно, его не удовлетворял, снова переходил к палкам. Били тремя способами, потому что в египетском языке для этого наказания было три термина: «беджен», «неджен» и «менини». Некоторые последовательно получали наказание всех трех сортов, но мы точно не знаем, чем они отличались. Били по спине, по ладоням и стопам. Это энергичное средство хорошо развязывало языки, однако не всегда. Часто судейский писец отмечает, что даже после второго и третьего битья обвиняемый ни в чем не признался. По-видимому, и после этого обвиняемого не отпускали. Иногда вставший в тупик судья, не получив от несчастного ни признаний, ни сведений, требовал, чтобы тот назвал свидетеля, который мог бы подтвердить правдивость его показаний. Освобождали обвиняемых редко.

Перед судом предстал трубач по имени Амонхау. Везир его спрашивает: «Каким способом ты вместе с возжигателем благовоний Шедсухонсу проник в великое жилище и вынес оттуда серебро, после того как там побывали воры?»

Тот отвечал: «Горе мне! Горе моей плоти! Это все Перипатау, трубач, с которым я поссорился и сказал ему: «„Ты будешь предан смерти за кражи, совершенные тобой в некрополе..."»

Его продолжали допрашивать, подвергнув битью палками по ладоням и стопам. Он сказал: «Я не видел никого, кроме того, кого уже назвал».

Его подвергли битью «неджен» два раза и битью «менини». Он сказал: «Я ничего не видел. О том, что видел, я уже сказал».

Допрос возобновился на десятый день четвертого месяца сезона «шему». Амонхау признали неповинным в этих кражах. Ему вернули воздух (свободу). Несчастный, право же, это заслужил.[37] [267]

Благодаря подобным документам мы присутствуем на многих допросах, однако решения суда до нас не дошли. Мы не знаем, какие были вынесены приговоры. Может быть, несчастные погибли под пытками, а может быть, окончили свои жалкие дни в рудниках или каменоломнях.


[1] Maspero. Un manuel de Hi?rarchie egyptierme. — ?tudes ?gyptiennes. T. II, c. 1-66.

[2] Lefebvre. Histoirу des grands pr?tres d'Amon de Karnak, гл. II.

[3] Gauthier. Le personnel du dieu Min. Le Caire, 1931.

[4] См. стелу «400-летия»: K?mi, IV, 210-212.

[5] Urk., IV, 1020-1021.

[6] Декрет из Наури: Bibl. e. g., IV.

[7] Lefebvre. ук. соч., с. 127-128.

[8] Papyrus moral de Boulaq, VII (Maspero. Histoire. T, II, c. 503).

[9] Verite et Mensonge, Pap. ehester Beatty, II, 5.

[10] Maspero. Hymne au Nil, табл. XIII и с. 19.

[11] Pap. Anastasy, I, 13, 5 ssq.: Gardiner. Eg. Hieratic Texte. Lpz., 1911, c. 16-34.

[12] Bibl. eg., VII, 23-24. Подобные тексты см.: Bibl. eg., VII, 35.

[13] Bibl. eg., VII, 47.

[14] Bibl. eg., VII, 47; Pleyte и Rossi. Les papyrus hi?ratiques de Turin; Pap. moral de Boulaq, c. 3-6, 11.

[15] Pap. moral de Boulaq.

[16] Loret M?langes. BIFAO, XXX, 497.

[17] Urk., IV, 1044-1046.

[18] Lefebvre. ук. соч., с. 127 и сл.

* На весах взвешивали сердце покойного — вместилище его деяний. См. главу XII, § 2.

[19] ASAE, XL, 605.

[20] Maspero. Histoire. T. II, с. 347.

[21] Bibl. eg., IV.

[22] Bibl. eg., VII, 5. История трех учеников жрецов, взятых в войско фараона.

[23] Urk., I, 23.

[24] Siout, I, 223-229. В гробнице Пуиемра в Фивах — такое же предупреждение (K?mi, III, 46-48).

[25] Надпись в храме Редезие: Bibl. eg., IV.

[26] Lefebvre. ук. соч., с. 213.

* Апопи, Апоп — гигантский змей, враг солнца, над которым Ра неизменно одерживал победу, благодаря чему наступал новый день.

[27] St?le 138 du Br. Mus; Robichon et Varille. Le temple du scribe royal Amenhotep, fils de Hapou, c. 3-4.

[28] События известны из: Papyrus Abbott: Moller. Hieratische Lesest?cke. T. III, c. 16 и сл. и см.: Papyrus Amherst et Leopold, edites par J. Capart et Alan H. Gardiner, Bruxelles, 1939.

[29] Pap. Br. Mus. 10054, R° 2, 7.

[30] Pap. Br. Mus. 10054, R° III, 7-9.

[31] Pap. Br. Mus. 10053, V° III, 6-16.

[32] Pap. Br. Mus. 10403 I 6 ssq; Peet T. Eric. The Mayer papyri A and B.

[33] Pap. Br. Mus. 10052, II, 14-30; XI, 4-9.

[34] Там же, III, 16-17.

[35] Там же, I, 6; II, с. 16.

[36] Гробница Мерерука, А 4 sud.

[37] Pap. Br. Mus. 1002, IV, 6-14.

[38] О свите посланцев северных стран см.: Montet. Reliques de l'art Syrien dans l'?gypte du Nouvel Empire. P., 1937.

[39] Th. T. S., IV, 23-30. Comparer Wr. Atl., I, 35, 56, 224 (Amiseba); 247-248 (Haremheb); 265 (Айва); 270-284-285 (Amenmos?); 292, 293, 336, 337 (Rekhmar?); Maspero. Histoire. T. II, c. 269 (temple de Neit Ou?ly); Medinet-Habu, 11.