Пьер Монтэ

Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

Введение
Глава I.
I. Города
II. Дворцы
III. Жилые дома
IV. Мебель
Глава II. Время
I. Времена года
II. Праздники и выходные дни
III. Счастливые и несчастливые дни
IV. Часы
V. Ночь
Глава III. Семья
I. Женитьба
II. Женщина
IV. Слуги и рабы
III. Дети
V. Домашние животные
Глава IV. Быт египтян
I. Утренний туалет
II. Одежда
III. Пища
IV. Кухня
IX. Домашние праздники
V. Хлебопечение
VI. Напитки
VII. Трапеза
VIII. Вечера
X. Игры
Глава V. Деревенская жизнь
I. Земледельцы
II. Полив садов
III. Сбор винограда
IV. Пахота и сев
IX. Обитатели болот
V. Жатва
VI. Лен
VII. Полевые вредители
VIII. Животноводство
X. Охота в пустыне
Глава VI. Искусство и ремесла
I. Каменоломни
II. Рудокопы
III. Работа в мастерских
IV. Скульпторы
IX. Каменщики и прочие ремесленники
V. Ювелиры, резчики по камню
VI. Изделия из дерева
VII. Изделия из кожи
VIII. Положение художников и ремесленников
X. Хозяева и работники
XI. Торговля и деньги
Глава VII. Путешествия
I. Передвижения внутри страны
II. Путешествия в пустыне
III. Путешествие в Библ
IV. Судоходство по Красному морю
Глава VIII. Фараон
I. Главная обязанность царей
II. Утренний туалет фараона
III. Фараон за работой
IV. Право помилования
IX. Фараон в домашнем кругу
V. Царские награды
VI. Приемы иноземных послов
VII. Спортивные игры
VIII. Царская охота
X. Гаремные интриги
XI. Размышления царей
Глава IX. Войско и война
I. Блеск и нищета воинства
II. Служба внутри страны
III. Войско на войне
IV. Мобилизация и раздача оружия
IX. Триумфальное возвращение
V. Войско в походе
VI. Битва
VII. Осадная война
VIII. Война в Нубии
Глава X. Писцы и судьи
I. Административный аппарат
II. Набор и обучение чиновников
III. Добрые и злые чиновники
IV. Охрана порядка
V. Суд
VI. Прием иноземных данников
Глава XI. Храмы
I. Набожность египтян
II. Жрецы
III. Культ
IV. Торжественные выходы богов
IX. «Дом жизни»
V. Торжественный выход Мина
VI. Прекрасный праздник Опет
VII. Праздник Долины
VIII. Мистерии
Глава XII. Погребение
I. Старость
II. Оценка деяний
III. Подготовка гробницы
IV. Обязанности заупокойного жреца (жреца Ка)
IX. Прощание с мумией
V. Бальзамирование
VI. Похоронная процессия
VII. Переправа через Нил
VIII. Подъем к гробнице
X. Поминальная трапеза
XI. Отношения между живыми и мертвыми
Краткий словарь божеств древнего Египта
Литература
Основные сокращения
Послесловие
Хронологическая таблица
Главная Пьер Монтэ Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

II. Праздники и выходные дни

Первый день Нового года был не только праздником богини Сопдет — его отмечали по всей стране. В храме Упуаута слуги дома подносили в этот день подарки своему хозяину.[12] Под этим следует понимать, что жрецы совершали жертвоприношения своему богу из принесенных в храм даров.

Царевич Кенамон оставил в своей гробнице копии роскошных даров, доставленных его заботами фараону по случаю Нового года.[13] Пожалуй, из этого можно заключить, что все египтяне обменивались на Новый год пожеланиями счастья и подарками. В Египте существовало великое множество праздников во все времена года, но особенно в сезон «ахет», когда сельскохозяйственные работы прерывались.

Великое празднество Опет продолжалось в середине этого сезона более месяца. Я не берусь утверждать, что это был месяц всеобщих каникул, но мы знаем наверняка, что бесчисленные толпы египтян приветствовали в эти дни священную ладью Амона и сопровождали ее по берегу, когда она поднималась по Нилу к Опету на юге. Для того чтобы присутствовать на празднествах в Бубасте, египтяне охотно оставляли все свои занятия и отправлялись к городу на судах и лодках: женщины — с трещотками, мужчины — с флейтами. На всем пути они не переставая [36] плясали и пели и обменивались шутками со всеми встречными. Во время празднества выпивалось столько же вина, сколько в течение всего остального года.

Праздник «техи», что означает «опьянение», отмечался в первый день второго месяца, и его старался никто не пропустить. Первый день первого месяца сезона посева считался праздничным во всем Египте. В каждом номе и в каждом городе хотя бы раз в году устраивали празднества в честь местного бога и покровителя. Поскольку боги египтян отличались любовью к путешествиям, а также гостеприимством, каждый мало-мальски значительный храм предоставлял убежище многим богам. Так, Птах из Мемфиса имел свой алтарь в Карнаке, а покровительница Имета богиня Уаджет — в Танисе. В праздниках местных Богов обязательно участвовали все египтяне, но при этом они не должны были забывать и добрых богов соседей. Умащенные маслами, в новых одеждах, люди стекались и храм, приносили дары и получали право пить, есть и кричать во всю глотку. Некоторые праздники отмечались даже тогда, когда в ближайшем храме не было святилища чествуемого бога. В такой праздничный день не следовало начинать новое дело и вообще рекомендовалось воздерживаться от всяких работ.

Крестьянин или ремесленник тех времен мог бы справедливо сказать, как наш соотечественник, что у господина кюре найдется проповедь на каждого святого.

Кроме того, вполне вероятно, что первый день каждой декады (десятидневки) считался как бы воскресным.* В надписи на стеле, воздвигнутой Рамсесом II на восьмом году царствования в Оне, в храме Хатхор, фараон обращается ко всем мастерам, которые украшали его дворцы и храмы, со следующими словами:

«Я наполнил для вас кладовые пирожками, мясом, печеньем, сандалиями, одеждой и благовонными маслами, чтобы вы могли умащать свои головы каждые десять дней».[14]

Вряд ли следовало ожидать, что те, кто совершил столь тщательный туалет, да еще наелся до отвала, примется после этого за работу. [37]


[1] Maspero. Hymne au Nil, c. 3, 8, 12.

* Устаревшая точка зрения: богиня Репит (греч. Трифис) с богом Нила связана не была.

[2] Pap. Harris, I, 37 b l, 41 b 6; 54 a 2, 56 a 12.

[3] Moret. La mise ? mort du dieu en Egypte. P., 1927, c. 10, 13.

* По Юлианскому календарю, это происходит 19 июля (наблюдения в районе Мемфиса).

[4] Канопский декрет: Urk., II, 138.

[5] Medinet-Habu, III, 152.

[6] Pap. Chester Bealty, I, verso С 1.

[7] Pap. Anastasy IV, 10, l, 3.

[8] Гимн в честь Сесостриса III. Sethe. Lesest?cke, c. 67.

[9] Надпись строителя Хорурра: K?mi, II, 111-112.

[10] Pap. Ebers, 18, 2; 61, 4-5; 61, 65; Papyrus medical de Berlin, 11, 12; Pap. Hearst. 2 17; 10, 11.

[11] Strabon XVII.46.

[12] Siout. I, 278 (вторая надпись Хапиджефаи).

[13] Davies. Ken-Amun, с. 38-39.

* Каждый десятый, в иные годы одиннадцатый день был выходным, но не для всех слоев населения.

[14] ASAE. XXXIX, 219-399.

[15] Pap. Sallier IV, ?tudi? par Chabas. Le calendrier des jours festes et n?fasles de l'ann?e ?gyptienne, Paris el Chalon, 1870, et Biblioth?que ?gyplologique, XII, 127, et Budge. Fac-simil? of Eg. [331] Hieratic papyri in the Br. Mus., II, табл. 88 и сл.; Griffith. The Petrie Papyri, c. 62 и табл. 25.

[16] Относительно Сетха (Ареса) см.: Геродот II.59, 63.

[17] Часы дня: Chassinat. Edfou. T. III, с. 214, 229. Часы ночи: Bucher. Les textes des tombes de Thoutmosis III et d'Amenophis II, c. 8-77.

[18] Urk., I, 106 (Ouni 36).

[19] Urk., I, 130.

[20] Erman-Ranke. Aegypten und aegyptiscb. es Leben im Altertum, c. 399, 402; Sloby R.-W. Primitive Methode of Measuring Time. — J. E. A., XVII (1931), 166-178.

[21] J. E. A., XVII, табл. 19, 22; K?mi VIII.

[22] J. E. A, XVII, 170-174.

[23] Maspero. Etudes ?gyptiennes. T. I, c. 185-186.

[24] Urk., IV, 655.

[25] Sinoahit B. 10, 12, 20; Bibl. eg., VII, 30; Bulletin de Qadech, 5.

[26] Diodore I.70.

[27] Pap. Harris. 500, IV, l, 2.

[28] Vandier d'Abbadie J. Les ostraca figur?s de Deir el Medineh, 2337, 2339, 2342, 2344, 2347.

[29] Maspero. Histoire. T. II, c. 294-295.

[30] Там же, с. 433, 444.

* Бытие 41, 1-36.

[31] Urk., III, 61, 62.

[32] Gardiner. Hieratic Papyri in the British Museum, third series. L., 1935, т. II, табл. 5, 8.

* Скорее следует говорить не об элите, а о добропорядочных людях в противоположность злым и рыжим (это цвет пустыни, цвет Сетха).

[33] Там же. Т. I, с. 20, 21.

[34] H?rodote II.83. Sourdille. H?rodote et la religion de l’?gypte. P., 1910, гл. VI.