IX. Каменщики и прочие ремесленники
Теперь мы переходим к самым тяжелым профессиям, которые были уделом главным образом чужеземцев, свободных или пленных, и никому не принесли титул «князя».
Египетский каменщик занимался прежде всего формовкой и кладкой необожженных кирпичей. Весь город окружен стеной толщиной около пятнадцати метров и высотой метров двадцать. Только ворота в ней каменные, а вся стена — из кирпича-сырца. Административные здания и частные дома тоже сложены в основном из кирпича: камня в них мало, так же как в оградах. Когда Рамсес II задумал построить свой любимый город Рамсес, который египтяне чаще называли Пер-Рамсес, и государственные склады в Питоме, он собрал сынов Израилевых, назначил над ними надсмотрщиков и под угрозой страшных наказаний заставил их формовать кирпичи.[45] [161]
Рис.: Формовка кирпичей и возведение стен
Работа была монотонной, но не такой уж трудной. Нильский ил перемешивали с песком и рубленой соломой. Чтобы смесь получалась однородной, ее смачивали, долго топтали и время от времени переворачивали лопатой. Работник наполнял этой сырой смесью форму доверху, срезал излишек деревянной лопаткой, быстро переворачивал форму и осторожно снимал. Кирпич оставляли сохнуть восемь дней, после чего он годился в дело. Формовщики работали преимущественно на берегу водоема. Водоносы подносили им воду. Другие работники срезали на сжатых полях стерню и готовили из нее рубленую солому. Когда фараон потребовал, чтобы сыны Израилевы сами собирали солому, не уменьшая установленной нормы отформованных кирпичей, это сильно ухудшило их и без того нелегкую участь, однако протесты приводили только к тому, что на их спины обрушивались палки надсмотрщиков. Переносили кирпичи на двух одинаковых щитах, подвешенных на коромысло.
Одно и то же слово «икду» входит в обозначение двух совершенно разных профессий — строителя и горшечника. Первого обозначали как «икду инбу» — «строитель стен», а второго — «икду неджесет» — «строитель малых форм».[46] Те и другие пользовались одинаковым материалом — нильским илом, но настоящее объяснение схожести названий двух различных профессий нам дает египетский язык. Корень «кед» означает «круглый». Примитивные глинобитные хижины имели круглую форму, как горшки. Да и на самом деле они были большими горшками.
Горшечник месил смесь ногами. Потом клал кусок глины на гончарный круг, простой деревянный диск, который вращался на оси. Глина под его ловкими руками принимала форму пузатого горшка или миски, чаши или кубка, и таким же способом он изготовлял большие [162] кувшины с заостренным дном для хранения вина и пива или такие же большие кувшины со скругленным дном, похожие на круглые мешки.[47] Завершал работу горшечник руками.
После этого горшки относили в печь — нечто вроде круглой трубы высотой в два человеческих роста и диаметром около двух локтей, если верить изображениям. Однако следует еще раз повторить, что египетские художники очень условно передавали размеры существ и вещей. В эпоху Нового царства египтян уже не удовлетворяли одноцветные горшки, даже отличавшиеся изяществом. Горшечник наносил на чаши и кувшины различные рисунки, заимствованные у резчиков по камню, или же, повинуясь собственной фантазии, украшал их по краям геометрическим или растительным орнаментом, виноградными листьями, цветами или сценками, например: цапля хватает рыбу или буйвол мчится во весь опор.[48] Таким образом, люди скромного достатка могли приобрести вместо дорогой металлической вполне приличную глиняную посуду, не лишенную своеобразной красоты.
Египетский цирюльник работал на улице, переходя из квартала в квартал. Он устраивался на перекрестке, где была тень, и клиенты вскоре окружали его.[49] Ожидание могло оказаться долгим. Иногда его помогал скоротать певец или рассказчик. Поспорить между собой тоже было способом убить время. Этим и занимаются два человека, сидящие спина к спине на одной скамейке. Но она поделена не поровну. Один расселся вполне удобно, а второй примостился на самом краешке и свалится от малейшего толчка. Не обращая на них внимания, остальные клиенты предпочитают подремать сидя, опустив подбородок на колени и прикрыв голову скрещенными руками.
Один за другим клиенты садятся на трехногий табурет, благонравно положив ладони на колени, и доверяются цирюльнику, который бреет им голову и лицо. В чаше на ножке у него мыльная вода. Бритва представляет собой лезвие длиной с ладонь, перед рукояткой — нечто вроде чашечки. Цирюльники, обслуживавшие богачей, имели целый набор шильцев, щипчиков, ножниц и бритв в кожаных мешочках, которые они носили в изящных ларцах из черного дерева. Они приходили к клиентам на дом. Их положение считалось завидным. Некоторые одновременно были врачами. Даже среди сонма богов был бог-цирюльник, но простой брадобрей вызывал скорее жалость, чем зависть.[50] [163]
[1] Стела VIII года, найденная в Оне: ASAE, 219.
[2] Engelbach. The Quarries of the Western Nubian Desert aad the Ancient Road to Tuskha. — ASAE, 1938, 369; ср.: Sethe. Die Bau - und Denkmalsteine der alten ?gypter und ihre Namen. B., 1933, c. 49.
* Как показали специальные исследования, египтяне называли «бехеном» граувакку, гранит и, возможно, другие виды камня. «Горами бехена» именовали Вади-Хаммамат с XIX династии.
[3] Couyat et Montet. Les inscriptions hi?roglyphiques et hi?ratiques du ou?di Hainm?m?t, Le Caire, 1912.
[4] Там же, надписи 231-237, 240, 223, 12, 222, 219 и 87, 1, 10.
[5] Там же, надпись 19; ср.: с. 24.
[6] Там же, надпись 110.
* Греки назвали этот город Панополь в честь Мина, отождествленного с Паном (совр. Ахмим).
[7] Там же, надпись 191.
* Воплощением Хора был сокол.
[8] Там же, надпись 192.
[9] Lucas. Ancient Egyptian Materials and Industries. 2е ?d., L., 1934, c. 63.
[10] Th. T. S., IV, 4. Надпись Амени в Бени-Хасане (Newberry. Beni-Hassan. T. I, с. 8); Pap. Harris, I, 12 ? 7. Карта золотых рудников из Туринского музея.
[11] Надпись в храме Редезие: Golenischeff R. Recueil de travaux. T. XIII, c. 75 и сл.; Bibl. eg., IV, № 4.
* Царство мертвых.
[12] По надписи на стеле Рамсеса II, найденной в Кубане, в 108 километрах к югу от Асуана. Ныне находится в музее Гренобля: Tresson. La st?le de Kouban. Le Caire, 1922.
[13] Diodore III.11-13.
[14] Статуэтки, найденные в саркофаге Хорнахта в Танисе (K?mi, IX, n os 94-102), сделаны из золота низкой пробы.
[15] Lucas. Ancient Egyptian Materials and Industries, c. 352; Loret V. La turquoise chez les anciens Egyptiens. — K?mi, I, 99-114.
[16] Lucas. ук. соч., с. 348; Newberry, dans Studies presented to Griffith F. Ll., c. 320.
[17] Loret. ук. соч. — K?mi, I, 111-113.
[18] Lepsius. Denkm?ler, III, 26, 1; ср.: Wr. AU., I, 64, 341, 342.
[19] Wr. Atl., I. 5.
[20] Newberry. El Bersheh. T. I, c. 16-16.
* Терпентин (живица) — смолистое вещество, выделяющееся при повреждении хвойных деревьев. Сырье для получения канифоли и скипидара
[21] Davies. Ken-Amun, c. 38-40.
[22] Mem. Tyt, II, 23.
[23] Th. T. S., V, 11, III, 8.
[24] Vernier. La bijouterie et la joaillerie ?gyptiennes. Le Caire, 1907; 2 части.
[25] Wr. Atl., I, 316-317; Newberry. Rekhmara, c. 18. Дальнейшие работы златокузнецов описаны в: Th. T. S., III, 8; V, 11-12; Mem. Tyt, II, 23; IV. 11; Wr. Atl., I, 263, 59, 50, 229.
[26] Montet. Vie priv?e, c. 298-311; Wr. Atl., I, 314-315, 420. 384; Mem. Tyt, IV, 11.
* Наос — ковчег, в котором находились статуи, саркофаги и другой заупокойный инвентарь.
[27] Mem. Tyt., V, 37.
[28] Th. T. S., V, 11-12, III, 10; Mem. Tyt., II, 23; Wr. Atl., I, 307, 227.
[29] Th. T. S., V, 12.
[30] Montet. Vie priv?e, c. 311-314.
[31] Encyclop?die photographique de l'art. — Les antiquit?s egyptiennes du Louvre, 74-77.
[32] Montet. Vie priv?e, c. 315-318; Wr. Atl., 312-313; Newberry. Rekhmara, c. 17-18.
* См. Заключение к работе Е. С. Богословского. Древнеегипетские мастера. По материалам из Дер эль-Медина. М., 1983. Только на рубеже правлений XIX—XX династий происходит отделение творческого труда от физического; прежде любой художник считался ремесленником.
[33] Davies. Ken-Amun, c. 13-24.
[34] Wr. Atl., II, 25; Urk., IV, 626-642.
[35] Mem. Tyt, II, 37-38.
[36] Urk., IV, 1154.
* С этим трудно согласиться. См.: Матье М. Э. Роль личности художника в искусстве древнего Египта. — Труды отдела Востока Эрмитажа. Л., 1947.
[37] Стела VIII года правления Рамсеса II: ASAE, 1939. Поучение Аменемхата, сына Дуауфа, § 111.
[38] Sallier, II, 3, 9; Pap. Anastasy, VII, l, 1.
[39] Louvre, С 14; ср.: Sottas. — Le Recueil de travaux, XXXVI, 153.
[40] Th. T. S., I, 8.
[41] Urk., I, 23.
[42] Recueil de travaux, XXIV, 185.
[43] Tombeau 359 ? Th?bes: ср.: ZAS, XLII, 128-131.
[44] Остракон 21447 из Берлинского музея в ZAS, LIV, 78; ср.: Robichon et Varille. Le temple du scribe royal Amenhotep fils de Hapou. Le Caire, 1936, c. 9.
* В его мастерской были найдены знаменитые портреты Нефертити.
[45] Wr. Atl., I, 319-321; Exode, I, 11-16; ср.: Mallon A. Les H?breux en Egypte. Rome, 1921, c. 134-138.
[46] Поучение Аменемхата, сына Дуауфа, § VIII, Wb., V, 75 и II, 385.
[47] Davies. Ken-Amun, с. 59.
[48] Th. T. S., III, 1.
[49] Wr. Atl., I, 44.
[50] Montet. — K?mi, IV, 178-189; Поучение Аменемхата, сына Дуауфа.
[51] Lefebvre. Histoire des grands — pr?tres d'Amon de Karnak, c. 161-162.
[52] Там же, с. 128
[53] См.: Книга мертвых, глава 125 А, 6.
[54] Maspero. Histoire. T. II, с. 540-541; Pap. de Turin, 42, 2-3, 46-17.
[55] Wr. Atl., I, 200.
[56] Daressy. Une flottille ph?nicienne, d'apr?s une peinture ?gyptienne. — Revue arch?ologique, 1895, c. 286-292 и табл. 14-15; Montet. Reliques de l'art Syrien, c. 12.
[57] Urk., I, 157; Sottas, Etude critique sur un acte de vente immobili?re au temps des pyramides. P., 1913.
* Папирус из архива пастуха Дома Аменхотепа III Меси. — ХДВ. Ч. I, с. 93-96.
[58] Gardiner. Four Papyri of the 18th. Dynasty from Kahun, — ZAS, 1906, c. 27-48.
[59] Gardiner. The Chester Beatty Papyri, № 1. L., 1931, c. 43-44.
[60] Pap. 10052 du Br. Mus., табл. 11, 14-30; Pap. 100053, V°, табл. 111, 6-16.
[61] Pap. ehester Beatty, I, V° D и c. 43.
[62] Gardiner. A Lawsuit Arising from the Purchase of Two Slaves. — J. E. A., 1935, c. 142.
[63] Ounamon. II, 40-42 (Bibl. eg., I).