II. Полив садов
Описывая жилище египтян, мы заметили их любовь к садам. В городе, как и в деревне, каждый хозяин дома стремился иметь свой сад, где бы он выращивал фрукты и овощи. Особенно трудоемкой была поливка садов. Кстати, это единственная из садовых работ, о которой мы что-то знаем. Сад с огородом был разделен на небольшие квадраты канавками, пересекавшимися под прямым углом. Долгое время, и даже в эпоху Среднего царства, садовники ходили к водоему, наполняли водой глиняные круглые кувшины, своего рода лейки, приносили их, подвесив по две на коромысло, и выливали в головную канаву, откуда вода растекалась по другим канавкам, орошая весь сад. Это была нудная и тяжелая работа.[3] Изобретение шадуфа, наверное, показалось египтянам истинным даром богов.[4]
На берегу водоема вкапывали вертикально толстый столб высотой примерно в два человеческих роста. Его могло заменить дерево с обрубленными ветвями, если оно стояло на подходящем месте. К нему привязывали длинный шест, чтобы он мог вращаться во всех направлениях. К толстому концу шеста привязывали тяжелый камень. К тонкому подвешивали на веревке длиной в пять-шесть локтей сосуд из холста или обожженной глины. Крестьянин тянул веревку вниз, чтобы наполнить сосуд, затем [104]
Рис.: Поливка садовых деревьев с помощью шадуфа (гробница Ипуи)
вверх, чтобы поднять его. Он выливал воду в желоб и все начинал сначала. В саду Ипуи работало одновременно четыре шадуфа.
Эти примитивные приспособления довольно эффективны, что подтверждает их существование до сих пор. Однако похоже, что египтяне Нового царства, по-видимому, использовали их только для полива садов. Их нет ни на одной сцене, изображающей работы на полях. Что касается сакиэ, колеса с горшками (водоподъемная машина, вращаемая животными), чей скрип сегодня кажется неотделимым от египетской деревни, то о нем в документах времен фараонов ни разу не упоминается. И неизвестно даже, когда именно появилось оно в Нильской долине. В некрополе жрецов Тота в Гермополе, неподалеку от [105] гробницы Петосириса, в Антиное и в храме Таниса были найдены два колодца большого диаметра. Первый из них явно предназначался для сакиэ, однако эти колодцы не могли быть древнее гробницы Петосириса, которая относится скорее всего к царствованию Птолемея Сотера.
[1] Bibl. eg., VII, 104 (Lansing, V, 7; VII, 7); там же, VII, 83 (Sallier, I, V, VI, 9).
[2] H?rodote II.14; Diodore I.36.
* Имеется в виду «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа». См.: ХДВ. Ч. I, с. 39-42. Дело в том, что юноша, не выучившийся на писца, пополнял ряды эксплуатируемых. См.: Берлев О. Д. Древнейшее описание социальной организации Египта. — Проблемы социальных отношений и форм зависимости на древнем Востоке. М., 1984
* Обличения поселянина. — Сказки и повести древнего Египта. Л., 1979.
[3] Montet. Vie priv?e, c. 258-260.
[4] Представлены в: Davies. Neferhotep, табл. 46-47; Mem. Tyt., V, табл. 28-29; исслед. см.: Davies. Neferhotep, с. 70.
[5] Большую часть этих имен можно найти в: Spiegelberg. Bemerkungen zu den hieratischen Amphorinschriften des Ramesseums; AZ, LVIII, 25; ср.: Montet. Drame d'Avaris, c. 153-154; Mem. Tyt., V, 19. На путях Хора в Дельте тоже выращивали виноград.
[6] Рар. Harris, I, 7, 10, 12.
[7] Изображены в гробнице Paheri, табл. 4; Wr. Atl, I, 338, 282, 265; Th. T. S, III, 30; Davies. Neferhotep, табл. 48; Mem Tyt., I, 22; V, 30, 68, 345. 12, 230; Lefebvre. Petosiris, табл. 12.
[8] Montet. Vie priv?e, c. 267.
[9] Прекрасное изображение гробницы Пуиемра: Mem. Tyt, II, 12.
[10] Petosiris, тексты 43 и 44.
[11] Изображения зерновых культур даны в: Mem. Tyt., I, 18 (Nakht); Mem. Tyt., V, 30 (Apouy); Th. T. S., III, 9; Wr. Atl., 424 (Br. Mus. 37982); Wr. Atl., 231, 234 (Menna); Wr. Atl., I, 9, 51, 193-195 (Khaemhat); Wr. Atl., I, 83, 385, 422, 261, 58, 279, 366, 20, 11, 14, 142, 61, 112, 19; Paheri, 3.
[12] Orbiney, II, 2.
[13] Так действовали уже в Древнем царстве: Montet. Vie priv?e, с. 183 и сл.
* Так называемый «локон юности» — короткая косичка сбоку — обычная детская прическа.
[14] Wr. Atl., I, 112 (Panehsy).
[15] Paheri, с. 3.
[16] Petosiris, с. 13.
[17] Bibl. eg, VII, 104 (Pap. Lansing).
[18] Paheri, c. 3.
[19] H?rodote II.14; Wr. Atl., I.
[20] De Iside et Osirise, 70.
[21] Montet. Vie priv?e, c. 191; Moret. La mise ? mort du dieu en ?gypte. P,, 1927, c. 33-35.
[22] Deut?ronome, 11, 10-11.
[23] Th. T. S., III, 10; Wr. Atl., I, II, 191, 232; ср.: Berger Suzanne. Some Scenes of Land Measurement — J. E. A., XX, 54 и табл. Х.
* Ошибочная точка зрения. См.: ХДВ. Ч. I, с. 83-89.
[24] Bibl. eg., IV, № 4; J. E. A., XIII, 193, ssq.
[25] Wr. Atl., I, 14, 19.
[26] Petosiris, надпись 52.
[27] Montet. Vie priv?e, c. 202.
[28] Petosiris, надписи 51 и 52.
[29] Рельеф из Лейдена, cat. № 50 (Wr. Atl., XX, 1, 422). Мемфисские рельефы времен Древнего царства подтверждают, что тогда урожай увозили на ослах (Montet. Vie priv?e, c. 206).
[30] Wr. Atl., I, 61 (Panehsy).
[31] Paheri, 3. Аналогичные изображения см.: Wr. Atl., I.
[32] Wr. Atl, I, 193, 346, 231.
[33] Mem. Tyt, I, 120, а также см. ссылку на примеч. 32.
* Псалмы, 125, 5-6.
[34] Psaueme 126, 5.
[35] Mem. Tyt., I, с. 64; Blackmann Winifred S. Some Occurrence of the Corn-Aruseh. — J. E. A., VII, c. 235.
[36] Gauthier. Les f?tes de dieu Min, c. 225.
[37] Mem. Tyt., V, 30; Wr. Atl., I, 19, 422 (Leide, cat. № 50), 193, 346. Кроме того, уборка льна изображена в гробницах Среднего царства в Бенихасане, Эль-Берше и Меире; ср.: Petosiris, табл. 13.
[38] Maspero. Contes populaires, 4е ?d., c. 43.
[39] Gaillard. Sur deux oiseaux figur?s dans les tombeaux de Beni-Hassan. — K?mi, II, 19-40.
[40] Montet. Vie priv?e, c. 260-265.
[41] Wr. Atl, I, 33 (Berlin, № 18540).
[42] Pap. Harris, I, 20 b, 8.
[43] Gaillard. Les t?tonnements des Egyptiens de l'Ancien Empire ? la recherche des animaux ? domestiquer. — Revue d'ethnographie et de sociologie, 1912.
[44] Pap. Lansing, табл. 3, 8, 10.
[45] «Князь» Эль-Каба. Рении, насчитал 122 быка, 100 баранов, 1200 коз и 1500 свиней (Urk., IV, 75).
* Вероятно, лошадь появилась в долине Нила в эпоху гиксосского владычества.
[46] Рамсес III всемерно старался увеличить поголовье скота в Египте: «Я дал тебе [Амону] стада на юге и стада на севере, быков и всякой птицы, и мелкого скота сотни тысяч, с надсмотрщиками за быками, писцами, надсмотрщиками за зерном, стражниками и многочисленными пастухами» (Рар. Harris, I, 7, 9). Ориксы всегда приносились в жертву в храмах, и Рамсес III посылает за ними охотников в пустыню (Рар. Harris, I, 28).
[47] Th. T. S., IV, 8.
[48] Остракон из Дейр-эль-Медина, 2159; Maspero. Histoire, T. II, с. 219 (всадник из гробницы Хоремхеба в музее Болоньи).
[49] Maspero. Egypte. — Ars Una.
[50] Montet. Vie priv?e, гл. III.
[51] Newberry. El Bersheh. T. I, c. 18.
[52] Lefebure. Petosiris, тексты 46, 48.
[53] Mem. Tyt., II, 12 (Pouyemr?); Wr. Atl., I, 264 (Anna).
[54] Th. T. S., III, 31; Wr. Atl., I, 183 (Ouserhat).
[55] Mem. Tyt., V, 30 и 34.
[56] Wr. Atl., I, 395.
[57] Montet. Vie priv?e, вся гл. I; Wr. Atl., I, 433 (Br. Mus. 37977); Wr. Atl., I, 117 (Baki); Wr. Atl., I, 343 (Senemi?t); Mem. Tyt, I, 24 (Nakht); II, 9 (Pouyemr?); Wr. Atl., I, 2 (Menna).
* Точнее, метательная палка, так как в отличие от австралийского этот бумеранг не возвращается. {И тем не менее его традиционно кличут именно бумерангом. Кстати, австралийский боевой бумеранг (в отличие от охотничьего, тоже не возвращается. — HF}
* См.: Большаков А. О. Сцена драки лодочников в старо-египетских гробничных изображениях. — Советская этнография, 1983, № 3, с. 105-112.
[58] Montet. Vie priv?e, c. 73; Mem. Tyt., II, 15, 18, 19. Поучение Аменемхата, сына Дуауфа, § 19 и 20.
[59] Wr. Atl., I, 250.
[60] Wr. Atl., I, 250 (Horemheb); Mem. Tyt., V, 30, 35 (Apouy); Mem. Tyt., II, 65 (Pouyemre); Montet. Vie priv?e, c. 23-41.
[61] Wr. Atl., I, 354, 117, 40, 343, 70, 294, 2, 183, 77; Mem. Tyt., I, 24; Davies. Ken-Amun, c. 51.
[62] Th. T. S., табл. l и c. 28 (Amenemhat); Wr. Atl., I, 271 (Amenemheb).
[63] Mem. Tyt. V, 30; Mem. Tyt, I, 24; Wr. Atl., I, 2, 343, 423.
[64] Montet. Vie priv?e, c. 42; Mem. Tyt., V, 30; Wr. Atl., I, 184, 24, 344: Mem. Tyt., I, 22-23; Mem. Tyt, II, 15; Wr. Atl., I, 249.
[65] Montet. Vie priv?e, c. 6-8, 66. В храме Эдфу богиня Сехет говорит фараону: «Я даю тебе всех птиц в их прудах» (Edf., II, 164).
[66] Th. T. S., V, 9.
[67] Рар. Harris. I, 28, 3-4.
[68] Th. T. S., II, 6-7; Th. T. S., I, 9; Wr. Atl., l, 53; Mem. Tyt., II, 7; Davies. Five Theban Tombs, c. 12, 22, 40.
[69] Davies. Ken-Amun, c. 48.
[70] Davies. Five Thoban Tombs, c. 12.
[71] Davies. Five Theban Tombs, c. 23-24; Wr. Atl., I, 53. 32.
[72] Wr. Atl, I, 26.