II. Одежда
Во время утреннего туалета мужчина пребывал в малом, утреннем облачении: босой, с обнаженной головой, в одной короткой набедренной повязке, без всяких украше- [72]
Рис.: Праздничные одежды (конец XVIII династии)
ний или с очень немногими. После туалета он мог остаться в этой же повязке, даже если собирался выйти из дома, но надевал на запястья один или множество браслетов, на палец — кольцо, а на шею — нагрудное ожерелье из пяти-шести рядов бус с двумя застежками в форме соколиных голов. Если добавить к этому подвеску из яшмы или сердолика на длинном шнуре, наш египтянин будет вполне респектабелен: в таком наряде он может осматривать свои владения, вести деловые переговоры, заходить в учреждения. Он мог также сменить набедренную повязку на свободную прямую юбку и обуться в сандалии.[13]
Сандалии были известны с глубокой древности, но египтяне берегли их. Древний фараон Нармер ходил босиком в сопровождении своих слуг, один из которых нес за ним его сандалии. Уна принял особые меры, чтобы вороватые воины не выхватывали сандалии из рук прохожих.[14] Из рук, а не с ног! Следовательно, египтяне, особенно земледельцы, отправляясь по делам, несли сандалии в руках или привязывали их к концу палки. Они обувались только на месте.
В эпоху Нового царства, особенно при Рамсесах, сандалии были в большем ходу. Их плели из папируса, из кожи и делали даже из золота. Ремешок от носка подошвы проходил между первым и вторым пальцами ноги и соединялся на лодыжке с другими ремешками, что придавало обуви вид стремени; ремешки завязывались сзади над пяткой. Если подошва была из золота, ремешки тоже были [73]
Рис.: Женские одежды. Слева — изображение царицы
золотыми. Такие сандалии могли портить ноги хозяина, даже если он надевал их от случая к случаю.[15] Медицинские папирусы рассказывают нам, что у египтян очень часто болели ноги.[16]
Некоторые египтяне ходили в прямых, доходящих до щиколоток платьях на бретельках, без всяких укршений.[17] Но большинство предпочитало этой суровой одежде гофрированное льняное платье-тунику: оно оставляло шею открытой, обтягивало торс и расширялось книзу, Короткие рукава тоже расширялись книзу. Поверх такого платья повязывали широкий гофрированный пояс из той же материи, который ниспадал спереди трапециевидным передником. Праздничное одеяние дополнялось большим завитым париком и всевозможными драгоценными украшениями, ожерельями и нагрудными подвесками на двух низках бус, браслетами на запястьях и выше локтя и парадными сандалиями.[18]
Наряд знатной дамы не слишком отличался от одежды ее супруга. Он состоял из очень тонкой рубашки и надетого сверху белого гофрированного платья, такого же, как у мужчины, но полупрозрачного и с разрезом почти до пояса. Оно закреплялось на левом плече, оставляя правое открытым. Рукава с бахромой не закрывали тонких рук, что позволяло любоваться их изяществом и великолепиями браслетами на запястьях. Браслеты были самыми [74] разнообразными: в виде двух пластинок чеканного золота, соединенных двумя застежками, в виде массивных золотых колец, нанизанных бусин, золотых шнуров или лент. Локоны парика прикрывали голову и плечи. В волосах сверкала прекрасная диадема из бирюзы, лазурита и золота. Ее концы соединялись на затылке двумя шнурами с кисточками. На этой сложной прическе чудом держалось конусообразное благоухающее украшение. Неизвестно, из чего оно делалось.* Кстати, это было не только женским украшением. Мужчины очень часто носили подобные конусы на нарядных париках.[19]
Описанный нами наряд был свойствен только знати. Рабочий люд одевался более практично. Земледельцы и ремесленники довольствовались простой набедренной повязкой, которую поддерживал пояс шириной с ладонь без вышивок и украшений и без кистей, как у азиатов. Однако люди скромного достатка любили украшения и драгоценности не меньше знати. Только вместо золота они пользовались украшениями из керамики и бронзы. Профессиональные певицы и танцовщицы носили такие же прозрачные платья, как знатные дамы. А зачастую выступали обнаженными, и весь их наряд состоял из нескольких украшений — пояска, ожерелья, браслетов и сережек. Совсем юные служанки ходили обнаженными, особенно когда их хозяин принимал гостей, и без стеснения выставляли напоказ свои гибкие и ловкие тела.
[1] H?rodote II.37. Иногда встречаются мужчины-прачки: Wr. Atl., I, 57. Farina. La pittura egiziana, c. 165.
[2] Sinouhit B, 291-292.
[3] Там же, 293-295; Montet. Bablos et l'Egypte, c. 610.
[4] J?quier. Les frises d'objets.
[5] Например, везир Птахмос; стела 88, хранящаяся в Лионе; опубликована в: Varille. M?langes Loret — BIFAO, 1930, с. 497.
[6] Quibell. The Tomb of Hesy, табл. 21.
[7] J?quier. ук. соч.; Lucas. Ancient Egyptian Materials and Pap. Ebers, 65, 10-11, recettes 453-463; 66, 7-9, industries, 2е ?d; 79-84, recettes 464-465; 66, 15, recettes 468.
[8] Pap. Hearst, 10, 4-11, recettes 144-148; Pap. Ebers. 86, 4, recettes 705; 87, 3-16, recettes 714-720; Pap. Ebers, 67, 3; Pap. Hearst, 10, 15, 15, l, recettes 157-158.
[9] Loret V. Pour transformer un vieillard en jeune homme, M?langes Maspero. T. I, c. 853-877.
[10] Wr. Atl., I, 44.
[11] Caire cat. g?n.; B?n?dite, Objets de toilette; Erman-Ranke, Aegypten..., табл. 17, Semblable: Farina. La pittura egiptiana, c. 17.
[12] Pap. d'Orbiney, 2. 9, 3, 2.
[13] Davies. Five Theban Tombs, c. 4, 26; Th. T. S., V, 9, 10; IV, 17; Mem. Tyt, l, 12, 18; IV, 7, 8,11; V. 30.
[14] Urk., I, 102.
[15] Две пары золотых сандалий были найдены в гробнице Псусеннеса: Mantel. Tanis, с. 156.
[16] Рар. Ebers, 78, 4 ssq., recettes 616, 617, 620; 81, 2 ssq.; 647, 648; Рар. Hearst, 12, 8, recettes 173-205.
[17] Davies. El Amarna. T. IV, c. 26; Medinet-Habu, 75, 112.
[18] Davies. Neferhotep, c. 36, 37, 41, 50; Th. T. S., IV, 6; Mem. Tyt., IV, l, 5; V, l, 9, 25.
* Считают, что оно делалось из волос, смазанных ароматным маслом.
[19] Davies. Neferhotep, c. 15, 36, 37, 50, 52; Mem. Tyt, T. IV, l, 5; V, l, 7, 9, 25.
[20] Pap. Br. Mus., 10052, XI, 7-8; ср.: Vandier. La famine dans FEgypte ancienne. Le Caire, 1931.
[21] Sinouhit B, 86-88.
[22] Naufrage, 47-52.
* Это явное преувеличение. Возможно, именно из-за нехватки мяса египтяне пытались приручать антилоп, газелей и других животных. Мясные блюда были праздничными для простых египтян.
[23] Wr. Atl, II, c. 185-188; Medinet-Habu, 173.
[24] Pap. Harris, I, 13, 7-8; 20; 20 a, 3-11; 35 b, 8-14; 51 a, 13.
[25] Pap. Harris, I, 20 a, 13-15; 71 b, 9-10.
* Вид животного, приносимого в жертву, определялся религиозным ритуалом.
[26] Montet. Vie priv?e, гл. V; для Нового царства см.: Wr. Atl, 188; Med. Habu, 173.
[27] Med. Habu, 148, 160, 152; Pap. Harris, I, 20 b, 53 b.
[28] Urk, III, 54 (Piankhi, 150-153).
[29] Pap. Harris, I, 20 b, 12-21 a, I; 65 c, 7-8.
[30] Loret V. L'ail chez les anciens Egyptiens, Sphinx, 1905, c. 135-147.
[31] Nombres, XI, c. 5.
[32] H?rodote II.38; Diodore I.2.33.
[33] Loret V. La flore pharaonique, № 152, c. 128-129, 157.
* Канопы — сосуды для внутренностей покойного, извлекаемых при мумификации. Их сохранение «поручалось» четырем сыновьям Хора, поэтому крышки канон часто украшали головы Амсета, Кебехсенуфа, Хапи и Дуамутефа.
[34] Pap. Chester Beatty I, II, 10-12; Keimer L. Die Gartenpflanzen im alten Egypten, c. l-6.
[35] Diodore I.34.
[36] Loret V. La flore pharaonique, № 146. Везир Рехмира в то же время прибирает к рукам весь урожай зерна и собранный мед (Urk., IV, 1040-1041); Medinet-Habu, 146, l, 281, 286; Рар. Harris, I. 28, 46, 48.
[37] Steindorff und Wolf. Die Thebanische Gr?berwelt, Lpz., 1932, c. 18.
[38] Davies. Ken-Amun, 58-59; Wr. Atl., I, 255, 286, 325-326, 356.
[39] Pap. Ebers, 6, 14, 10, 12, 13, 20, 20; Pap. Hearst, 2, 12, 3, 12, 34.
[40] H?rodote II.77.
[41] Wr. Atl., I, 84; Mem. Tyt., I, 22, 11; Bull. Inst. d'Egypte, XXI, 215.
[42] Pap. Harris. I, 16, 20 b, 36 a, 65 c; Mem. Tyt., I, 26; Wr. Atl., I, 16, 22.
[43] Wr. Atl., I, 180, 356; Montet. Vie priyee, c. 231-236; Davies, Five Theban Tombs, c. 38.
[44] Th. T. S., II, 11.
[45] Pendlebury. Les fouilles de Teil el Amarna, c. 139.
[46] Montet. Vie priv?e, c. 242-254; Davies. Ken-Amun, c. 58; Th. T. S., II, 8-10; Davies. Five Theban Tombs, c. 39.
* Название пограничной крепости на дороге из Египта в Азию.
[47] Bibl. eg., VII, 41-42.
[48] AZ, LVIII, 25.
[49] Newberry. Beni-Hasan. T. II, c. 6; BIFAO, IX, 8, 9.
[50] Farina. La pittura egiziana, c. 17.
[51] Davies. El Amarna. T. III., c. 4-6.
[52] Th. T. S., III, 6. Рельеф из гробницы Хоремхеба (Берлин, 20365).
[53] Erman-Ranke. Aegypten..., с. 218.
[54] K?mi, VIII.
[55] Siout, I, V, VII и IX.
[56] Davies. A Peculiar Form of N. K. Lamp. — J. E. A., X, 9-14; ср.: Urk., IV, 117: «Могу ли я зажечь лампу для тебя, пока длится ночь и пока не взойдет солнце!»
[57] Maspero. Les enseignements d'Amenemh?t Ier ? son fils Sanouasrit Ier, c. 10.
[58] Bibl. eg., VII, 37, 38. Souhaits analogues: Bibl. eg., VII, 24.
[59] Bibl. eg., VII, 5-6; ASAE, XL, 605.
[60] Bibl. eg., VII, 7.
[61] Сцены пиров часто встречаются в фиванских гробницах: Paheri, 6-7; Davies. Neferhotep, с. 18; Th. T. S., l, 6, 15; III, 4-6; III, 21; Mem. Туt, I, 15; IV, 5; Wr. Atl., I, 7; l, 10; 8, 9, 91.
[62] Ptah-hotep, ed. Devaud, maxime 18, 277, 288.
* Цитра — многострунный, преимущественно щипковый музыкальный инструмент.
[63] К примечанию 61 можно добавить: Wr. Atl., I, 145; Daviei. El Amarna. T. V, c. 5; Loret. Note sur les Instruments de musique de l'?gypte ancienne. — L'Encyclopedie de la musique, de Lavignac. P., 1913, l-34; Gerald Th. Histoire de la musique des origines a la fin du XIVе siede. P., 1936, гл. I; Wr. All., I, 179; Maspero. Histoire. T. II, c. 529.
* Ману — запад, где заходит солнце и находится Страна мертвых.
* Богиня Мертсегер, почитавшаяся в фиванском некрополе в облике змеи.
[64] Br. Mus. 37984; Benedite. Le tombeau de Neferhotpou; Miss. fr., V, табл. 4, с. 529-531; Maspero. ?tudes ?gyptiennes. T. I, c. 172-177.
* Имхотеп — везир фараона Джосера, создатель первой (ступенчатой) пирамиды; был обожествлен и особенно почитался в эпоху Позднего царства; Джедефхор — один из сыновей царя Хуфу, считавшийся великим мудрецом.
[65] Maspero. ?tudes ?gyptiennes. T. I, c. 178 и сл. (Leide K 6).
[66] H?rodote II.78; Plutarque. Isis et Osiris, c. 17; Luden. De Luctu, 21; P?trone. Satiricon, c. 34.
[67] Paheri, c. 7.
[68] Davies. Neferhotep, c. 18; Wr. Atl., I, 392 (Bruxelles E 2877); Wr. Atl., I, 179.
[69] Wr. Atl., I, 49, 418; BIFAO, XXVII. табл. 7. (Tombeau 219 ? Deir el Medineh); Lefebvre. Petosiris, c. 50; Piankhi, c. 133.
[70] Montet. Vie priv?e, c. 372-376; Junker, Giza. T. IV, c. 37.
[71] Maspero. Contes populaires, 4е ?d., 142 (Сатни-Хаэмуас в мумии). Там же, с. 2.
[72] Montet. Vie priv?e, c. 368, 372. Совсем другие объяснения правил игры в козлят дал египетский египтолог, игравший в эту игру в детстве: Saad Zaki. Khasa Lawiza. — ASAE, XXXVII, с. 212 и сл.
[73] Davies. El Amarna. T. VII, c. 18.