Пьер Монтэ

Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

Введение
Глава I.
I. Города
II. Дворцы
III. Жилые дома
IV. Мебель
Глава II. Время
I. Времена года
II. Праздники и выходные дни
III. Счастливые и несчастливые дни
IV. Часы
V. Ночь
Глава III. Семья
I. Женитьба
II. Женщина
IV. Слуги и рабы
III. Дети
V. Домашние животные
Глава IV. Быт египтян
I. Утренний туалет
II. Одежда
III. Пища
IV. Кухня
IX. Домашние праздники
V. Хлебопечение
VI. Напитки
VII. Трапеза
VIII. Вечера
X. Игры
Глава V. Деревенская жизнь
I. Земледельцы
II. Полив садов
III. Сбор винограда
IV. Пахота и сев
IX. Обитатели болот
V. Жатва
VI. Лен
VII. Полевые вредители
VIII. Животноводство
X. Охота в пустыне
Глава VI. Искусство и ремесла
I. Каменоломни
II. Рудокопы
III. Работа в мастерских
IV. Скульпторы
IX. Каменщики и прочие ремесленники
V. Ювелиры, резчики по камню
VI. Изделия из дерева
VII. Изделия из кожи
VIII. Положение художников и ремесленников
X. Хозяева и работники
XI. Торговля и деньги
Глава VII. Путешествия
I. Передвижения внутри страны
II. Путешествия в пустыне
III. Путешествие в Библ
IV. Судоходство по Красному морю
Глава VIII. Фараон
I. Главная обязанность царей
II. Утренний туалет фараона
III. Фараон за работой
IV. Право помилования
IX. Фараон в домашнем кругу
V. Царские награды
VI. Приемы иноземных послов
VII. Спортивные игры
VIII. Царская охота
X. Гаремные интриги
XI. Размышления царей
Глава IX. Войско и война
I. Блеск и нищета воинства
II. Служба внутри страны
III. Войско на войне
IV. Мобилизация и раздача оружия
IX. Триумфальное возвращение
V. Войско в походе
VI. Битва
VII. Осадная война
VIII. Война в Нубии
Глава X. Писцы и судьи
I. Административный аппарат
II. Набор и обучение чиновников
III. Добрые и злые чиновники
IV. Охрана порядка
V. Суд
VI. Прием иноземных данников
Глава XI. Храмы
I. Набожность египтян
II. Жрецы
III. Культ
IV. Торжественные выходы богов
IX. «Дом жизни»
V. Торжественный выход Мина
VI. Прекрасный праздник Опет
VII. Праздник Долины
VIII. Мистерии
Глава XII. Погребение
I. Старость
II. Оценка деяний
III. Подготовка гробницы
IV. Обязанности заупокойного жреца (жреца Ка)
IX. Прощание с мумией
V. Бальзамирование
VI. Похоронная процессия
VII. Переправа через Нил
VIII. Подъем к гробнице
X. Поминальная трапеза
XI. Отношения между живыми и мертвыми
Краткий словарь божеств древнего Египта
Литература
Основные сокращения
Послесловие
Хронологическая таблица
Главная Пьер Монтэ Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

I. Земледельцы

Писец относился с презрением к любому, занимавшемуся физической работой, но ниже всех он ставил земледельца. На своей работе земледельцы изнашивались так же быстро, как их орудия. Их били и нещадно эксплуатировали хозяева и сборщики налогов, их обкрадывали соседи и грабили мародеры, их подводила погода, разоряли саранча и грызуны, на них ополчались все враги рода человеческого — такова была доля земледельца.[1] Жену его могли бросить в тюрьму, детей забрать за долги.

Земледелец являл собой законченный образ несчастного человека.

Однако греки, выходцы из бедной страны, где и скудный урожай добывался с великим трудом, судили о жизни земледельцев совсем иначе. Когда поля засеяны, говорил Геродот, земледельцу остается только спокойно дожидаться жатвы. Диодор, поддерживая своего предшественника, пишет:

«Обычно у других народов земледелие требует немалых расходов и забот. Только у египтян оно отнимает немного средств и труда».[2] К тому же и среди египтян, посещавших школы, находились сторонники возвращения к земле. Это были безумцы, для которых писец и нарисовал столь мрачную картину.* Впрочем, крестьянин из Соляного оазиса (совр. Вади-эн-Натрун) предстает перед нами не таким уж несчастным. Земля дает ему множество превосходных продуктов; он грузит их на своих ослов, намереваясь продать урожай в Ненинесуте (столица XX верхнеегипетского нома, которую греки назвали Великий Гераклеополь), и на выручку купить прекрасных пирожков [103] для своей жены и детей. Как и следовало ожидать, злой человек, увидя маленький караван, захватывает ослов с их поклажей. Однако вмешиваются высокие власти. Если бы мы прочитали конец этой истории, то наверняка бы узнали, что правосудие фараона защитило поселянина.*

Старший из братьев, которого сделала столь известным другая сказка, вовсе не был жалким бедняком («Сказка о двух братьях»). Он имел дом, поля, скот, орудия труда, зерно. Его жена жила как знатная госпожа, оставалась дома, пока ее муж и его брат работали на полях. Она могла спокойно заниматься своим туалетом. У нее было предостаточно времени, чтобы прибрать дом, приготовить ужин перед приходом мужа, а когда он возвращался, она ему подавала кувшин и тазик для омовения.

[1] Bibl. eg., VII, 104 (Lansing, V, 7; VII, 7); там же, VII, 83 (Sallier, I, V, VI, 9).

[2] H?rodote II.14; Diodore I.36.

* Имеется в виду «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа». См.: ХДВ. Ч. I, с. 39-42. Дело в том, что юноша, не выучившийся на писца, пополнял ряды эксплуатируемых. См.: Берлев О. Д. Древнейшее описание социальной организации Египта. — Проблемы социальных отношений и форм зависимости на древнем Востоке. М., 1984

* Обличения поселянина. — Сказки и повести древнего Египта. Л., 1979.

[3] Montet. Vie priv?e, c. 258-260.

[4] Представлены в: Davies. Neferhotep, табл. 46-47; Mem. Tyt., V, табл. 28-29; исслед. см.: Davies. Neferhotep, с. 70.

[5] Большую часть этих имен можно найти в: Spiegelberg. Bemerkungen zu den hieratischen Amphorinschriften des Ramesseums; AZ, LVIII, 25; ср.: Montet. Drame d'Avaris, c. 153-154; Mem. Tyt., V, 19. На путях Хора в Дельте тоже выращивали виноград.

[6] Рар. Harris, I, 7, 10, 12.

[7] Изображены в гробнице Paheri, табл. 4; Wr. Atl, I, 338, 282, 265; Th. T. S, III, 30; Davies. Neferhotep, табл. 48; Mem Tyt., I, 22; V, 30, 68, 345. 12, 230; Lefebvre. Petosiris, табл. 12.

[8] Montet. Vie priv?e, c. 267.

[9] Прекрасное изображение гробницы Пуиемра: Mem. Tyt, II, 12.

[10] Petosiris, тексты 43 и 44.

[11] Изображения зерновых культур даны в: Mem. Tyt., I, 18 (Nakht); Mem. Tyt., V, 30 (Apouy); Th. T. S., III, 9; Wr. Atl., 424 (Br. Mus. 37982); Wr. Atl., 231, 234 (Menna); Wr. Atl., I, 9, 51, 193-195 (Khaemhat); Wr. Atl., I, 83, 385, 422, 261, 58, 279, 366, 20, 11, 14, 142, 61, 112, 19; Paheri, 3.

[12] Orbiney, II, 2.

[13] Так действовали уже в Древнем царстве: Montet. Vie priv?e, с. 183 и сл.

* Так называемый «локон юности» — короткая косичка сбоку — обычная детская прическа.

[14] Wr. Atl., I, 112 (Panehsy).

[15] Paheri, с. 3.

[16] Petosiris, с. 13.

[17] Bibl. eg, VII, 104 (Pap. Lansing).

[18] Paheri, c. 3.

[19] H?rodote II.14; Wr. Atl., I.

[20] De Iside et Osirise, 70.

[21] Montet. Vie priv?e, c. 191; Moret. La mise ? mort du dieu en ?gypte. P,, 1927, c. 33-35.

[22] Deut?ronome, 11, 10-11.

[23] Th. T. S., III, 10; Wr. Atl., I, II, 191, 232; ср.: Berger Suzanne. Some Scenes of Land Measurement — J. E. A., XX, 54 и табл. Х.

* Ошибочная точка зрения. См.: ХДВ. Ч. I, с. 83-89.

[24] Bibl. eg., IV, № 4; J. E. A., XIII, 193, ssq.

[25] Wr. Atl., I, 14, 19.

[26] Petosiris, надпись 52.

[27] Montet. Vie priv?e, c. 202.

[28] Petosiris, надписи 51 и 52.

[29] Рельеф из Лейдена, cat. № 50 (Wr. Atl., XX, 1, 422). Мемфисские рельефы времен Древнего царства подтверждают, что тогда урожай увозили на ослах (Montet. Vie priv?e, c. 206).

[30] Wr. Atl., I, 61 (Panehsy).

[31] Paheri, 3. Аналогичные изображения см.: Wr. Atl., I.

[32] Wr. Atl, I, 193, 346, 231.

[33] Mem. Tyt, I, 120, а также см. ссылку на примеч. 32.

* Псалмы, 125, 5-6.

[34] Psaueme 126, 5.

[35] Mem. Tyt., I, с. 64; Blackmann Winifred S. Some Occurrence of the Corn-Aruseh. — J. E. A., VII, c. 235.

[36] Gauthier. Les f?tes de dieu Min, c. 225.

[37] Mem. Tyt., V, 30; Wr. Atl., I, 19, 422 (Leide, cat. № 50), 193, 346. Кроме того, уборка льна изображена в гробницах Среднего царства в Бенихасане, Эль-Берше и Меире; ср.: Petosiris, табл. 13.

[38] Maspero. Contes populaires, 4е ?d., c. 43.

[39] Gaillard. Sur deux oiseaux figur?s dans les tombeaux de Beni-Hassan. — K?mi, II, 19-40.

[40] Montet. Vie priv?e, c. 260-265.

[41] Wr. Atl, I, 33 (Berlin, № 18540).

[42] Pap. Harris, I, 20 b, 8.

[43] Gaillard. Les t?tonnements des Egyptiens de l'Ancien Empire ? la recherche des animaux ? domestiquer. — Revue d'ethnographie et de sociologie, 1912.

[44] Pap. Lansing, табл. 3, 8, 10.

[45] «Князь» Эль-Каба. Рении, насчитал 122 быка, 100 баранов, 1200 коз и 1500 свиней (Urk., IV, 75).

* Вероятно, лошадь появилась в долине Нила в эпоху гиксосского владычества.

[46] Рамсес III всемерно старался увеличить поголовье скота в Египте: «Я дал тебе [Амону] стада на юге и стада на севере, быков и всякой птицы, и мелкого скота сотни тысяч, с надсмотрщиками за быками, писцами, надсмотрщиками за зерном, стражниками и многочисленными пастухами» (Рар. Harris, I, 7, 9). Ориксы всегда приносились в жертву в храмах, и Рамсес III посылает за ними охотников в пустыню (Рар. Harris, I, 28).

[47] Th. T. S., IV, 8.

[48] Остракон из Дейр-эль-Медина, 2159; Maspero. Histoire, T. II, с. 219 (всадник из гробницы Хоремхеба в музее Болоньи).

[49] Maspero. Egypte. — Ars Una.

[50] Montet. Vie priv?e, гл. III.

[51] Newberry. El Bersheh. T. I, c. 18.

[52] Lefebure. Petosiris, тексты 46, 48.

[53] Mem. Tyt., II, 12 (Pouyemr?); Wr. Atl., I, 264 (Anna).

[54] Th. T. S., III, 31; Wr. Atl., I, 183 (Ouserhat).

[55] Mem. Tyt., V, 30 и 34.

[56] Wr. Atl., I, 395.

[57] Montet. Vie priv?e, вся гл. I; Wr. Atl., I, 433 (Br. Mus. 37977); Wr. Atl., I, 117 (Baki); Wr. Atl., I, 343 (Senemi?t); Mem. Tyt, I, 24 (Nakht); II, 9 (Pouyemr?); Wr. Atl., I, 2 (Menna).

* Точнее, метательная палка, так как в отличие от австралийского этот бумеранг не возвращается. {И тем не менее его традиционно кличут именно бумерангом. Кстати, австралийский боевой бумеранг (в отличие от охотничьего, тоже не возвращается. — HF}

* См.: Большаков А. О. Сцена драки лодочников в старо-египетских гробничных изображениях. — Советская этнография, 1983, № 3, с. 105-112.

[58] Montet. Vie priv?e, c. 73; Mem. Tyt., II, 15, 18, 19. Поучение Аменемхата, сына Дуауфа, § 19 и 20.

[59] Wr. Atl., I, 250.

[60] Wr. Atl., I, 250 (Horemheb); Mem. Tyt., V, 30, 35 (Apouy); Mem. Tyt., II, 65 (Pouyemre); Montet. Vie priv?e, c. 23-41.

[61] Wr. Atl., I, 354, 117, 40, 343, 70, 294, 2, 183, 77; Mem. Tyt., I, 24; Davies. Ken-Amun, c. 51.

[62] Th. T. S., табл. l и c. 28 (Amenemhat); Wr. Atl., I, 271 (Amenemheb).

[63] Mem. Tyt. V, 30; Mem. Tyt, I, 24; Wr. Atl., I, 2, 343, 423.

[64] Montet. Vie priv?e, c. 42; Mem. Tyt., V, 30; Wr. Atl., I, 184, 24, 344: Mem. Tyt., I, 22-23; Mem. Tyt, II, 15; Wr. Atl., I, 249.

[65] Montet. Vie priv?e, c. 6-8, 66. В храме Эдфу богиня Сехет говорит фараону: «Я даю тебе всех птиц в их прудах» (Edf., II, 164).

[66] Th. T. S., V, 9.

[67] Рар. Harris. I, 28, 3-4.

[68] Th. T. S., II, 6-7; Th. T. S., I, 9; Wr. Atl., l, 53; Mem. Tyt., II, 7; Davies. Five Theban Tombs, c. 12, 22, 40.

[69] Davies. Ken-Amun, c. 48.

[70] Davies. Five Thoban Tombs, c. 12.

[71] Davies. Five Theban Tombs, c. 23-24; Wr. Atl., I, 53. 32.

[72] Wr. Atl, I, 26.