Пьер Монтэ

Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

Введение
Глава I.
I. Города
II. Дворцы
III. Жилые дома
IV. Мебель
Глава II. Время
I. Времена года
II. Праздники и выходные дни
III. Счастливые и несчастливые дни
IV. Часы
V. Ночь
Глава III. Семья
I. Женитьба
II. Женщина
IV. Слуги и рабы
III. Дети
V. Домашние животные
Глава IV. Быт египтян
I. Утренний туалет
II. Одежда
III. Пища
IV. Кухня
IX. Домашние праздники
V. Хлебопечение
VI. Напитки
VII. Трапеза
VIII. Вечера
X. Игры
Глава V. Деревенская жизнь
I. Земледельцы
II. Полив садов
III. Сбор винограда
IV. Пахота и сев
IX. Обитатели болот
V. Жатва
VI. Лен
VII. Полевые вредители
VIII. Животноводство
X. Охота в пустыне
Глава VI. Искусство и ремесла
I. Каменоломни
II. Рудокопы
III. Работа в мастерских
IV. Скульпторы
IX. Каменщики и прочие ремесленники
V. Ювелиры, резчики по камню
VI. Изделия из дерева
VII. Изделия из кожи
VIII. Положение художников и ремесленников
X. Хозяева и работники
XI. Торговля и деньги
Глава VII. Путешествия
I. Передвижения внутри страны
II. Путешествия в пустыне
III. Путешествие в Библ
IV. Судоходство по Красному морю
Глава VIII. Фараон
I. Главная обязанность царей
II. Утренний туалет фараона
III. Фараон за работой
IV. Право помилования
IX. Фараон в домашнем кругу
V. Царские награды
VI. Приемы иноземных послов
VII. Спортивные игры
VIII. Царская охота
X. Гаремные интриги
XI. Размышления царей
Глава IX. Войско и война
I. Блеск и нищета воинства
II. Служба внутри страны
III. Войско на войне
IV. Мобилизация и раздача оружия
IX. Триумфальное возвращение
V. Войско в походе
VI. Битва
VII. Осадная война
VIII. Война в Нубии
Глава X. Писцы и судьи
I. Административный аппарат
II. Набор и обучение чиновников
III. Добрые и злые чиновники
IV. Охрана порядка
V. Суд
VI. Прием иноземных данников
Глава XI. Храмы
I. Набожность египтян
II. Жрецы
III. Культ
IV. Торжественные выходы богов
IX. «Дом жизни»
V. Торжественный выход Мина
VI. Прекрасный праздник Опет
VII. Праздник Долины
VIII. Мистерии
Глава XII. Погребение
I. Старость
II. Оценка деяний
III. Подготовка гробницы
IV. Обязанности заупокойного жреца (жреца Ка)
IX. Прощание с мумией
V. Бальзамирование
VI. Похоронная процессия
VII. Переправа через Нил
VIII. Подъем к гробнице
X. Поминальная трапеза
XI. Отношения между живыми и мертвыми
Краткий словарь божеств древнего Египта
Литература
Основные сокращения
Послесловие
Хронологическая таблица
Главная Пьер Монтэ Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

III. Войско на войне

Египетское войско времен XIX и XX династий не раз доказывало свое превосходство. Если верить текстам и официальным рельефам, особенно тем, которые повествуют о подвигах Сети в Палестине и Рамсеса III в Ливии, а также о борьбе с «народами моря», все военные походы предстают перед нами как драма из четырех актов: I. Раздача оружия и выступление; II. Великое сражение в чистом поле; III. Осада и взятие города; IV. Триумфальное возвращение.

Во времена Рамсесов обычно все так и происходило. Однако, как и в наши времена, в древности победы давались не всегда. Египтяне не любили вспоминать о своих поражениях. А мы знаем, что они их терпели, и поражения были жестокие. В последние годы XVIII династии царь хеттов Суппилулиума разбил египтян наголову и гнал через всю Сирию, мстя за смерть своего наследного царевича, который отправился в Египет по просьбе вдовы фараона (видимо, Тутанхамона.— Ред.).[17] Но эпоха Рамессидов в целом была для египтян победоносной. Последуем же за ними в их неудержимом марше!


[1] Bibl. eg., VII, 26.

[2] Bibl. eg., VII, 27.

[3] Urk., IV, 999; Vernier. La bijouterie et la joaillerie ?gyptiennes, табл. 20.

[4] Champollion. Notices descriptives, c. 527-528; Urk., IV, 995.

[5] Urk., IV, 997.

* Родственное кушитам племя. Со временем термин утратил этническое значение и стал означать «стражники».

[6] О карьере и вознаграждениях Небамона нам известно из текстов и изображений в его гробнице в Фивах: Th. T. S., III, табл. 24-29.

[7] Urk., IV, 911; Wr. Atl, I, 186, 280.

[8] Th. T. S., III, 21, 31-33.

[9] Poeme de Qadech, ed. Kuetz, c. 172-185.

[10] Pap. Harris, I, 78.

[11] H?rodote II.164-168; Diodore I.73.

[12] Wr. Atl., I, 236.

[13] Davies. El Amarna. T. III, c. 31, 39; Wr. Atl., II, 13.

[14] Рельеф в храме Рамсеса II в Абидосе: Kuentz. La bataille de Qadech, табл. 22; Wr. Atl., II.

[15] Pap. Harris, I, 76.

[16] Это следует из: Medinet-Habu, 112.

[17] Cavaignac. Subbiluliuma et son temps. P., 1932, c. 70-72 (Annales de Subbil., c. 27).

[18] Табличка Карнавона в: J. E. A., III, 95-110; Montet. Drame d'Avaris, c. 94.

[19] Согласно стеле Сети I из Бейсана: Loret V. Melanges. — BIFAO, XXX.

[20] Что следует из Medinet-Habu, 29.

[21] Montet. Les reliques de l'art Syrien, c. 32-33; K?mi, IV, 200-210.

[22] Там же, 34-36.

[23] Wr. Atl., II, 1.

[24] Montet. ук. соч., с. 37-38.

[25] Medinet-Habu, 16, 31, 62. Изображения Сетха см.: там же, 25; Wr. Atl., II, 18.

* Силе — крепость на северо-восточной границе Египта, сооруженная на узкой полоске земли («мосту») между озерами. Через нее проходила дорога из долины Нила в Азию.

[26] Medinet-Habu, 17-31.

[27] Wr. Atl., II, 34, 40, 43, 44.

* Лукиан в трактате «О сирийской богине» рассказывает предание о реке Адонис (совр. Ибрахим), становившейся красной, когда в горах Ливана гибнет бог Адонис.

[28] Urk., III. 8 (Piankhi, 9-12).

* Как указывается в последнем издании текста «Стелы Пианхи», эфиопский царь скорее руководствовался соображениями военной тактики, чем этики

[29] J. E. A., XXI, 219-223.

[30] Essais, ?d. Firmin-Didot, I, c. 20. Я благодарен за эту цитату Ж. Йойотту. Подобные примеры см.: Montet. Drame d'Avaris. с. 29, 215.

[31] Livre des Morts, 125 B, phrase 25: «О Предвестник битвы из Унеса!» Унес — город Сетха.

[32] Urk., IV, 649 ssq.

[33] Pap. III6 A du mus?e de l'Ermitage, 91-98. Montet. Drame d'Avaris, c. 29.

[34] Это следует из Поэмы, но особенно из отчета о битве при Кадеше: Kuentz. La bataille de Qadech. Le Caire, 1928; Wr. Atl., II.

* Полный перечень союзников хеттов в битве при Кадеше см.: Стучевский И. А. Рамсес II и Херихор. М., 1984, с. 198.

* Эпитет, часто применяемый к врагам. Вера в силу произнесенного слова, а тем более написанного характерна для Египта и других стран древнего Востока.

[35] Согласно рельефу из гробницы Хоремхеба в Саккара, часть которого находится в Болонье, другая — в Берлине; Wr. Atl., I, 386; J. E. A., VII, 33.

[36] Urk., III, 14-17.

* Цитаты из поэмы о Кадешской битве даны в переводе М. А. Коростовцева.

[37] Poeme de Qadech, c. 295-320.

[38] Там же, с. 323-330.

* Есть и другие точки зрения. См.: Стучевский И. А. Рамсес II.., с. 43-45 (р. Оронт в месте битвы была глубока, и пехота Муватталиса не могла перейти ее вброд).

[39] Medinet-Habu, 18-20.

[40] Там же, 72.

[41] Там же, 32, 37.

[42] Там же, 42.

[43] Montet. Les reliques de l'art Syrien, c. 5-10.

[44] Medinet-Habu, 95.

[45] Там же, с. 94.

[46] Montet. Reliques, с. 10-11.

[47] Wr. Atl., II, 34-35.

[48] Medinet-Habu, 9; Wr. Atl., II, 165-166.

[49] Medinet-Habu, 10-11, 24.

[50] Wr. Atl., II, 39.

[51] Kuentz. Deux st?les d’Am?nophis. T. II, c. 19-20.

[52] Medinet-Habu, с. 85-86 (поэма о втором походе в Ливию, строки 26-34). Сцена: там же, с. 75.

[53] Рар. Harris, I, 77.

[54] Montet. Reliques, с. 22-26.