Пьер Монтэ

Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

Введение
Глава I.
I. Города
II. Дворцы
III. Жилые дома
IV. Мебель
Глава II. Время
I. Времена года
II. Праздники и выходные дни
III. Счастливые и несчастливые дни
IV. Часы
V. Ночь
Глава III. Семья
I. Женитьба
II. Женщина
IV. Слуги и рабы
III. Дети
V. Домашние животные
Глава IV. Быт египтян
I. Утренний туалет
II. Одежда
III. Пища
IV. Кухня
IX. Домашние праздники
V. Хлебопечение
VI. Напитки
VII. Трапеза
VIII. Вечера
X. Игры
Глава V. Деревенская жизнь
I. Земледельцы
II. Полив садов
III. Сбор винограда
IV. Пахота и сев
IX. Обитатели болот
V. Жатва
VI. Лен
VII. Полевые вредители
VIII. Животноводство
X. Охота в пустыне
Глава VI. Искусство и ремесла
I. Каменоломни
II. Рудокопы
III. Работа в мастерских
IV. Скульпторы
IX. Каменщики и прочие ремесленники
V. Ювелиры, резчики по камню
VI. Изделия из дерева
VII. Изделия из кожи
VIII. Положение художников и ремесленников
X. Хозяева и работники
XI. Торговля и деньги
Глава VII. Путешествия
I. Передвижения внутри страны
II. Путешествия в пустыне
III. Путешествие в Библ
IV. Судоходство по Красному морю
Глава VIII. Фараон
I. Главная обязанность царей
II. Утренний туалет фараона
III. Фараон за работой
IV. Право помилования
IX. Фараон в домашнем кругу
V. Царские награды
VI. Приемы иноземных послов
VII. Спортивные игры
VIII. Царская охота
X. Гаремные интриги
XI. Размышления царей
Глава IX. Войско и война
I. Блеск и нищета воинства
II. Служба внутри страны
III. Войско на войне
IV. Мобилизация и раздача оружия
IX. Триумфальное возвращение
V. Войско в походе
VI. Битва
VII. Осадная война
VIII. Война в Нубии
Глава X. Писцы и судьи
I. Административный аппарат
II. Набор и обучение чиновников
III. Добрые и злые чиновники
IV. Охрана порядка
V. Суд
VI. Прием иноземных данников
Глава XI. Храмы
I. Набожность египтян
II. Жрецы
III. Культ
IV. Торжественные выходы богов
IX. «Дом жизни»
V. Торжественный выход Мина
VI. Прекрасный праздник Опет
VII. Праздник Долины
VIII. Мистерии
Глава XII. Погребение
I. Старость
II. Оценка деяний
III. Подготовка гробницы
IV. Обязанности заупокойного жреца (жреца Ка)
IX. Прощание с мумией
V. Бальзамирование
VI. Похоронная процессия
VII. Переправа через Нил
VIII. Подъем к гробнице
X. Поминальная трапеза
XI. Отношения между живыми и мертвыми
Краткий словарь божеств древнего Египта
Литература
Основные сокращения
Послесловие
Хронологическая таблица
Главная Пьер Монтэ Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

II. Одежда

Во время утреннего туалета мужчина пребывал в малом, утреннем облачении: босой, с обнаженной головой, в одной короткой набедренной повязке, без всяких украше- [72]


Рис.: Праздничные одежды (конец XVIII династии)

ний или с очень немногими. После туалета он мог остаться в этой же повязке, даже если собирался выйти из дома, но надевал на запястья один или множество браслетов, на палец — кольцо, а на шею — нагрудное ожерелье из пяти-шести рядов бус с двумя застежками в форме соколиных голов. Если добавить к этому подвеску из яшмы или сердолика на длинном шнуре, наш египтянин будет вполне респектабелен: в таком наряде он может осматривать свои владения, вести деловые переговоры, заходить в учреждения. Он мог также сменить набедренную повязку на свободную прямую юбку и обуться в сандалии.[13]

Сандалии были известны с глубокой древности, но египтяне берегли их. Древний фараон Нармер ходил босиком в сопровождении своих слуг, один из которых нес за ним его сандалии. Уна принял особые меры, чтобы вороватые воины не выхватывали сандалии из рук прохожих.[14] Из рук, а не с ног! Следовательно, египтяне, особенно земледельцы, отправляясь по делам, несли сандалии в руках или привязывали их к концу палки. Они обувались только на месте.

В эпоху Нового царства, особенно при Рамсесах, сандалии были в большем ходу. Их плели из папируса, из кожи и делали даже из золота. Ремешок от носка подошвы проходил между первым и вторым пальцами ноги и соединялся на лодыжке с другими ремешками, что придавало обуви вид стремени; ремешки завязывались сзади над пяткой. Если подошва была из золота, ремешки тоже были [73]

Рис.: Женские одежды. Слева — изображение царицы

золотыми. Такие сандалии могли портить ноги хозяина, даже если он надевал их от случая к случаю.[15] Медицинские папирусы рассказывают нам, что у египтян очень часто болели ноги.[16]

Некоторые египтяне ходили в прямых, доходящих до щиколоток платьях на бретельках, без всяких укршений.[17] Но большинство предпочитало этой суровой одежде гофрированное льняное платье-тунику: оно оставляло шею открытой, обтягивало торс и расширялось книзу, Короткие рукава тоже расширялись книзу. Поверх такого платья повязывали широкий гофрированный пояс из той же материи, который ниспадал спереди трапециевидным передником. Праздничное одеяние дополнялось большим завитым париком и всевозможными драгоценными украшениями, ожерельями и нагрудными подвесками на двух низках бус, браслетами на запястьях и выше локтя и парадными сандалиями.[18]

Наряд знатной дамы не слишком отличался от одежды ее супруга. Он состоял из очень тонкой рубашки и надетого сверху белого гофрированного платья, такого же, как у мужчины, но полупрозрачного и с разрезом почти до пояса. Оно закреплялось на левом плече, оставляя правое открытым. Рукава с бахромой не закрывали тонких рук, что позволяло любоваться их изяществом и великолепиями браслетами на запястьях. Браслеты были самыми [74] разнообразными: в виде двух пластинок чеканного золота, соединенных двумя застежками, в виде массивных золотых колец, нанизанных бусин, золотых шнуров или лент. Локоны парика прикрывали голову и плечи. В волосах сверкала прекрасная диадема из бирюзы, лазурита и золота. Ее концы соединялись на затылке двумя шнурами с кисточками. На этой сложной прическе чудом держалось конусообразное благоухающее украшение. Неизвестно, из чего оно делалось.* Кстати, это было не только женским украшением. Мужчины очень часто носили подобные конусы на нарядных париках.[19]

Описанный нами наряд был свойствен только знати. Рабочий люд одевался более практично. Земледельцы и ремесленники довольствовались простой набедренной повязкой, которую поддерживал пояс шириной с ладонь без вышивок и украшений и без кистей, как у азиатов. Однако люди скромного достатка любили украшения и драгоценности не меньше знати. Только вместо золота они пользовались украшениями из керамики и бронзы. Профессиональные певицы и танцовщицы носили такие же прозрачные платья, как знатные дамы. А зачастую выступали обнаженными, и весь их наряд состоял из нескольких украшений — пояска, ожерелья, браслетов и сережек. Совсем юные служанки ходили обнаженными, особенно когда их хозяин принимал гостей, и без стеснения выставляли напоказ свои гибкие и ловкие тела.


[1] H?rodote II.37. Иногда встречаются мужчины-прачки: Wr. Atl., I, 57. Farina. La pittura egiziana, c. 165.

[2] Sinouhit B, 291-292.

[3] Там же, 293-295; Montet. Bablos et l'Egypte, c. 610.

[4] J?quier. Les frises d'objets.

[5] Например, везир Птахмос; стела 88, хранящаяся в Лионе; опубликована в: Varille. M?langes Loret — BIFAO, 1930, с. 497.

[6] Quibell. The Tomb of Hesy, табл. 21.

[7] J?quier. ук. соч.; Lucas. Ancient Egyptian Materials and Pap. Ebers, 65, 10-11, recettes 453-463; 66, 7-9, industries, 2е ?d; 79-84, recettes 464-465; 66, 15, recettes 468.

[8] Pap. Hearst, 10, 4-11, recettes 144-148; Pap. Ebers. 86, 4, recettes 705; 87, 3-16, recettes 714-720; Pap. Ebers, 67, 3; Pap. Hearst, 10, 15, 15, l, recettes 157-158.

[9] Loret V. Pour transformer un vieillard en jeune homme, M?langes Maspero. T. I, c. 853-877.

[10] Wr. Atl., I, 44.

[11] Caire cat. g?n.; B?n?dite, Objets de toilette; Erman-Ranke, Aegypten..., табл. 17, Semblable: Farina. La pittura egiptiana, c. 17.

[12] Pap. d'Orbiney, 2. 9, 3, 2.

[13] Davies. Five Theban Tombs, c. 4, 26; Th. T. S., V, 9, 10; IV, 17; Mem. Tyt, l, 12, 18; IV, 7, 8,11; V. 30.

[14] Urk., I, 102.

[15] Две пары золотых сандалий были найдены в гробнице Псусеннеса: Mantel. Tanis, с. 156.

[16] Рар. Ebers, 78, 4 ssq., recettes 616, 617, 620; 81, 2 ssq.; 647, 648; Рар. Hearst, 12, 8, recettes 173-205.

[17] Davies. El Amarna. T. IV, c. 26; Medinet-Habu, 75, 112.

[18] Davies. Neferhotep, c. 36, 37, 41, 50; Th. T. S., IV, 6; Mem. Tyt., IV, l, 5; V, l, 9, 25.

* Считают, что оно делалось из волос, смазанных ароматным маслом.

[19] Davies. Neferhotep, c. 15, 36, 37, 50, 52; Mem. Tyt, T. IV, l, 5; V, l, 7, 9, 25.

[20] Pap. Br. Mus., 10052, XI, 7-8; ср.: Vandier. La famine dans FEgypte ancienne. Le Caire, 1931.

[21] Sinouhit B, 86-88.

[22] Naufrage, 47-52.

* Это явное преувеличение. Возможно, именно из-за нехватки мяса египтяне пытались приручать антилоп, газелей и других животных. Мясные блюда были праздничными для простых египтян.

[23] Wr. Atl, II, c. 185-188; Medinet-Habu, 173.

[24] Pap. Harris, I, 13, 7-8; 20; 20 a, 3-11; 35 b, 8-14; 51 a, 13.

[25] Pap. Harris, I, 20 a, 13-15; 71 b, 9-10.

* Вид животного, приносимого в жертву, определялся религиозным ритуалом.

[26] Montet. Vie priv?e, гл. V; для Нового царства см.: Wr. Atl, 188; Med. Habu, 173.

[27] Med. Habu, 148, 160, 152; Pap. Harris, I, 20 b, 53 b.

[28] Urk, III, 54 (Piankhi, 150-153).

[29] Pap. Harris, I, 20 b, 12-21 a, I; 65 c, 7-8.

[30] Loret V. L'ail chez les anciens Egyptiens, Sphinx, 1905, c. 135-147.

[31] Nombres, XI, c. 5.

[32] H?rodote II.38; Diodore I.2.33.

[33] Loret V. La flore pharaonique, № 152, c. 128-129, 157.

* Канопы — сосуды для внутренностей покойного, извлекаемых при мумификации. Их сохранение «поручалось» четырем сыновьям Хора, поэтому крышки канон часто украшали головы Амсета, Кебехсенуфа, Хапи и Дуамутефа.

[34] Pap. Chester Beatty I, II, 10-12; Keimer L. Die Gartenpflanzen im alten Egypten, c. l-6.

[35] Diodore I.34.

[36] Loret V. La flore pharaonique, № 146. Везир Рехмира в то же время прибирает к рукам весь урожай зерна и собранный мед (Urk., IV, 1040-1041); Medinet-Habu, 146, l, 281, 286; Рар. Harris, I. 28, 46, 48.

[37] Steindorff und Wolf. Die Thebanische Gr?berwelt, Lpz., 1932, c. 18.

[38] Davies. Ken-Amun, 58-59; Wr. Atl., I, 255, 286, 325-326, 356.

[39] Pap. Ebers, 6, 14, 10, 12, 13, 20, 20; Pap. Hearst, 2, 12, 3, 12, 34.

[40] H?rodote II.77.

[41] Wr. Atl., I, 84; Mem. Tyt., I, 22, 11; Bull. Inst. d'Egypte, XXI, 215.

[42] Pap. Harris. I, 16, 20 b, 36 a, 65 c; Mem. Tyt., I, 26; Wr. Atl., I, 16, 22.

[43] Wr. Atl., I, 180, 356; Montet. Vie priyee, c. 231-236; Davies, Five Theban Tombs, c. 38.

[44] Th. T. S., II, 11.

[45] Pendlebury. Les fouilles de Teil el Amarna, c. 139.

[46] Montet. Vie priv?e, c. 242-254; Davies. Ken-Amun, c. 58; Th. T. S., II, 8-10; Davies. Five Theban Tombs, c. 39.

* Название пограничной крепости на дороге из Египта в Азию.

[47] Bibl. eg., VII, 41-42.

[48] AZ, LVIII, 25.

[49] Newberry. Beni-Hasan. T. II, c. 6; BIFAO, IX, 8, 9.

[50] Farina. La pittura egiziana, c. 17.

[51] Davies. El Amarna. T. III., c. 4-6.

[52] Th. T. S., III, 6. Рельеф из гробницы Хоремхеба (Берлин, 20365).

[53] Erman-Ranke. Aegypten..., с. 218.

[54] K?mi, VIII.

[55] Siout, I, V, VII и IX.

[56] Davies. A Peculiar Form of N. K. Lamp. — J. E. A., X, 9-14; ср.: Urk., IV, 117: «Могу ли я зажечь лампу для тебя, пока длится ночь и пока не взойдет солнце!»

[57] Maspero. Les enseignements d'Amenemh?t Ier ? son fils Sanouasrit Ier, c. 10.

[58] Bibl. eg., VII, 37, 38. Souhaits analogues: Bibl. eg., VII, 24.

[59] Bibl. eg., VII, 5-6; ASAE, XL, 605.

[60] Bibl. eg., VII, 7.

[61] Сцены пиров часто встречаются в фиванских гробницах: Paheri, 6-7; Davies. Neferhotep, с. 18; Th. T. S., l, 6, 15; III, 4-6; III, 21; Mem. Туt, I, 15; IV, 5; Wr. Atl., I, 7; l, 10; 8, 9, 91.

[62] Ptah-hotep, ed. Devaud, maxime 18, 277, 288.

* Цитра — многострунный, преимущественно щипковый музыкальный инструмент.

[63] К примечанию 61 можно добавить: Wr. Atl., I, 145; Daviei. El Amarna. T. V, c. 5; Loret. Note sur les Instruments de musique de l'?gypte ancienne. — L'Encyclopedie de la musique, de Lavignac. P., 1913, l-34; Gerald Th. Histoire de la musique des origines a la fin du XIVе siede. P., 1936, гл. I; Wr. All., I, 179; Maspero. Histoire. T. II, c. 529.

* Ману — запад, где заходит солнце и находится Страна мертвых.

* Богиня Мертсегер, почитавшаяся в фиванском некрополе в облике змеи.

[64] Br. Mus. 37984; Benedite. Le tombeau de Neferhotpou; Miss. fr., V, табл. 4, с. 529-531; Maspero. ?tudes ?gyptiennes. T. I, c. 172-177.

* Имхотеп — везир фараона Джосера, создатель первой (ступенчатой) пирамиды; был обожествлен и особенно почитался в эпоху Позднего царства; Джедефхор — один из сыновей царя Хуфу, считавшийся великим мудрецом.

[65] Maspero. ?tudes ?gyptiennes. T. I, c. 178 и сл. (Leide K 6).

[66] H?rodote II.78; Plutarque. Isis et Osiris, c. 17; Luden. De Luctu, 21; P?trone. Satiricon, c. 34.

[67] Paheri, c. 7.

[68] Davies. Neferhotep, c. 18; Wr. Atl., I, 392 (Bruxelles E 2877); Wr. Atl., I, 179.

[69] Wr. Atl., I, 49, 418; BIFAO, XXVII. табл. 7. (Tombeau 219 ? Deir el Medineh); Lefebvre. Petosiris, c. 50; Piankhi, c. 133.

[70] Montet. Vie priv?e, c. 372-376; Junker, Giza. T. IV, c. 37.

[71] Maspero. Contes populaires, 4е ?d., 142 (Сатни-Хаэмуас в мумии). Там же, с. 2.

[72] Montet. Vie priv?e, c. 368, 372. Совсем другие объяснения правил игры в козлят дал египетский египтолог, игравший в эту игру в детстве: Saad Zaki. Khasa Lawiza. — ASAE, XXXVII, с. 212 и сл.

[73] Davies. El Amarna. T. VII, c. 18.