III. Жилые дома
Состоятельные египтяне пытались подражать роскоши и комфорту царских дворцов. Их резиденции в городе или в деревне занимали порой более гектара и были окружены, так же как владения царя или бога, толстыми и высокими стенами с каменными воротами, через которые можно было попасть к дому хозяина. Дополнительные двери, простые проходы в стене, вели к хозяйственным службам и в сады. Таким был и дом в Бубасте, куда коварная Табубуи завлекла своего возлюбленного. А вот дом Ипуи походил на маленький храм. Перед фасадом стоял ряд колонн в форме стеблей папируса. Архитрав поддерживал карниз, украшенный пальмами.[25] Дом, в котором фараон Эйе принял и вознаградил супругу Неферхотепа, имел террасу с колоннадой. Последняя поддерживала легкий навес, он со всех сторон выступал за террасу и опирался краями на высокие тонкие колонны, образующие вокруг дома перистиль.[26] Мы имеем представление об этих домах благодаря тому, что Ипуи и Неферхотеп приказали изобразить их на стенах своих гробниц.
Чтобы представить себе внутреннее устройство дома, достаточно посетить раскопки в Телль-эль-Амарне. Через входной портик попадаем в вестибюль, а за ним в приемные залы с колоннами, поддерживающими кровлю. К этим проходным залам примыкают своего рода гардеробные, где найдены кирпичные сундуки для белья и одежд, а также кладовые, в которых хранились провизия и [24] про-
Рис.: Двухэтажный дом и амбары
хладительные напитки. Остальную часть дома занимали покои хозяев и ванные. Стены этих ванных комнат облицованы камнем. В одном из углов такой ванной стояла сложенная из камня перегородка; за ней слуги могли обливать купающегося водой. Хозяин после купания, напорное, усаживался в кресло, стоявшее поодаль, для массажа. Уборная позади ванной комнаты была выбелена известью; в ней находился стульчак из известняка: плита с отверстием, положенная на кирпичные ящики с песком.[27] Весь дом с его минимальными удобствами окружали многочисленные дворы. В одном из них были амбары в форме ульев. Псарня и конюшни располагались на северной стороне. На восточной обычно находились кухня, пекарни и кирпичные домики слуг. Таким образом, слугам приходилось бегать довольно далеко с блюдами к столу хозяин. Впрочем, служебный вход позволял им проходить прямо в приемные залы.
Домики слуг состояли обычно из четырех комнат: прихожей, центральной комнаты с колонной, которая поддерживала крышу, кухни и жилой комнаты. Вся семья теснилась в этих комнатах, разделяя их порой с домашними животными. Впрочем, по лестнице можно было подняться на крышу-террасу. Дома управляющих, расположенные за лачугами слуг, были обширными и комфортабельными.[28] Питьевую воду обычно брали из каменных колодцев. [25]
Сады разделялись на квадраты и прямоугольники прямыми, пересекающимися под прямым углом тенистыми аллеями из деревьев и виноградных шпалер с цветниками. Египтяне высоко ценили деревья и цветы. Анена собрал у себя почти все деревья, росшие в долине Нила: фиговую пальму, дум-пальму, кокосовую пальму, называемую
Рис.: Сад с водоемом
«пальмой кукушек», сикомор, финиковую пальму, ююбу (зизифу), акацию, иву, тамариск, гранат, персик, тис и другие деревья, которые не удалось определить, общим числом восемнадцать.[29] Рехмира тоже выращивал в своем саду, окруженном мощными стенами, все виды деревьев и растений, известных в его время.[30] Часто под деревьями ставили изящную беседку, где летом хозяева устраивали дневные трапезы. Повсюду стояли деревянные навесы, под которыми в больших кувшинах, накрытых листьями, охлаждались напитки, а рядом — столы и подставки с искусно размещенными на них яствами египетской кухни.
Невозможно представить себе сад без пруда или бассейна. Как правило, они были квадратными или прямоугольными и облицованы камнем. Покрывали их водяные лилии, между которыми плавали утки. Каменные стукни спускались к причалу, где почти всегда стояла лодка для услаждения хозяев и их гостей.[31]
Дома представителей среднего класса обычно имели несколько этажей. Иногда на крышах устраивали небольшие зернохранилища. Фасад украшался. Дверь, обрамленная по бокам и сверху каменными блоками, располагалась ближе к углу дома, и свет в нижний этаж проникал только через нее. Окна в верхних этажах, числом от двух до восьми на каждом, были маленькими, квадратными, со ставнями для защиты от жары и пыли.
Мы нашли в Танисе каменную раму окна со сторонами не более локтя. Плита с ажурной резьбой, видимо, играла роль ставня или шторы. В том же Танисе мы нашли два ажурных картуша фараона Меренптаха, вписанных [26] в квадратное окно. На некоторых фиванских росписях видны горизонтальные полосы, как если бы они были сложены из бревен или обшиты досками. Объяснение этим полосам мы нашли в Танисе, где удалось установить, что каменщики наносили на стены известковый раствор горизонтально, а вертикальные связки были из ила. Таким образом, после окончания работ на стенах оставались белые горизонтальные полосы.
Нижний этаж обычно занимали ремесленники. Так было, например, в Фивах, в доме некоего Джхутинефера. Женщины пряли, мужчины стояли у ткацких станков, в соседней комнате мололи зерно и выпекали хлебы. Хозяева жили на втором этаже в довольно обширных комнатах с маленькими, высоко расположенными окнами; потолок поддерживали небольшие колонки в виде стеблей лотоса. Дверь, очевидно, украшали глазурованные плитки или же резные деревянные косяки. На стенах ничего нельзя различить, но следует помнить обычай египтян покрывать росписями все доступные поверхности. В Танисе, в доме довольно поздней эпохи с оштукатуренными стенами, мне удалось найти плитки с изображением танцовщиц и лодок. Вне всяких сомнений, мода эта была традиционной, и мы имеем все основания полагать, что комнаты жилых домов весьма походили на комнаты в фиванских гробницах, где на потолках изображены виноградные лозы, а на стенах — сцены охоты, паломничества в священный город Осириса и тому подобное.
На третьем этаже до потолков можно было дотянуться рукой, даже не вставая на цыпочки. В одной из комнат этого этажа хозяин занимался своим туалетом. Вот он сидит в кресле, слуги приносят ему чашу на подносе, веер и мухобойку. Писцы склоняются перед ним в ожидании новых приказаний. Другие слуги бегают по лестницам и коридорам с какими-то ношами на головах и кувшинами с водой на коромыслах через плечо.[32]
В доме некоего Меху этажи распределялись по тому же принципу: кувшины хранились на первом этаже, на втором находилась столовая, третий заполняли щиты, оружие и различная утварь. Поскольку Меху был начальником полиции, можно предположить, что ночевал он именно здесь: в случае тревоги ночью он сразу же мог вооружиться и броситься в погоню за злоумышленниками. {для начальника полиции это соображение вряд ли актуально — HF}
Крыши домов, как правило, были плоскими. На них поднимались по лестнице. Кое-кто, например Джхутихотеп, установил на крыше большие кувшины для [27] хранения зерна. Другие возводили по краям ограждения, чтобы дети случайно не упали с крыши или просто чтобы заслониться от нескромных взглядов соседей, когда хозяева проводили ночь под открытым небом. А вот Небамон и Нахт установили на своих крышах пристройки в виде равносторонних треугольников; это, по-видимому, были вентиляторы. Но в Египте встречались дома и с остроконечными крышами. В одной из гробниц в Абу-Роше, близ Каира, времен фараона Дена, царствовавшего почти за две тысячи лет до Рамсесов, я нашел две игральные фигурки из слоновой кости в форме домиков с наклонными крышами.[33] Такая рациональная и сложная кровля поразительна для столь отдаленной эпохи. Она характерна лишь для страны, где часто идут дожди и где нет недостатка в дереве.
В Египте же дожди выпадают только вблизи побережья, где сегодня все дома имеют плоские крыши-террасы. Поэтому вполне возможно, что фигурки из Абу-Роаша воспроизводили вид жилища, нетипичного для Египта. Но у нас нет никаких сведений, что такие дома строились в эпоху Рамсесов.
Даже в Фивах, где жилища располагались очень скученно и каждый клочок земли был драгоценен, все-таки находилось место для цветов и деревьев либо на маленьком внутреннем дворике, либо перед фасадом. У Небамона две пальмы растут вроде бы прямо из крыши, но тем не менее они усыпаны финиками. У Нахта пальма и сикомор укрывают от солнца входную дверь. В фиванской гробнице № 23 изображен необычный дом — его высота больше, чем площадь основания, — окруженный двумя рядами деревьев. Другой дом, из гробницы № 254, украшают с фасада три гранатовых дерева, посаженных в кирпичные ящики с разноцветным орнаментом, и две дум-пальмы.[34]
Египтяне, даже малоимущие, делали все возможное, чтобы их дома были удобными и приятными. И в то же время им приходилось защищаться от всяких нарушителей домашнего покоя, которых в Египте немало, — от насекомых, крыс, ящериц, змей и птиц. Медицинский папирус Эберса сохранил нам несколько полезных рецептов.[35] Как избавиться от насекомых в доме? Надо все вымыть раствором натрия или посыпать порошком из толченого угля, смешанного с бебитом (что это такое, не выяснено). Если насыпать натрий, или истолченную сушеную рыбу, тилапию нильскую, или хотя бы семена лука [28] перед входом в змеиную нору, змея уже не вылезет из этой норы. Жир иволги — великолепное средство от мух, а сушеная рыба или лягушачья икра — от блох. Если помазать кошачьим салом мешки с зерном, крысы к ним ни за что не подойдут. А еще можно отвадить грызунов, если сжечь в амбаре помет газели или опрыскать раствором этого помета стены и пол.
Рис.: Двухэтажный дом
А вот самое верное средство отпугивать коршунов. Надо воткнуть в землю ветку акации и скапать: «Коршун воровал и в городе и в деревне... Лети (за ним), изжарь его и съешь!» Если произнести эти слова, насадив на ветку акации кусочек пирога, коршун никогда не прилетит воровать цыплят. Окуриванием можно освежить воздух в комнате, придать приятный запах одежде. Но такое окуривание оказалось доступно далеко не всем, потому что для этого нужно было смешивать благовония со скипидарной смолой и разными пряностями египетского и иноземного происхождения. Этот рецепт, как и все другие, свидетельствует о желании египтян содержать свой дом в чистоте и порядке. Это столь естественное желание побуждало городские власти принимать меры по отводу загрязненных вод, уничтожению мусора и кухонных отбросов. Однако из-за отсутствия документальных свидетельств мы ничего больше не можем сказать по этому поводу.
[1] План у Petrie. Illahun, Kahun and Gurob, табл. 14.
[2] Общее описание города и главных зданий см.: Pendlebury. Les fouilles de Tell el Amarna. P., 1936. План, с. 63.
[3] Общий план Карнака: Topographical bibliography, II, 2, 98.
* Обычно пишут о знаменитом ливанском кедре. Однако еще в 1916 г. В. Лорэ доказывал, что термином «аш» обозначали благородную киликийскую пихту. Этой точки зрения придерживается его ученик П. Монтэ, и в настоящее время она наиболее популярна.
[4] Wr. All., II, 30, 31.
[5] Topographical bibliography, II, 112; Robichon et Varille. En Egypte, couverture.
[6] The Oriental Institute of the University of Chicago, Communications, № 15, l, 28; № 18, frontispice.
[7] Так, например, выглядят процессии в храмах Мединет-Абу и Абидоса (Medinet-Habu, Wr. Atl., II, 184-190).
[8] Montet. Le drame d'Avaris. P., 1941, главы II и IV.
[9] Montet. Tanis. P., 1942, c. 9, 23, 107, 128.
[10] Papyrus Harris I, 78, 8.
[11] Там же, с. 6.
[12] Там же, с. 27-29.
[13] Chassinat. Dendara. T. I, табл. 15; Robichon et Varille. Le temple du scribe royal Amenhotep, fils de Hapou. Le Caire, 1936, c. 35.
[14] Pendlebury. ук. соч., с. 114, 140.
[15] Fougerousse. Le grand puits de Tanis. — K?mi. V, 71-103.
* Шадуф — колодец, «журавль», изобретенный в Египте в эпоху Нового царства.
[16] Posener. La premiere domination perse en ?gypte. Le Caire, 1936, c. 15-16.
[17] ASAE, XVIII (1918), 145.
[18] K?mi, VIII.
* П. Монтэ полагает, что именем Сесострис античные авторы называли Рамсеса II. Однако это собирательный образ, включивший черты нескольких великих царей (в частности, кроме Рамсеса II — Сенусерта III), а в более поздних античных сочинениях, видимо, и Александра Македонского.
* См. Послесловие.
[19] ASAE, XXX, 40, 41.
[20] Bibl. eg., VII, 12; ср.: Drame d'Avaris, c. 135-136.
[21] The Oriental Institute of the University of Chicago, Communications, № 7, c. 1-23.
* В картуш — овал — заключалось имя фараона, данное ему при рождении. Выделение в текстах царских имен картушами сыграло важную роль при дешифровке египетских иероглифов.
* Племена, кочевавшие на Синайском полуострове и в Южной Палестине.
[22] ASAE, XI (1910), 49-63.
[23] Pap. Harris. I, 29, 8; Montet. Tanis. T. II.
[24] Petrie. Tell el Amarna, c. 2-4; Davies. Mural Paintings in the City of Akhenaten. — J. E. A., VII, табл. l и 2.
[25] Mem. Tyt., V, 28-29. О доме Табубуи см.: Maspero. Contes populaires. 4е ?d., c. 147.
[26] Davies. Neferhotep, c. 14.
[27] Pendlebury. ук. соч., с. 127-149.
[28] Там же, с. 152, 153.
[29] Wr. All., I, 60; Mein. Miss. fr., XVIII, I; Urk., IV, 1046-1047.
[30] Wr. All., I, 278 (Сад Миннахта).
[31] Сад Рехмира: Wr. All., I, 3; Сад Себекхотепа: там же. Т. I, 222; Сад Аменемхеба: там же. Т. I, 66; Сад Кенамона: Davies. Ken-Amun, 47; роспись из Британского музея. 37983: Wr. All., I, 92.
[32] Davies. The Town House in Ancient Egypt. — Metropolitan Museum Studies, I, may 1929, c. 233-255.
[33] Один из этих экспонатов — в Каирском музее, другие — в Лувре, cf. K?mi, VIII.
[34] Davies. ук. соч., с. 242. 243, 246, 247.
[35] Рар. Ebers, recettes 840, 852, табл. 97-98.
* Речь идет о карликах. См.: Хрестоматия по истории древнего Востока (ХДВ). М., 1980, ч. I, с. 26.
[36] Изящные кресла, прекрасно сохранившиеся, извлечены из гробниц Эйе и Тэйе и из гробницы Тутанхамона. В храмах и гробницах сохранилось множество великолепных изображений. Например: Mem. Tyt, V, 5, 9, 25; там же, IV, 7; Th. T. S., I, 15-16; там же. V, 41, 43.
[37] Роспись во дворце Эхнатона: Pendlebury. ук. соч., с. 14; J. Е. А., VII.
[38] Поразительная коллекция таких ваз, извлеченных из подземелий ступенчатой пирамиды, выставлена сегодня в музее Саккара. А те, что найдены в Абу-Роаше, см.: K?mi, VIII.
[39] Montet. Vases sacr?s el profanes du lombeau de Psousenn?s. — Monuments Pioе. T. XXXVIII (1941), c. 17-39; Maspero. Essais sur l'art ?gyptien. P., 1912, c. 189-216; Edgar. The Treasure of Tell Basla. — Mus?e ?gypеien. T. II, c. 93, 108; Vernier. Cat. Caire, Bijoux el orf?vreries, c. 104, 106.
[40] Medinet-Habu, 38, 55.
[41] Davies. Ken-Amun, c. 13, 20.
[42] Montet. Vie priv?e, табл. 13 и с. 145.