II. Дворцы
Современников безмерно восхищал царский дворец в Пер-Рамсесе. К сожалению, их описания ничем не подтверждены. Даже точное местоположение дворца неизвестно. Раскопки не принесли на этот счет никаких позитивных результатов.
В Дельте известны и другие царские резиденции. Остатки дворца были обнаружены в Кантире,* деревушке под сенью двух пальм, в двадцати пяти километрах к югу от Пер-Рамсеса.[19] Когда фараон ожидал свою невесту, дочь хеттского царя, которая, стремясь к своему нареченному, пересекла в середине зимы всю Малую Азию и Сирию, он из галантных побуждений построил в пустыне между Египтом и Финикией укрепленный дворец, где собирался ее встретить. Несмотря на удаленность, в этом дворце было все, что душа могла пожелать.[20]
В своем городе к западу от Фив Рамсес III имел дворец, который называл «домом радости». Остатки его были раскопаны и изучены археологами Чикагского восточного института.[21] Фасад дворца выходил на первый двор храма. Украшавшие его рельефы красноречиво свидетельствовали о могуществе фараона. На них Рамсес избивал врагов булавой, в сопровождении блестящего эскорта посещал свои конюшни, на колеснице, в боевых доспехах готовился повести войска в бой и, наконец, вместе со всем своим двором следил за борьбой и упражнениями своих лучших воинов. В середине фасада был пристроен богато изукрашенный балкон для появлений царя перед народом, под балконом четыре изящные колонки в форме стеблей папируса несли трехчастный рельеф: в нижнем регистре был изображен крылатый солнечный диск, в среднем — пальмы, а верхнем — уреи с солнечными дисками на головах. Здесь появлялся фараон, когда народ допускался на храмовой двор в честь праздника Амона. Отсюда он раздавал награды. Балкон этот сообщался с царскими покоями. Они представляли собой анфиладу множества залов с колоннами (в том числе тронный зал, личный покой фараона и ванная комната). От покоев царицы их отделял вестибюль. Покои царицы тоже насчитывали множество комнат. Длинные прямые коридоры облегчали переходы из одних апартаментов дворца в другие, а также [21] наблюдение и охрану, потому что Рамсес III, наученный своим горьким опытом, был подозрителен и осторожен.
Тронный зал, если судить по глазурованным плитам, найденным здесь более тридцати лет назад, и фрагментам рельефа, обнаруженным сравнительно недавно американской экспедицией, выглядел довольно сурово. Фараон повсюду представлен в виде стоящего сфинкса, а также его царскими картушами.* Враги Египта изображены связанными у его ног. Они облачены в богатые одеяния, расшитые варварскими узорами, при этом художник постарался как можно точнее передать их лица, прически и украшения. На ливийцах мы видим татуировку, на неграх — крупные серьги, у сирийцев на шее — медальоны, у кочевников-шасу* — заколотые гребнями длинные, отброшенные назад волосы.[22] Однако, надо думать, личные покои фараона и царицы украшали росписи и рельефы на более приятные темы.
Царские жилища занимали не особенно большую площадь. Это было квадратное сооружение со стороной менее сорока метров. Несомненно, фараон не останавливался здесь надолго, потому что у него был дворец и на другом берегу. В Дельте дворцов построено предостаточно, только выбирай! Мемфис, Он, Пер-Рамсес всегда радовались приезду фараона. Но он затеял еще одно строительство между Оном и Бубастом, на месте, которое арабы называют Телль-эль-Яхудиа; здесь и найдены глазурованные плитки того же типа, что в Мединет-Абу.[23]
Время так безжалостно обошлось с дворцами фараонов Сети и Рамсесов, что, для того чтобы составить более ясное представление о дворцах фараонов Нового царства, нам приходится обратиться к царской резиденции Эхнатона, отстоящего по времени от этих фараонов совсем недалеко.
Пол колонных залов украшает мозаика — пруд с рыбами и водяными лилиями, окруженный зарослями камыша и папируса, с летящими над ним водоплавающими птицами; с воды взлетают дикие утки. Колонны обвиты виноградными лозами и плетями вьюнка. Капители и карнизы прекрасно инкрустированы. На стенах изображены сцены из жизни царской семьи: царь и царица сидят друг [22]
Рис.: Роспись полов во дворце Эхнатона в Ахетатоне [23]
против друга: Эхнатон — в кресле, Нефертити — на подушке. На коленях у нее младенец; старшая из царевен обнимает младшую; две другие играют рядом на полу.[24] Многие ученые утверждают, что не встречали более очаровательной сцены в египетском искусстве, но это, пожалуй, преувеличение. В самом деле, пруды, папирус, птицы, животные — все это классические персонажи рельефов. А в Мединет-Абу мы видим фараона, окруженного очаровательными наложницами. Можно с уверенностью утверждать, что дворцы фараонов XIX и XX династий украшались с такой же роскошью. Как и во времена Эхнатона, стены, потолки, мозаичные полы, колонны и карнизы радовали глаза и душу свежестью красок и образов. Богатая мебель, роскошные украшения и одежды создавали исключительно изысканный ансамбль.
[1] План у Petrie. Illahun, Kahun and Gurob, табл. 14.
[2] Общее описание города и главных зданий см.: Pendlebury. Les fouilles de Tell el Amarna. P., 1936. План, с. 63.
[3] Общий план Карнака: Topographical bibliography, II, 2, 98.
* Обычно пишут о знаменитом ливанском кедре. Однако еще в 1916 г. В. Лорэ доказывал, что термином «аш» обозначали благородную киликийскую пихту. Этой точки зрения придерживается его ученик П. Монтэ, и в настоящее время она наиболее популярна.
[4] Wr. All., II, 30, 31.
[5] Topographical bibliography, II, 112; Robichon et Varille. En Egypte, couverture.
[6] The Oriental Institute of the University of Chicago, Communications, № 15, l, 28; № 18, frontispice.
[7] Так, например, выглядят процессии в храмах Мединет-Абу и Абидоса (Medinet-Habu, Wr. Atl., II, 184-190).
[8] Montet. Le drame d'Avaris. P., 1941, главы II и IV.
[9] Montet. Tanis. P., 1942, c. 9, 23, 107, 128.
[10] Papyrus Harris I, 78, 8.
[11] Там же, с. 6.
[12] Там же, с. 27-29.
[13] Chassinat. Dendara. T. I, табл. 15; Robichon et Varille. Le temple du scribe royal Amenhotep, fils de Hapou. Le Caire, 1936, c. 35.
[14] Pendlebury. ук. соч., с. 114, 140.
[15] Fougerousse. Le grand puits de Tanis. — K?mi. V, 71-103.
* Шадуф — колодец, «журавль», изобретенный в Египте в эпоху Нового царства.
[16] Posener. La premiere domination perse en ?gypte. Le Caire, 1936, c. 15-16.
[17] ASAE, XVIII (1918), 145.
[18] K?mi, VIII.
* П. Монтэ полагает, что именем Сесострис античные авторы называли Рамсеса II. Однако это собирательный образ, включивший черты нескольких великих царей (в частности, кроме Рамсеса II — Сенусерта III), а в более поздних античных сочинениях, видимо, и Александра Македонского.
* См. Послесловие.
[19] ASAE, XXX, 40, 41.
[20] Bibl. eg., VII, 12; ср.: Drame d'Avaris, c. 135-136.
[21] The Oriental Institute of the University of Chicago, Communications, № 7, c. 1-23.
* В картуш — овал — заключалось имя фараона, данное ему при рождении. Выделение в текстах царских имен картушами сыграло важную роль при дешифровке египетских иероглифов.
* Племена, кочевавшие на Синайском полуострове и в Южной Палестине.
[22] ASAE, XI (1910), 49-63.
[23] Pap. Harris. I, 29, 8; Montet. Tanis. T. II.
[24] Petrie. Tell el Amarna, c. 2-4; Davies. Mural Paintings in the City of Akhenaten. — J. E. A., VII, табл. l и 2.
[25] Mem. Tyt., V, 28-29. О доме Табубуи см.: Maspero. Contes populaires. 4е ?d., c. 147.
[26] Davies. Neferhotep, c. 14.
[27] Pendlebury. ук. соч., с. 127-149.
[28] Там же, с. 152, 153.
[29] Wr. All., I, 60; Mein. Miss. fr., XVIII, I; Urk., IV, 1046-1047.
[30] Wr. All., I, 278 (Сад Миннахта).
[31] Сад Рехмира: Wr. All., I, 3; Сад Себекхотепа: там же. Т. I, 222; Сад Аменемхеба: там же. Т. I, 66; Сад Кенамона: Davies. Ken-Amun, 47; роспись из Британского музея. 37983: Wr. All., I, 92.
[32] Davies. The Town House in Ancient Egypt. — Metropolitan Museum Studies, I, may 1929, c. 233-255.
[33] Один из этих экспонатов — в Каирском музее, другие — в Лувре, cf. K?mi, VIII.
[34] Davies. ук. соч., с. 242. 243, 246, 247.
[35] Рар. Ebers, recettes 840, 852, табл. 97-98.
* Речь идет о карликах. См.: Хрестоматия по истории древнего Востока (ХДВ). М., 1980, ч. I, с. 26.
[36] Изящные кресла, прекрасно сохранившиеся, извлечены из гробниц Эйе и Тэйе и из гробницы Тутанхамона. В храмах и гробницах сохранилось множество великолепных изображений. Например: Mem. Tyt, V, 5, 9, 25; там же, IV, 7; Th. T. S., I, 15-16; там же. V, 41, 43.
[37] Роспись во дворце Эхнатона: Pendlebury. ук. соч., с. 14; J. Е. А., VII.
[38] Поразительная коллекция таких ваз, извлеченных из подземелий ступенчатой пирамиды, выставлена сегодня в музее Саккара. А те, что найдены в Абу-Роаше, см.: K?mi, VIII.
[39] Montet. Vases sacr?s el profanes du lombeau de Psousenn?s. — Monuments Pioе. T. XXXVIII (1941), c. 17-39; Maspero. Essais sur l'art ?gyptien. P., 1912, c. 189-216; Edgar. The Treasure of Tell Basla. — Mus?e ?gypеien. T. II, c. 93, 108; Vernier. Cat. Caire, Bijoux el orf?vreries, c. 104, 106.
[40] Medinet-Habu, 38, 55.
[41] Davies. Ken-Amun, c. 13, 20.
[42] Montet. Vie priv?e, табл. 13 и с. 145.