III. Добрые и злые чиновники
Народ, ремесленники и земледельцы, страшился представителей закона даже самого низкого ранга. Их появление, как правило, возвещало о битье палками и о конфискации скромного имущества. Разумеется, моралисты советовали представителям власти проявлять умеренность и милосердие: «Не ленись при сборе налогов, но и не будь слишком суров. Если найдешь в списке большую задолженность бедняка, раздели ее на три части. Уступи две, чтобы осталась только одна часть».[15]
Некоторые чиновники напоминают в надписях на стелах или статуях в храмах или в своих гробницах, что руководствовались не менее гуманными принципами. Везир Птахмес говорит: «Я делал то, что хвалят люди и что угодно богам. Я давал хлеб голодному. Я кормил того, кто ничего не имел».[16]
Другой везир, Рехмира, заботливо управлял царскими владениями. Он наполнил храмы статуями и построил себе великолепную гробницу, но он также защищал слабого от сильного, покровительствовал вдове, у которой не было родни, а только дети.[17]
Подчиненным Бакенхонсу, верховного жреца Амона, тоже не приходилось жаловаться на своего господина, [256] если верить его словам: «Я был отцом для моих подчиненных, обучал их юношей, подавал руку несчастным, обеспечивал жизнь тех, кто впадал в нужду. Я не угрожал слугам, а был для них отцом... Я обеспечивал похороны тому, кто не имел наследника, давал гроб тому, кто не имел ничего. Я защищал сироту, который взывал ко мне, я отстаивал интересы вдовы. Я не прогонял сына с должности отца. Я не отнимал малых детей у матери... Я открывал свои уши перед всеми, кто говорил правду. Я удалил всех, отягощенных пороками».[18]
А вот история бывшего царского писца и хранителя амбаров Хаемхата. Он «сошел» в некрополь после того, как был оправдан на земле. Против него не было выдвинуто обвинения... Когда он явился в большой зал суда, находящиеся там боги нашли, что все его поступки не отклоняют стрелки весов.* И сам Тот оправдал его на суде всех богов и богинь.[19]
Все эти рассказы весьма утешительны. Однако один властитель, хорошо знавший людей, предостерегает своего сына от судей: «Знай, немилостивы они в тот час, когда они выполняют свои обязанности» («Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара»). Старый вояка Хоремхеб, который вклинился между потомками Эхнатона и Рамсесом I, не строил никаких иллюзий. Он знал, что в тревожные годы, последовавшие за религиозной революцией, писцы, сборщики налогов и все представители власти, до самых ничтожных, беспощадно притесняли простых людей, обкрадывая одновременно народ и фараона. Судьи без стеснения брали взятки, за деньги оправдывали преступника и осуждали невинного, слишком бедного, чтобы им заплатить. Хоремхеб нашел наконец способ покончить с несправедливостью и покарать тех, кто злостно нарушал свой долг. Он издал суровый указ — любой судья, уличенный в злоупотреблениях своим служебным положением, подвергался позорной казни: ему отрезали нос и ссылали в своего рода каторжный лагерь в Силе, на Суэцком полуострове.[20]
Менмаатра (Сети I) в своем декрете довольно сурово обращается к везирам, знати, царскому сыну Куша, командирам лучников и хранителям золота, к вождям южных и северных племен, к колесничим и начальникам конюшен, к носителям зонта, ко всем стражникам царского [257] дома и ко всем посланникам. Речь идет о защите от алчных чиновников «Дома миллионов лет», который он основал в Абидосе и щедро одарил его имуществом, людьми и стадами. У фараона есть все основания думать, что эти чиновники насильно уводят его пастухов, рыбаков, земледельцев и ремесленников, что они ловят рыбу в его прудах и охотятся в его охотничьих угодьях, что они конфискуют суда, особенно те, что возвращаются из Нубии с грузом товаров из южных стран. Каждый чиновник, который завладеет имуществом храма, будет наказан по крайней мере сотней палочных ударов, вернет все захваченное и заплатит штраф в стократном размере в возмещение причиненных убытков. В отдельных случаях наказание будет равняться двумстам палочным ударам и пяти «ранам». Особо провинившихся отдавали на земледельческие работы служителям храма, предварительно отрезав им нос и уши.[21]
Остается лишь удивляться той ярости, с какой фараон ополчился на представителей своей же администрации, защищая привилегии жреческого государства в государстве. Впрочем, чиновники действительно далеко не всегда безоговорочно признавали привилегии жрецов.[22] Остается только выяснить, так ли сурово наказывались притеснители земледельцев и ремесленников. Вряд ли. Правда, история поселянина из Соляного оазиса при всей ее фрагментарности все же свидетельствует, что фараон по крайней мере старался править по справедливости.
[1] Maspero. Un manuel de Hi?rarchie egyptierme. — ?tudes ?gyptiennes. T. II, c. 1-66.
[2] Lefebvre. Histoirу des grands pr?tres d'Amon de Karnak, гл. II.
[3] Gauthier. Le personnel du dieu Min. Le Caire, 1931.
[4] См. стелу «400-летия»: K?mi, IV, 210-212.
[5] Urk., IV, 1020-1021.
[6] Декрет из Наури: Bibl. e. g., IV.
[7] Lefebvre. ук. соч., с. 127-128.
[8] Papyrus moral de Boulaq, VII (Maspero. Histoire. T, II, c. 503).
[9] Verite et Mensonge, Pap. ehester Beatty, II, 5.
[10] Maspero. Hymne au Nil, табл. XIII и с. 19.
[11] Pap. Anastasy, I, 13, 5 ssq.: Gardiner. Eg. Hieratic Texte. Lpz., 1911, c. 16-34.
[12] Bibl. eg., VII, 23-24. Подобные тексты см.: Bibl. eg., VII, 35.
[13] Bibl. eg., VII, 47.
[14] Bibl. eg., VII, 47; Pleyte и Rossi. Les papyrus hi?ratiques de Turin; Pap. moral de Boulaq, c. 3-6, 11.
[15] Pap. moral de Boulaq.
[16] Loret M?langes. BIFAO, XXX, 497.
[17] Urk., IV, 1044-1046.
[18] Lefebvre. ук. соч., с. 127 и сл.
* На весах взвешивали сердце покойного — вместилище его деяний. См. главу XII, § 2.
[19] ASAE, XL, 605.
[20] Maspero. Histoire. T. II, с. 347.
[21] Bibl. eg., IV.
[22] Bibl. eg., VII, 5. История трех учеников жрецов, взятых в войско фараона.
[23] Urk., I, 23.
[24] Siout, I, 223-229. В гробнице Пуиемра в Фивах — такое же предупреждение (K?mi, III, 46-48).
[25] Надпись в храме Редезие: Bibl. eg., IV.
[26] Lefebvre. ук. соч., с. 213.
* Апопи, Апоп — гигантский змей, враг солнца, над которым Ра неизменно одерживал победу, благодаря чему наступал новый день.
[27] St?le 138 du Br. Mus; Robichon et Varille. Le temple du scribe royal Amenhotep, fils de Hapou, c. 3-4.
[28] События известны из: Papyrus Abbott: Moller. Hieratische Lesest?cke. T. III, c. 16 и сл. и см.: Papyrus Amherst et Leopold, edites par J. Capart et Alan H. Gardiner, Bruxelles, 1939.
[29] Pap. Br. Mus. 10054, R° 2, 7.
[30] Pap. Br. Mus. 10054, R° III, 7-9.
[31] Pap. Br. Mus. 10053, V° III, 6-16.
[32] Pap. Br. Mus. 10403 I 6 ssq; Peet T. Eric. The Mayer papyri A and B.
[33] Pap. Br. Mus. 10052, II, 14-30; XI, 4-9.
[34] Там же, III, 16-17.
[35] Там же, I, 6; II, с. 16.
[36] Гробница Мерерука, А 4 sud.
[37] Pap. Br. Mus. 1002, IV, 6-14.
[38] О свите посланцев северных стран см.: Montet. Reliques de l'art Syrien dans l'?gypte du Nouvel Empire. P., 1937.
[39] Th. T. S., IV, 23-30. Comparer Wr. Atl., I, 35, 56, 224 (Amiseba); 247-248 (Haremheb); 265 (Айва); 270-284-285 (Amenmos?); 292, 293, 336, 337 (Rekhmar?); Maspero. Histoire. T. II, c. 269 (temple de Neit Ou?ly); Medinet-Habu, 11.