IX. «Дом жизни»
В ограде многих храмов находились школы, но не просто школы, где дети учились читать и писать, а специальные школы дли рисовальщиков, резчиков и скульпторов, [295] отдававших свой талант на прославление богов и фараона. При них были библиотеки, где хранились архивы храма и всевозможные тексты, переписанные армией писцов, а также назидательные и литературные произведения, которые могли понадобиться школьникам, и различные технические устройства.
Фараон Неферхотеп пожелал посоветоваться с книгами Атума. Придворный ему говорит: «Пусть твое величество войдет в библиотеки и пусть твое величество увидит все священные слова!»
Действительно, фараон нашел книгу дома Осириса-Хентиаментиу, властителя Абидоса.[45] А в некоторых храмах были еще более значительные учреждения, которые назывались «домом жизни».[46]
Фараон Рамсес IV часто посещал «дом жизни» в Абидосе. Изучая хранившиеся там «Анналы Тота», он узнал, что «Осирис — самый таинственный из всех богов. Он — луна. Он — Нил. Он — тот, кто царит в ином мире. Каждый вечер бог солнца спускается к нему, и [они] образуют душу единую, которая правит миром, и Тот записывает их повеления». Перечитывая эти «Анналы» — он знал их так хорошо, как будто написал сам, — фараон понял, какой это богатый и разнообразный материал, и как много можно извлечь из него полезного. Пожелав для себя саркофаг из камня «бехен» из долины Рахену, фараон нашел в «Анналах» рассказ о предыдущих экспедициях, доставлявших для некрополей и храмов саркофаги и статуи. Назначая «князей», военачальников и высших чиновников в штаб своей экспедиции, он не забыл включить в него жреца «дома жизни». Другой Рамсес, который принимал посла царя страны Бахтан, прежде чем ответить ему, счел своим долгом проконсультироваться с писцом «дома жизни». При Птолемее Филадельфе нашли нового священного барана. Жители Мендеса направили фараону петицию с просьбой показать его писцам «дома жизни», чтобы они его осмотрели. Из Канопского декрета мы знаем, что эти писцы занимались астрономией. Но они занимались и политикой. Так, два писца «дома жизни» участвовали в заговоре против Рамсеса III.
Из этих и некоторых других свидетельств очевидно, что «дом жизни» был собранием ученых, жрецов и мудрецов. Они хранили религиозные традиции, составляли «Анналы» фараонов и храмов, записывали научные открытия и технические изобретения. Здесь, в «доме жизни», была придумана тайнопись — криптография. Вполне возможно, [296] что многие новшества и открытия появились в этих «домах жизни».
Таким образом, храм предстает перед нами как центр египетской жизни. Прежде всего это дом бога, где отправляют его культ, чтобы заслужить его милости. В то же время это экономический и интеллектуальный центр. Жрецы создали в храме мастерские и склады, школы и библиотеки. Именно в храме, и только в храме Платон мог встретиться с учеными и философами. И наконец, в храме появились и развились из мифов театрализованные мистерии, которые заменяли египтянам драму и комедию.
[1] H?rodote II.37.
[2] Jos?phe. Contre Apion. T. I, c. 232, 254-255.
[3] K?mi, IX, 40.
[4] Так же в «романе» Сатни-Хаэмуасе: Maspero. Contes populaires. 4е ?d., с. 131.
[5] Bibl. eg., VII, 16, 17.
[6] Bibl. eg., VII. 60.
[7] Kuentz. Quolques monuments du culte de Sobok, табл. 11; BIFAO, XXVIII, 113-172.
[8] H?rodote III.28-29; Strabon XVII. l.31; Plutarque. Isis et Osiris, c. 43: Marcellin Ammien. T. XXII, c. 14. (так — HF)
[9] H?rodote II.67. Некрополь ибисов обнаружен в пустыне напротив города Шмуна вблизи гробницы Петосириса.
* Представляется, что П. Монтэ преувеличивает роль азиатских божеств в египетском пантеоне. Проникшие в Долину Нила культы сильно египтизировались, и к концу Позднего царства многие из чужеземных культов не отличались от египетских (например богиня Кедшет (Кудшу), первоначально изображаемая обнаженной на льве, уже изображается в платье и без своего культового животного). Сутех — это египетский Сетх, приобретший лишь некоторые черты иконографии Баала (Балу). Нельзя говорить и о вытеснении Хора Хороном, так как последний — ипостась первого, популярная в районе великих пирамид. Для признания Хорона азиатским богом — недостаточно данных.
[10] Montet. Drame d'Avaris, c. 140-141 и табл. VI.
[11] Gardiner Alan H. The Astarte papyrus dans Studies presented to F. LI. Griffith, 83.
[12] Montet. Drame d'Avaris, c. 134.
[13] Там же, с. 142-143.
[14] Bibl. eg., VII, 88-91.
[15] Peyte и Rossi. Los papyrus hi?ratiques de Turin.
[16] Хапиджефаи из Сиута, обращаясь к членам храмового совета, говорит: «Я сын жреца, как каждый из вас».
[17] Bibl. eg., VII, 5.
[18] Минмес жил во время правления Рамсеса III: Louvre С 218.
[19] Erman. La religion des ?gyptiens, с. 223.
[20] Ритуал известен из трех папирусов Берлинского музея и по рельефу в храме Абидоса: Moret. Le rituel du culte divin journalier en Egypte. P., 1902.
[21] Blok H. P. Remarques sur quelques st?les dites «? oreilles» K?mi, II, 123-135.
[22] Lacau. Les statucs «gu?risseuses» dans Fancienne ?gypte. Monuments Piot XXV (1922): Erman. La religion des ?gyptiens, c. 355; Lefebvre. La statue gu?risseuse du Louvre, M?langes Loret, c. 89 и сл.
[23] St?le 589 du Br. Mus. et stele 102 de Turin; Erman. Denkstein aus der thebanischen Gr?berstadt (Sitz. Berl. Ak., 1911, 1100).
[24] St?le 23077 du musee de Berlin; Erman. ук. соч., с. 1088-1097.
[25] Cerny. Le culte d'Amenophis Ier chez les ouvriers de la n?cropole th?baine. — BIFAO, XXVII, c. 159 и сл.
[26] Naville. Inscription historique de Pinodjem III.
[27] Urk., III, 94-95 (st?le de Fintronisation I. 18-19).
[28] Borenx. Catalogue guide (Louvre, Antiquit?s ?gyptiennes, 534-535). Ср.: Loukianoff. Uno statue parlante ou oracle du dieu R?-Harmakhis. — ASAE. XXXVI, 187.
[29] Cerny. Qucstions adressees aux oracles. BIPAO, XXXV, 41; ср.: J. E. A., XI, 249-255; XII, 176-185.
[30] H?rodote II.59-60.
[31] По рельефам из Мединет-Абу и Карнака, ср.: Gauthier H. Les f?tes du dieu Min. Le Caire, 1931.
* Черный цвет скорее символизировал плодородие бога, так же как и его культовое растение — латук. Подробнее о египетском происхождении культа Мина см.: Павлова О. И. Мин — владыка чужеземных стран. — Культурное наследие Востока. Проблемы, поиски, суждения. Л., 1985, с. 34-44.
[32] Gauthier. ук. соч., с. 230-231, 239-240. Лефевр, Море и Готье полагали, что быка приносили в жертву, но это жертвоприношение нигде не изображено. О действительном изображении быка см.: Jacobson. Die Dogmatische Stellung das K?nigs in der Theologie der alten Eg. Gluckstadt; ср.: сообщения Пиндара, Страбона и Геродота.
[33] Надпись опубликована в: Daressy. Recueil de travaux. T. XVIII, с. 181 и сл.
[34] Основные эпизоды праздника изображены на рельефах храма в Луксоре по приказу Тутанхамона. См.: Wr. Atl., II, 189-202. Ср. с рельефами храма Рамсеса III в Карнаке (Rams?s III, temples, 86-92).
* См.: Павлова О. И. Амон фиванский. Ранняя история культа (V—XVII династии). М., 1984.
[35] Foucart. La helle f?te de la vall?e. — BIFAO, XVIV, 1924.
[36] Там же, табл. 14; Wr. Atl., I, 118-119.
[37] Стела 1204 из Египетского музея в Берлине: Schaefer. Die Osiris mysterien in Abydos. 11904; сцена из гробницы Хериуфа в Фивах: Moret. Myst?res ?gyptiens. Р., 1912, с. 11; стела Рамсеса IV: Mariette. Abydos. T. II, с. 54-55.
[38] H?rodote II.63.
* Ювенал (ок. 60 — ок. 127 гг.) — древнеримский поэт-сатирик. Согласно античной традиции, умер в Египте, в ссылке.
[39] Juv?nal XV.
[40] Дандара была местом повержения Сетха перед этой богиней. Brugsch. Dict. geogr., с. 38; Gauthier. Dictionnaire des noms geographiques. T. V, c. 84-85.
[41] Фараон Менхеперрасиамун в действительной истории Сатни: Maspero. Contes populaires. 4е ?d., 168-171.
* Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.-Л., 1956, с. 103-111; Сказки и повести Древнего Египта. М., 1979, с. 108-128.
* Согласно мифу, это делает Хатхор, а не Нейт. Спорна мотивировка действий богини: скорее всего, она хотела развеселить Ра.
[42] Рар. ehester Beatty I.
[43] Goyon G. Les travaux de Chou et les tribulations de Geb. — Kerni, VI, 142.
[44] Drioton. Ce que l’on sail du th??tre ?gyptien (editions de la revue du Caire, 1938).
[45] St?le de Fan 2 de Neferhotep (Mariette. Abydos. T. II, c. 28-30).
[46] Gardiner. The house of life. — J. E. A., XXIV, 1938, c. 157-179.