II. Праздники и выходные дни
Первый день Нового года был не только праздником богини Сопдет — его отмечали по всей стране. В храме Упуаута слуги дома подносили в этот день подарки своему хозяину.[12] Под этим следует понимать, что жрецы совершали жертвоприношения своему богу из принесенных в храм даров.
Царевич Кенамон оставил в своей гробнице копии роскошных даров, доставленных его заботами фараону по случаю Нового года.[13] Пожалуй, из этого можно заключить, что все египтяне обменивались на Новый год пожеланиями счастья и подарками. В Египте существовало великое множество праздников во все времена года, но особенно в сезон «ахет», когда сельскохозяйственные работы прерывались.
Великое празднество Опет продолжалось в середине этого сезона более месяца. Я не берусь утверждать, что это был месяц всеобщих каникул, но мы знаем наверняка, что бесчисленные толпы египтян приветствовали в эти дни священную ладью Амона и сопровождали ее по берегу, когда она поднималась по Нилу к Опету на юге. Для того чтобы присутствовать на празднествах в Бубасте, египтяне охотно оставляли все свои занятия и отправлялись к городу на судах и лодках: женщины — с трещотками, мужчины — с флейтами. На всем пути они не переставая [36] плясали и пели и обменивались шутками со всеми встречными. Во время празднества выпивалось столько же вина, сколько в течение всего остального года.
Праздник «техи», что означает «опьянение», отмечался в первый день второго месяца, и его старался никто не пропустить. Первый день первого месяца сезона посева считался праздничным во всем Египте. В каждом номе и в каждом городе хотя бы раз в году устраивали празднества в честь местного бога и покровителя. Поскольку боги египтян отличались любовью к путешествиям, а также гостеприимством, каждый мало-мальски значительный храм предоставлял убежище многим богам. Так, Птах из Мемфиса имел свой алтарь в Карнаке, а покровительница Имета богиня Уаджет — в Танисе. В праздниках местных Богов обязательно участвовали все египтяне, но при этом они не должны были забывать и добрых богов соседей. Умащенные маслами, в новых одеждах, люди стекались и храм, приносили дары и получали право пить, есть и кричать во всю глотку. Некоторые праздники отмечались даже тогда, когда в ближайшем храме не было святилища чествуемого бога. В такой праздничный день не следовало начинать новое дело и вообще рекомендовалось воздерживаться от всяких работ.
Крестьянин или ремесленник тех времен мог бы справедливо сказать, как наш соотечественник, что у господина кюре найдется проповедь на каждого святого.
Кроме того, вполне вероятно, что первый день каждой декады (десятидневки) считался как бы воскресным.* В надписи на стеле, воздвигнутой Рамсесом II на восьмом году царствования в Оне, в храме Хатхор, фараон обращается ко всем мастерам, которые украшали его дворцы и храмы, со следующими словами:
«Я наполнил для вас кладовые пирожками, мясом, печеньем, сандалиями, одеждой и благовонными маслами, чтобы вы могли умащать свои головы каждые десять дней».[14]
Вряд ли следовало ожидать, что те, кто совершил столь тщательный туалет, да еще наелся до отвала, примется после этого за работу. [37]
[1] Maspero. Hymne au Nil, c. 3, 8, 12.
* Устаревшая точка зрения: богиня Репит (греч. Трифис) с богом Нила связана не была.
[2] Pap. Harris, I, 37 b l, 41 b 6; 54 a 2, 56 a 12.
[3] Moret. La mise ? mort du dieu en Egypte. P., 1927, c. 10, 13.
* По Юлианскому календарю, это происходит 19 июля (наблюдения в районе Мемфиса).
[4] Канопский декрет: Urk., II, 138.
[5] Medinet-Habu, III, 152.
[6] Pap. Chester Bealty, I, verso С 1.
[7] Pap. Anastasy IV, 10, l, 3.
[8] Гимн в честь Сесостриса III. Sethe. Lesest?cke, c. 67.
[9] Надпись строителя Хорурра: K?mi, II, 111-112.
[10] Pap. Ebers, 18, 2; 61, 4-5; 61, 65; Papyrus medical de Berlin, 11, 12; Pap. Hearst. 2 17; 10, 11.
[11] Strabon XVII.46.
[12] Siout. I, 278 (вторая надпись Хапиджефаи).
[13] Davies. Ken-Amun, с. 38-39.
* Каждый десятый, в иные годы одиннадцатый день был выходным, но не для всех слоев населения.
[14] ASAE. XXXIX, 219-399.
[15] Pap. Sallier IV, ?tudi? par Chabas. Le calendrier des jours festes et n?fasles de l'ann?e ?gyptienne, Paris el Chalon, 1870, et Biblioth?que ?gyplologique, XII, 127, et Budge. Fac-simil? of Eg. [331] Hieratic papyri in the Br. Mus., II, табл. 88 и сл.; Griffith. The Petrie Papyri, c. 62 и табл. 25.
[16] Относительно Сетха (Ареса) см.: Геродот II.59, 63.
[17] Часы дня: Chassinat. Edfou. T. III, с. 214, 229. Часы ночи: Bucher. Les textes des tombes de Thoutmosis III et d'Amenophis II, c. 8-77.
[18] Urk., I, 106 (Ouni 36).
[19] Urk., I, 130.
[20] Erman-Ranke. Aegypten und aegyptiscb. es Leben im Altertum, c. 399, 402; Sloby R.-W. Primitive Methode of Measuring Time. — J. E. A., XVII (1931), 166-178.
[21] J. E. A., XVII, табл. 19, 22; K?mi VIII.
[22] J. E. A, XVII, 170-174.
[23] Maspero. Etudes ?gyptiennes. T. I, c. 185-186.
[24] Urk., IV, 655.
[25] Sinoahit B. 10, 12, 20; Bibl. eg., VII, 30; Bulletin de Qadech, 5.
[26] Diodore I.70.
[27] Pap. Harris. 500, IV, l, 2.
[28] Vandier d'Abbadie J. Les ostraca figur?s de Deir el Medineh, 2337, 2339, 2342, 2344, 2347.
[29] Maspero. Histoire. T. II, c. 294-295.
[30] Там же, с. 433, 444.
* Бытие 41, 1-36.
[31] Urk., III, 61, 62.
[32] Gardiner. Hieratic Papyri in the British Museum, third series. L., 1935, т. II, табл. 5, 8.
* Скорее следует говорить не об элите, а о добропорядочных людях в противоположность злым и рыжим (это цвет пустыни, цвет Сетха).
[33] Там же. Т. I, с. 20, 21.
[34] H?rodote II.83. Sourdille. H?rodote et la religion de l’?gypte. P., 1910, гл. VI.