Пьер Монтэ

Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

Введение
Глава I.
I. Города
II. Дворцы
III. Жилые дома
IV. Мебель
Глава II. Время
I. Времена года
II. Праздники и выходные дни
III. Счастливые и несчастливые дни
IV. Часы
V. Ночь
Глава III. Семья
I. Женитьба
II. Женщина
IV. Слуги и рабы
III. Дети
V. Домашние животные
Глава IV. Быт египтян
I. Утренний туалет
II. Одежда
III. Пища
IV. Кухня
IX. Домашние праздники
V. Хлебопечение
VI. Напитки
VII. Трапеза
VIII. Вечера
X. Игры
Глава V. Деревенская жизнь
I. Земледельцы
II. Полив садов
III. Сбор винограда
IV. Пахота и сев
IX. Обитатели болот
V. Жатва
VI. Лен
VII. Полевые вредители
VIII. Животноводство
X. Охота в пустыне
Глава VI. Искусство и ремесла
I. Каменоломни
II. Рудокопы
III. Работа в мастерских
IV. Скульпторы
IX. Каменщики и прочие ремесленники
V. Ювелиры, резчики по камню
VI. Изделия из дерева
VII. Изделия из кожи
VIII. Положение художников и ремесленников
X. Хозяева и работники
XI. Торговля и деньги
Глава VII. Путешествия
I. Передвижения внутри страны
II. Путешествия в пустыне
III. Путешествие в Библ
IV. Судоходство по Красному морю
Глава VIII. Фараон
I. Главная обязанность царей
II. Утренний туалет фараона
III. Фараон за работой
IV. Право помилования
IX. Фараон в домашнем кругу
V. Царские награды
VI. Приемы иноземных послов
VII. Спортивные игры
VIII. Царская охота
X. Гаремные интриги
XI. Размышления царей
Глава IX. Войско и война
I. Блеск и нищета воинства
II. Служба внутри страны
III. Войско на войне
IV. Мобилизация и раздача оружия
IX. Триумфальное возвращение
V. Войско в походе
VI. Битва
VII. Осадная война
VIII. Война в Нубии
Глава X. Писцы и судьи
I. Административный аппарат
II. Набор и обучение чиновников
III. Добрые и злые чиновники
IV. Охрана порядка
V. Суд
VI. Прием иноземных данников
Глава XI. Храмы
I. Набожность египтян
II. Жрецы
III. Культ
IV. Торжественные выходы богов
IX. «Дом жизни»
V. Торжественный выход Мина
VI. Прекрасный праздник Опет
VII. Праздник Долины
VIII. Мистерии
Глава XII. Погребение
I. Старость
II. Оценка деяний
III. Подготовка гробницы
IV. Обязанности заупокойного жреца (жреца Ка)
IX. Прощание с мумией
V. Бальзамирование
VI. Похоронная процессия
VII. Переправа через Нил
VIII. Подъем к гробнице
X. Поминальная трапеза
XI. Отношения между живыми и мертвыми
Краткий словарь божеств древнего Египта
Литература
Основные сокращения
Послесловие
Хронологическая таблица
Главная Пьер Монтэ Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

IX. «Дом жизни»

В ограде многих храмов находились школы, но не просто школы, где дети учились читать и писать, а специальные школы дли рисовальщиков, резчиков и скульпторов, [295] отдававших свой талант на прославление богов и фараона. При них были библиотеки, где хранились архивы храма и всевозможные тексты, переписанные армией писцов, а также назидательные и литературные произведения, которые могли понадобиться школьникам, и различные технические устройства.

Фараон Неферхотеп пожелал посоветоваться с книгами Атума. Придворный ему говорит: «Пусть твое величество войдет в библиотеки и пусть твое величество увидит все священные слова!»

Действительно, фараон нашел книгу дома Осириса-Хентиаментиу, властителя Абидоса.[45] А в некоторых храмах были еще более значительные учреждения, которые назывались «домом жизни».[46]

Фараон Рамсес IV часто посещал «дом жизни» в Абидосе. Изучая хранившиеся там «Анналы Тота», он узнал, что «Осирис — самый таинственный из всех богов. Он — луна. Он — Нил. Он — тот, кто царит в ином мире. Каждый вечер бог солнца спускается к нему, и [они] образуют душу единую, которая правит миром, и Тот записывает их повеления». Перечитывая эти «Анналы» — он знал их так хорошо, как будто написал сам, — фараон понял, какой это богатый и разнообразный материал, и как много можно извлечь из него полезного. Пожелав для себя саркофаг из камня «бехен» из долины Рахену, фараон нашел в «Анналах» рассказ о предыдущих экспедициях, доставлявших для некрополей и храмов саркофаги и статуи. Назначая «князей», военачальников и высших чиновников в штаб своей экспедиции, он не забыл включить в него жреца «дома жизни». Другой Рамсес, который принимал посла царя страны Бахтан, прежде чем ответить ему, счел своим долгом проконсультироваться с писцом «дома жизни». При Птолемее Филадельфе нашли нового священного барана. Жители Мендеса направили фараону петицию с просьбой показать его писцам «дома жизни», чтобы они его осмотрели. Из Канопского декрета мы знаем, что эти писцы занимались астрономией. Но они занимались и политикой. Так, два писца «дома жизни» участвовали в заговоре против Рамсеса III.

Из этих и некоторых других свидетельств очевидно, что «дом жизни» был собранием ученых, жрецов и мудрецов. Они хранили религиозные традиции, составляли «Анналы» фараонов и храмов, записывали научные открытия и технические изобретения. Здесь, в «доме жизни», была придумана тайнопись — криптография. Вполне возможно, [296] что многие новшества и открытия появились в этих «домах жизни».

Таким образом, храм предстает перед нами как центр египетской жизни. Прежде всего это дом бога, где отправляют его культ, чтобы заслужить его милости. В то же время это экономический и интеллектуальный центр. Жрецы создали в храме мастерские и склады, школы и библиотеки. Именно в храме, и только в храме Платон мог встретиться с учеными и философами. И наконец, в храме появились и развились из мифов театрализованные мистерии, которые заменяли египтянам драму и комедию.


[1] H?rodote II.37.

[2] Jos?phe. Contre Apion. T. I, c. 232, 254-255.

[3] K?mi, IX, 40.

[4] Так же в «романе» Сатни-Хаэмуасе: Maspero. Contes populaires. 4е ?d., с. 131.

[5] Bibl. eg., VII, 16, 17.

[6] Bibl. eg., VII. 60.

[7] Kuentz. Quolques monuments du culte de Sobok, табл. 11; BIFAO, XXVIII, 113-172.

[8] H?rodote III.28-29; Strabon XVII. l.31; Plutarque. Isis et Osiris, c. 43: Marcellin Ammien. T. XXII, c. 14. (так — HF)

[9] H?rodote II.67. Некрополь ибисов обнаружен в пустыне напротив города Шмуна вблизи гробницы Петосириса.

* Представляется, что П. Монтэ преувеличивает роль азиатских божеств в египетском пантеоне. Проникшие в Долину Нила культы сильно египтизировались, и к концу Позднего царства многие из чужеземных культов не отличались от египетских (например богиня Кедшет (Кудшу), первоначально изображаемая обнаженной на льве, уже изображается в платье и без своего культового животного). Сутех — это египетский Сетх, приобретший лишь некоторые черты иконографии Баала (Балу). Нельзя говорить и о вытеснении Хора Хороном, так как последний — ипостась первого, популярная в районе великих пирамид. Для признания Хорона азиатским богом — недостаточно данных.

[10] Montet. Drame d'Avaris, c. 140-141 и табл. VI.

[11] Gardiner Alan H. The Astarte papyrus dans Studies presented to F. LI. Griffith, 83.

[12] Montet. Drame d'Avaris, c. 134.

[13] Там же, с. 142-143.

[14] Bibl. eg., VII, 88-91.

[15] Peyte и Rossi. Los papyrus hi?ratiques de Turin.

[16] Хапиджефаи из Сиута, обращаясь к членам храмового совета, говорит: «Я сын жреца, как каждый из вас».

[17] Bibl. eg., VII, 5.

[18] Минмес жил во время правления Рамсеса III: Louvre С 218.

[19] Erman. La religion des ?gyptiens, с. 223.

[20] Ритуал известен из трех папирусов Берлинского музея и по рельефу в храме Абидоса: Moret. Le rituel du culte divin journalier en Egypte. P., 1902.

[21] Blok H. P. Remarques sur quelques st?les dites «? oreilles» K?mi, II, 123-135.

[22] Lacau. Les statucs «gu?risseuses» dans Fancienne ?gypte. Monuments Piot XXV (1922): Erman. La religion des ?gyptiens, c. 355; Lefebvre. La statue gu?risseuse du Louvre, M?langes Loret, c. 89 и сл.

[23] St?le 589 du Br. Mus. et stele 102 de Turin; Erman. Denkstein aus der thebanischen Gr?berstadt (Sitz. Berl. Ak., 1911, 1100).

[24] St?le 23077 du musee de Berlin; Erman. ук. соч., с. 1088-1097.

[25] Cerny. Le culte d'Amenophis Ier chez les ouvriers de la n?cropole th?baine. — BIFAO, XXVII, c. 159 и сл.

[26] Naville. Inscription historique de Pinodjem III.

[27] Urk., III, 94-95 (st?le de Fintronisation I. 18-19).

[28] Borenx. Catalogue guide (Louvre, Antiquit?s ?gyptiennes, 534-535). Ср.: Loukianoff. Uno statue parlante ou oracle du dieu R?-Harmakhis. — ASAE. XXXVI, 187.

[29] Cerny. Qucstions adressees aux oracles. BIPAO, XXXV, 41; ср.: J. E. A., XI, 249-255; XII, 176-185.

[30] H?rodote II.59-60.

[31] По рельефам из Мединет-Абу и Карнака, ср.: Gauthier H. Les f?tes du dieu Min. Le Caire, 1931.

* Черный цвет скорее символизировал плодородие бога, так же как и его культовое растение — латук. Подробнее о египетском происхождении культа Мина см.: Павлова О. И. Мин — владыка чужеземных стран. — Культурное наследие Востока. Проблемы, поиски, суждения. Л., 1985, с. 34-44.

[32] Gauthier. ук. соч., с. 230-231, 239-240. Лефевр, Море и Готье полагали, что быка приносили в жертву, но это жертвоприношение нигде не изображено. О действительном изображении быка см.: Jacobson. Die Dogmatische Stellung das K?nigs in der Theologie der alten Eg. Gluckstadt; ср.: сообщения Пиндара, Страбона и Геродота.

[33] Надпись опубликована в: Daressy. Recueil de travaux. T. XVIII, с. 181 и сл.

[34] Основные эпизоды праздника изображены на рельефах храма в Луксоре по приказу Тутанхамона. См.: Wr. Atl., II, 189-202. Ср. с рельефами храма Рамсеса III в Карнаке (Rams?s III, temples, 86-92).

* См.: Павлова О. И. Амон фиванский. Ранняя история культа (V—XVII династии). М., 1984.

[35] Foucart. La helle f?te de la vall?e. — BIFAO, XVIV, 1924.

[36] Там же, табл. 14; Wr. Atl., I, 118-119.

[37] Стела 1204 из Египетского музея в Берлине: Schaefer. Die Osiris mysterien in Abydos. 11904; сцена из гробницы Хериуфа в Фивах: Moret. Myst?res ?gyptiens. Р., 1912, с. 11; стела Рамсеса IV: Mariette. Abydos. T. II, с. 54-55.

[38] H?rodote II.63.

* Ювенал (ок. 60 — ок. 127 гг.) — древнеримский поэт-сатирик. Согласно античной традиции, умер в Египте, в ссылке.

[39] Juv?nal XV.

[40] Дандара была местом повержения Сетха перед этой богиней. Brugsch. Dict. geogr., с. 38; Gauthier. Dictionnaire des noms geographiques. T. V, c. 84-85.

[41] Фараон Менхеперрасиамун в действительной истории Сатни: Maspero. Contes populaires. 4е ?d., 168-171.

* Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.-Л., 1956, с. 103-111; Сказки и повести Древнего Египта. М., 1979, с. 108-128.

* Согласно мифу, это делает Хатхор, а не Нейт. Спорна мотивировка действий богини: скорее всего, она хотела развеселить Ра.

[42] Рар. ehester Beatty I.

[43] Goyon G. Les travaux de Chou et les tribulations de Geb. — Kerni, VI, 142.

[44] Drioton. Ce que l’on sail du th??tre ?gyptien (editions de la revue du Caire, 1938).

[45] St?le de Fan 2 de Neferhotep (Mariette. Abydos. T. II, c. 28-30).

[46] Gardiner. The house of life. — J. E. A., XXIV, 1938, c. 157-179.