II. Утренний туалет фараона
Пробуждение властителя ото сна неизменно сопровождалось сложной церемонией. Один из высших сановников, по имени Птахмес, говорит, что каждый день он вставал с рассветом, чтобы первым приветствовать своего господина.[11] Я не знаю ни одного изображения утреннего туалета фараона, но в гробнице Птахотепа можно видеть, как этот знатный человек готовился к утреннему выходу: над ним хлопотали цирюльник, мастера маникюра и педикюра, и при этом присутствовали вся семья и доверенные слуги. Наверное, фараону уделяли не меньше внимания.
Царский наряд не просто превосходил роскошью одеяние «князей», сановников и высших военачальников армии — ему надлежало соответствовать божественной сущности его величества. Фараон никогда не появлялся с непокрытой головой и даже в семейном кругу носил парик. Волосы стриг коротко, чтобы носить разные парики, самый простой из которых — круглый с диадемой, закрепленной сзади, и спускавшимися на затылок подвесками. Диадему обвивал золотой урей (кобра), чья голова с раздутой шеей поднималась над серединой лба. Парадными головными уборами были короны Юга и Севера и двойная корона. Первая походила на высокий кеглеобразный колпак, вторая — на удлиненную ступку с прямой стрелкой позади, от основания которой вверх отходила металлическая лента, закругленная на конце. Двойная корона представляла собой комбинацию из двух первых. Кроме [197]
Рис.: Головные уборы фараонов эпохи Нового царства, надеваемые во время совершения жертвоприношений богам.
Слева направо: двойная корона, синий шлем, корона Амона
того, фараон охотно надевал, особенно во время военных парадов и на войне, изысканный и простой синий шлем с уреями и с двумя лентами на затылке. «Немес» (специальный царский платок) был достаточно велик, чтобы скрывать круглый парик. Он сооружался из ткани, опоясывал лоб, спускался с двух сторон лица на грудь и образовывал сзади остроугольный карман. «Немес», как правило, был белого цвета с красными полосами. Его готовили заранее. Он закреплялся на голове золотой лентой, что было просто необходимо, когда фараон возлагал поверх «немеса» двойную корону, корону Юга или корону Севера. Кроме того, на «немесе» устанавливали два пера либо корону «атеф»: колпак Верхнего Египта с двумя высокими перьями, помещенными на рогах барана, между которыми сверкал золотой диск, обрамленный двумя уреями, увенчанными такими же золотыми дисками. Совершенно очевидно, что подобные головные уборы предназначались только для таких церемоний, когда фараон сидел абсолютно неподвижно.
Еще одна непременная принадлежность церемониального убранства — накладная борода, заплетенная в косичку, как у жителей Пунта, Земли Бога, называемой так потому, что оттуда пришли многие великие боги египтян.* Эту накладную бороду соединяли с париком две [198] подвязки. Обычно фараон сбривал бороду и усы, но иногда оставлял короткую квадратную бородку.
Основной частью одеяния фараона, как и у всех египтян, была набедренная повязка, но царская делалась гофрированной. Она придерживалась широким поясом с металлической пряжкой, с превосходно исполненными иероглифами в царском картуше спереди и бычьим хвостом сзади. Иногда к поясу подвязывали передник в форме трапеции. Этот передник был целиком из драгоценного металла или из нитей бус, натянутых на рамку. С обеих сторон передник украшали уреи, увенчанные солнечными дисками.
Фараон не стеснялся ходить босиком, но у него было множество сандалий — кожаных, металлических или плетенных из тростника.[12]
Завершают это убранство драгоценности и украшения. Фараон носил самые различные ожерелья. Чаще всего они представляли собой нанизанные золотые пластинки, шарики и бусины с плоской застежкой сзади, от которой спускалась очень красивая золотая кисть из цепочек с цветами. Такие ожерелья появились незадолго до эпохи Рамсесов. Классическое ожерелье состояло из целого ряда нитей бус и застежки в виде двух голов сокола и завязывалось сзади двумя шнурами. Бусины последнего, нижнего ряда имели каплеобразную форму, остальные — круглую или овальную. Эти ожерелья весили порой до нескольких килограммов. И словно и этого еще было мало фараону, он подвешивал на шею на двойной золотой цепи нагрудное украшение в форме фасада храма и надевал по крайней мере три пары браслетов: одну — на предплечье, вторую — на запястье, третью — на щиколотки.[13] А иногда еще поверх всех этих украшений он надевал длинную прозрачную тунику с короткими рукавами и таким же прозрачным поясом, завязанным спереди.
[1] Pap. Harris, I, 57, 3, ssq.
* Эпитет Птаха Мемфисского, храм которого находился в южной части столицы. На другом конце города в эпоху Древнего царства располагался храм Нейт «севернее стены».
[2] Kaentz. Deux st?les d'Am?nophis. T. II, c. 12.
[3] Gauthier. La grande inscription d?dicatoire d'Abydos. — ZAS, XL, VIII, 52-66.
[4] Urk., IV, 765.
[5] Moret. Du caract?re religieux de la royaut? pharaonique. P., 1903.
* Бесен — природная сода, натрон.
[6] Piankhi, 25-26. — Urk., III, 14.
[7] Piankhi, 85-86. — Urk., III, 27-28.
[8] Piankhi, 103-105. — Urk., III, 38-40.
[9] Montet. Drame d'Avaris, c. 108-110.
[10] Lefebvre. Histoire des grands pr?tres d'Amon de Karnak, c. 117 и сл.
[11] St?le 88 de Lyon, M?langes Loret, c. 505.
* Мнение П. Монтэ о южном происхождении многих египетских богов не подтверждается источниками.
[12] Изображения фараона в праздничном одеянии имеются в Карнаке, Луксоре, Абидосе и в других храмах. Особенно интересные см. в: Medinet-Habu, 123-124.
[13] На мумиях Шешонка и Псусеннеса в Танисе я нашел богатую коллекцию царских украшений: Montet. Tanis, c. 146-157.
[14] Diodore I.70.
[15] K?mi, VIII.
[16] Надпись А в храме Редезие. Bibl. e. g., IV.
[17] Hammamat, 240 и 12. Однако Алан Гардинер считает маловероятным, чтобы сам фараон бывал в Хаммамате (II. E. A., XXXIV, 162).
[18] Эта стела из Кубана ныне хранится в музее Гренобля. Надпись опубликовал Трессон: La st?le de Koubau. Le Caire, 1922.
[19] Эти сведения нам сообщает сам Небуненеф в надписи его гробницы в Фивах: ZAS, XLIV, 30-35; Lefebvre. ук. соч., с. 117 и сл.
[20] Maspero. Contes populaires. 4е ?d., c. 79-103.
[21] Miss. fr., V, 496.
[22] Davies. El Amarna. T. VI, c. 29-30.
[23] Церемонии вознаграждения часто изображались в гробницах Нового царства: Davies. El Amarna. T. I, с. 6, 30; III, 16-17; IV, 6; VI, 4-6, 17-2 D; Davies. Neferhotep, c. 9-13; Louvre С 213; Miss. fr., V, 496; гробница 106 в Фивах (Porter et Moss, I, 134).
[24] Davies. Neferhotep, c. 14-18.
[25] Согласно рельефу из гробницы Хоремхеба, хранящемуся в Лейдене (Beschreibung der aegyptischen Sammlung, IV, 21-24).
* Арура (греч.) = сечат (егип.) = 2735 м.2
[26] Lefebvre. Histoire des grands pr?tres d'Amon de Karnak, c. 194-195; Inscriptions concernant les grands pr?tres d'Amon Rome Roy et Amenhotep, табл. 11.
[27] Эти сцены подробно описаны в книге: Montet. Les reliques de l'art syrien dans l’Egypte du Nouvel Empire. P., 1937, гл. I.
[28] Diodore I.53.
[29] Стела найдена в храме Монту в Ермонте. Ex Oriente lux, 1939, с. 9.
[30] Большая стела, найденная в Гизе. Надпись см.: Varille. BIFAO, XLI, 31 ssq.
[31] Kaentz. Deux st?les d'Am?nophis. T. II, c. 6-7. В других текстах прославляется физическая сила Аменхотепа II: Urk., IV, 976-977; ASAE, XXVIII, 126: Medamoud, 1326-1327, 145; Bulletin of the motropolitan Museum of arts. 1935, II, 449-53.
[32] Piankhi, 64-69, Urk., III, 21-22.
[33] Medinet-Habu, 109-110.
[34] Что он и сделал на стеле, воздвигнутой между лапами большого сфинкса. Надпись см.: Erman. Sitzungsberichten pr. AK. philosophpish-historischen Classe, 1904, 428-444).
[35] Согласно стеле из Напаты. Публикация Рейснера: Inscribed Monuments from Gebel Barkai. — AZ, LXIX, 24-39, и надпись Аменемхета: Urk., IV, 890.
[36] Medinet-Habu, 35, 116, 117.
[37] Poeme de Qadech, ed Kuentz, c. 338-339.
[38] Davies. El Amarna. T. III, c. 30-34, 4, 6, 18, 13; IV, c. 15.
[39] Caire, Cat. g?n. 36001.
[40] Montet. Drame d'Avaris, c. 116-129.
* Действительно, титул «жены царевой великой» носила только Нефертити. Лишь в конце его правления ненадолго возвысилась побочная жена фараона — Кэйе.
[41] Согласно свадебной стеле Рамсеса II: ASAE, XXV; Bibl. eg., VII, 12; ср.: Montet. Drame d'Avaris, c. 134-135.
[42] Deveria Th. Le papyrus judiciaire de Turin et les papyrus Lee et Rollin. P., 1868; Bibliotheque egyptologique, V.
[43] Pap. judiciaire de Turin, стб. IV, 2-6.
[44] Pap. Lee № l et pap. Rollin.
[45] Pap. judiciaire de Turin, стб. II.
[46] Там же, стб. III.
[47] Там же, стб. VI.
[48] Maspero. Momies royales, c. 782; он же. Histoire. T. II, с. 480.
[49] Scharff. Der historische Abschnitt der Lehre f?r K?nig Merikar?. M?nchen, 1936; Maspero. Les enseignements d'Amenemhait Ier ? son fils Sanouasrit Ier. Le Caire, 1914. Частные лица, особенно в период Среднего царства, публиковали наставления, в которых хвала фараону перемежалась с советами служить ему преданно и беззаветно. Ср.: Kuentz. Deux versions d'un pan?gyrique royal; Studios presented to F. Ll. Griffith. L., 1932.
[50] Pap. Harris, I; Bibl. eg., V.
* Помещения дворца, где происходила церемония утреннего туалета фараона. Были связаны с продовольственным ведомством.
[51] Pap. Harris, I, 79, 1-5.
* Бог мемфисского района, в древности отождествленный с Птахом. Имя «Татенен» — «Поднимающаяся земля» — стало эпитетом Птаха.
[52] Там же, 22, 3-23, 4.