II. Жрецы
Мы знаем, что каждый храм был маленьким городом, где за храмовой оградой чиновники, стражники, ремесленники и земледельцы жили, как в самом обыкновенном городе. Они зависели от храма, однако не были его служителями. Это понятие распространялось, во-первых, на тех, кого называли «уаб», «чистый» или «ит нечер», «божественный отец», а также «раб бога» — «хем нечер» и «херихеб» — человек, который держал во время церемоний пергаментный свиток с программой празднества, и, во-вторых, [275] на членов «унуита» числом не менее двенадцати, потому что слово «унут» означает «час». Эти жрецы сменяли друг друга днем и ночью, обеспечивая как бы постоянное дежурство при божестве. Во многих храмах один из жрецов занимался подготовкой религиозных действ, о которых мы поговорим чуть позже. Жрец-сем не фигурирует среди жрецов Амона, зато он играл значительную роль в Оне и в Мемфисе. В Фивах во главе жрецов Амона стояли четыре «хему нечер». «Первый раб бога», несмотря на свой простой титул, был одним из самых влиятельных лиц в Египте. В Оне глава жрецов Атума назывался «великим провидцем», глава жрецов Птаха в Мемфисе — «великим начальником ремесленников», а в Шмуне главным жрецом храма Тота был «великий пятерик».
Во многих храмах, как и в храмах Амона, главным персонажем был служитель бога. Мы переняли от греков обычай называть этих «хему нечер» «пророками», потому что им приходилось иногда истолковывать волю богов, Но этим не ограничивались их обязанности, да и вообще мы не знаем, являлось ли прорицание их привилегией. Но как бы они ни назывались, жрецы со времен Нового царства явно старались выделиться из общей массы населения. Они презирали гофрированное платье с рукавами и ходили только в набедренных повязках с длинным передником. Они наголо брили голову, никогда не носили ни бороды, ни усов.
Точно так же как один храм принимал у себя многих богов, жрецы далеко не всегда служили всю жизнь одному и тому же богу. Сети, верховный жрец Сетха, был в то же время распорядителем празднеств Банебдеда и держателем свитка на церемониях Уаджет, «владычицы Обеих земель». Небуненеф, которого Рамсес II назначил верховным жрецом Амона, никогда до этого не принадлежал к служителям этого бога. Он был великим жрецом Инхара (греч. Онурис) в Тине и Хатхор в Дандара. Другой верховный жрец Амона, по имени Анен, не достиг у этого бога более высокой милости и утешился, когда его назначили великим провидцем и жрецом-сем в Оне Монту, городе в Фиванском номе.
В храмовых обрядах участвовало много женщин. У каждого храма были свои певицы, которые пели во время церемоний, потрясая систрами и трещотками. Они жили в семье, их присутствие в храме требовалось только в определенные дни, да и то на несколько часов. И наоборот, те, кого называли «хенеретет», постоянно находились в [276] храме: слово «хенерет» означает одновременно тюрьму и самую закрытую часть храма или дворца. Их предводительница называлась «божественной женой» бога или «божественной рукой». Высказывалось предположение, что узницы этого божественного гарема были священными куртизанками, как в Библе. Однако у нас нет доказательств, что подобные священные блудницы существовали в Египте. Правда, некоторые певицы Амона отличались легкостью нравов и посещали порой злачные места, но судить обо всех служительницах бога по единственному примеру, приведенному в одном Туринском папирусе,[15] было бы слишком строго. И это уж никак не доказывает, что храмовые певицы должны были, как женщины Библа в дни празднества Адониса, отдаваться чужеземцам и приносить в храм свои жалкие гроши, заработанные таким способом.
Точно так же как чиновниками обычно становились представители семей чиновников, жрецы почти всегда были сыновьями жрецов.[16] Мы уже знаем, что Бакенхонсу, сын второго жреца Амона, был отдан в школу в возрасте пяти лет, чтобы затем вступить в жреческое сословие. Все сыновья и внуки верховного жреца Рама-Раи тоже стали жрецами. Его старший сын оставался рядом с ним в качестве второго верховного жреца. Младший сын был жрецом в храме к западу от Фив. Внук стал уже «божественным отцом». Но бывало и так, что намерения семьи расходились с желаниями детей или менялись под влиянием обстоятельств. Одно официальное письмо сообщает нам, что везир представил трех юношей на должность жрецов при великой гробнице Меренптаха в храме Птаха. Однако какой-то дерзкий чиновник, наверное подобный тем, против кого ополчился Сети, пренебрег их саном, схватил трех юношей и отправил на север служить в войско. Это было явным превышением власти. Писец тотчас сообщил об этом факте и потребовал возвращения молодых людей.[17]
Школьники, которые готовились стать жрецами, учились, как все дети, читать и писать, но кроме этого изучали еще многое другое. Они должны были знать образы богов, их эпитеты и атрибуты, все связанные с ними мифы и все относящиеся к ним обряды, что было далеко не просто.[18] По-видимому, по окончании обучения они держали экзамен. Тот, кто признавался достойным войти в жреческую корпорацию, снимал свои мирские одежды; его купали, брили наголо, умащали благовониями, и лишь затем в жреческом священном одеянии он вступал в «небес - [277]
Рис.: Царь Сети I приносит Осирису сосуды с вином. За Осирисом стоит его жена Исида и сын Хор
ный горизонт». Охваченный робостью перед божественным всемогуществом, он наконец приближался к богу в его святая святых.[19]
[1] H?rodote II.37.
[2] Jos?phe. Contre Apion. T. I, c. 232, 254-255.
[3] K?mi, IX, 40.
[4] Так же в «романе» Сатни-Хаэмуасе: Maspero. Contes populaires. 4е ?d., с. 131.
[5] Bibl. eg., VII, 16, 17.
[6] Bibl. eg., VII. 60.
[7] Kuentz. Quolques monuments du culte de Sobok, табл. 11; BIFAO, XXVIII, 113-172.
[8] H?rodote III.28-29; Strabon XVII. l.31; Plutarque. Isis et Osiris, c. 43: Marcellin Ammien. T. XXII, c. 14. (так — HF)
[9] H?rodote II.67. Некрополь ибисов обнаружен в пустыне напротив города Шмуна вблизи гробницы Петосириса.
* Представляется, что П. Монтэ преувеличивает роль азиатских божеств в египетском пантеоне. Проникшие в Долину Нила культы сильно египтизировались, и к концу Позднего царства многие из чужеземных культов не отличались от египетских (например богиня Кедшет (Кудшу), первоначально изображаемая обнаженной на льве, уже изображается в платье и без своего культового животного). Сутех — это египетский Сетх, приобретший лишь некоторые черты иконографии Баала (Балу). Нельзя говорить и о вытеснении Хора Хороном, так как последний — ипостась первого, популярная в районе великих пирамид. Для признания Хорона азиатским богом — недостаточно данных.
[10] Montet. Drame d'Avaris, c. 140-141 и табл. VI.
[11] Gardiner Alan H. The Astarte papyrus dans Studies presented to F. LI. Griffith, 83.
[12] Montet. Drame d'Avaris, c. 134.
[13] Там же, с. 142-143.
[14] Bibl. eg., VII, 88-91.
[15] Peyte и Rossi. Los papyrus hi?ratiques de Turin.
[16] Хапиджефаи из Сиута, обращаясь к членам храмового совета, говорит: «Я сын жреца, как каждый из вас».
[17] Bibl. eg., VII, 5.
[18] Минмес жил во время правления Рамсеса III: Louvre С 218.
[19] Erman. La religion des ?gyptiens, с. 223.
[20] Ритуал известен из трех папирусов Берлинского музея и по рельефу в храме Абидоса: Moret. Le rituel du culte divin journalier en Egypte. P., 1902.
[21] Blok H. P. Remarques sur quelques st?les dites «? oreilles» K?mi, II, 123-135.
[22] Lacau. Les statucs «gu?risseuses» dans Fancienne ?gypte. Monuments Piot XXV (1922): Erman. La religion des ?gyptiens, c. 355; Lefebvre. La statue gu?risseuse du Louvre, M?langes Loret, c. 89 и сл.
[23] St?le 589 du Br. Mus. et stele 102 de Turin; Erman. Denkstein aus der thebanischen Gr?berstadt (Sitz. Berl. Ak., 1911, 1100).
[24] St?le 23077 du musee de Berlin; Erman. ук. соч., с. 1088-1097.
[25] Cerny. Le culte d'Amenophis Ier chez les ouvriers de la n?cropole th?baine. — BIFAO, XXVII, c. 159 и сл.
[26] Naville. Inscription historique de Pinodjem III.
[27] Urk., III, 94-95 (st?le de Fintronisation I. 18-19).
[28] Borenx. Catalogue guide (Louvre, Antiquit?s ?gyptiennes, 534-535). Ср.: Loukianoff. Uno statue parlante ou oracle du dieu R?-Harmakhis. — ASAE. XXXVI, 187.
[29] Cerny. Qucstions adressees aux oracles. BIPAO, XXXV, 41; ср.: J. E. A., XI, 249-255; XII, 176-185.
[30] H?rodote II.59-60.
[31] По рельефам из Мединет-Абу и Карнака, ср.: Gauthier H. Les f?tes du dieu Min. Le Caire, 1931.
* Черный цвет скорее символизировал плодородие бога, так же как и его культовое растение — латук. Подробнее о египетском происхождении культа Мина см.: Павлова О. И. Мин — владыка чужеземных стран. — Культурное наследие Востока. Проблемы, поиски, суждения. Л., 1985, с. 34-44.
[32] Gauthier. ук. соч., с. 230-231, 239-240. Лефевр, Море и Готье полагали, что быка приносили в жертву, но это жертвоприношение нигде не изображено. О действительном изображении быка см.: Jacobson. Die Dogmatische Stellung das K?nigs in der Theologie der alten Eg. Gluckstadt; ср.: сообщения Пиндара, Страбона и Геродота.
[33] Надпись опубликована в: Daressy. Recueil de travaux. T. XVIII, с. 181 и сл.
[34] Основные эпизоды праздника изображены на рельефах храма в Луксоре по приказу Тутанхамона. См.: Wr. Atl., II, 189-202. Ср. с рельефами храма Рамсеса III в Карнаке (Rams?s III, temples, 86-92).
* См.: Павлова О. И. Амон фиванский. Ранняя история культа (V—XVII династии). М., 1984.
[35] Foucart. La helle f?te de la vall?e. — BIFAO, XVIV, 1924.
[36] Там же, табл. 14; Wr. Atl., I, 118-119.
[37] Стела 1204 из Египетского музея в Берлине: Schaefer. Die Osiris mysterien in Abydos. 11904; сцена из гробницы Хериуфа в Фивах: Moret. Myst?res ?gyptiens. Р., 1912, с. 11; стела Рамсеса IV: Mariette. Abydos. T. II, с. 54-55.
[38] H?rodote II.63.
* Ювенал (ок. 60 — ок. 127 гг.) — древнеримский поэт-сатирик. Согласно античной традиции, умер в Египте, в ссылке.
[39] Juv?nal XV.
[40] Дандара была местом повержения Сетха перед этой богиней. Brugsch. Dict. geogr., с. 38; Gauthier. Dictionnaire des noms geographiques. T. V, c. 84-85.
[41] Фараон Менхеперрасиамун в действительной истории Сатни: Maspero. Contes populaires. 4е ?d., 168-171.
* Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.-Л., 1956, с. 103-111; Сказки и повести Древнего Египта. М., 1979, с. 108-128.
* Согласно мифу, это делает Хатхор, а не Нейт. Спорна мотивировка действий богини: скорее всего, она хотела развеселить Ра.
[42] Рар. ehester Beatty I.
[43] Goyon G. Les travaux de Chou et les tribulations de Geb. — Kerni, VI, 142.
[44] Drioton. Ce que l’on sail du th??tre ?gyptien (editions de la revue du Caire, 1938).
[45] St?le de Fan 2 de Neferhotep (Mariette. Abydos. T. II, c. 28-30).
[46] Gardiner. The house of life. — J. E. A., XXIV, 1938, c. 157-179.