I. Административный аппарат
В Египте с самых древних времен была очень грамотная администрация. Уже в эпоху I династии писцы оттискивали на глиняных пробках кувшинов свои имена и титулы с помощью цилиндрических печатей. Все, кого мы знаем благодаря статуе, стеле или гробнице, имели по крайней мере один титул. А кое-кто мог принести целый список из дюжины титулов. В период Древнего царства титулов и должностей развелось так много, что перечень их заполнил бы целый том. До нас дошел справочник египетской иерархии времен Рамессидов.[1] Во главе стоят боги, богини и второстепенные божества, царствующий фараон, его супруга, божественная мать фараона и царские дети. Далее следуют судьи и советники, среди которых везир и назначенный фараоном первый советник, и все сановники, имеющие счастье жить возле солнца, крупные военачальники, писцы царской библиотеки, управляющие, глашатаи, носильщик зонта, носильщик опахала, царские писцы, начальники «белого дома», главный писец верховного суда, писцы — сборщики налогов.
Во втором списке перечислены представители фараона за границей, в «колониях» и городах, царские посланцы, хранитель печати «дома моря», ответственный за устья каналов. Одних специальных должностей — легион! Каждый из этих высших чиновников располагал собственным многочисленным штатом. Правители номов старались жить в своих резиденциях, как фараон в своей столице, и содержали массу служителей по примеру царского двора. Такой бог, как Амон, обладал несметными богатствами, которые находились в ведении жреческой администрации со строгой иерархией.[2] У первого пророка были управляющий дома, «камергер», хранитель покоев, писцы, начальник моряков и начальник слуг. Второй пророк тоже имел штат чиновников, приставленных [251] к его персоне. Даже четвертый пророк чувствовал бы себя несчастнейшим из смертных, если бы на всех выходах его не сопровождала маленькая свита. Далее следует перечислить целый ряд управляющих, высших чиновников и писцов, которые распределяли между собой обязанности по выполнению решений высшего совета жрецов. Главные среди этих чиновников — хранители и писцы казначейства, хранитель печати храмовой казны, хранитель большой печати дома Амона. Не столь всемогущий и прославленный, как Амон, но все же владыка Ипу (Ахмим) и Коптоса, бог Мин имел помимо многочисленных жрецов значительный административный аппарат — писцов, начальников работ, отвечавших за стада, за ткацкие мастерские, за транспорт, а кроме того, кладовщиков и счетоводов.[3] Как и во всех странах, чиновничье племя стремилось размножиться, а не сократиться. Рамсес III за тридцать один год своего правления обогатил всех богов Египта, и каждому расширению их владений соответствовало появление новых должностей. Требовалось все больше писцов, чтобы собирать налоги, следить за их перевозкой, надзирать за рабами, содержать в порядке каналы и дороги, набережные и склады.
[1] Maspero. Un manuel de Hi?rarchie egyptierme. — ?tudes ?gyptiennes. T. II, c. 1-66.
[2] Lefebvre. Histoirу des grands pr?tres d'Amon de Karnak, гл. II.
[3] Gauthier. Le personnel du dieu Min. Le Caire, 1931.
[4] См. стелу «400-летия»: K?mi, IV, 210-212.
[5] Urk., IV, 1020-1021.
[6] Декрет из Наури: Bibl. e. g., IV.
[7] Lefebvre. ук. соч., с. 127-128.
[8] Papyrus moral de Boulaq, VII (Maspero. Histoire. T, II, c. 503).
[9] Verite et Mensonge, Pap. ehester Beatty, II, 5.
[10] Maspero. Hymne au Nil, табл. XIII и с. 19.
[11] Pap. Anastasy, I, 13, 5 ssq.: Gardiner. Eg. Hieratic Texte. Lpz., 1911, c. 16-34.
[12] Bibl. eg., VII, 23-24. Подобные тексты см.: Bibl. eg., VII, 35.
[13] Bibl. eg., VII, 47.
[14] Bibl. eg., VII, 47; Pleyte и Rossi. Les papyrus hi?ratiques de Turin; Pap. moral de Boulaq, c. 3-6, 11.
[15] Pap. moral de Boulaq.
[16] Loret M?langes. BIFAO, XXX, 497.
[17] Urk., IV, 1044-1046.
[18] Lefebvre. ук. соч., с. 127 и сл.
* На весах взвешивали сердце покойного — вместилище его деяний. См. главу XII, § 2.
[19] ASAE, XL, 605.
[20] Maspero. Histoire. T. II, с. 347.
[21] Bibl. eg., IV.
[22] Bibl. eg., VII, 5. История трех учеников жрецов, взятых в войско фараона.
[23] Urk., I, 23.
[24] Siout, I, 223-229. В гробнице Пуиемра в Фивах — такое же предупреждение (K?mi, III, 46-48).
[25] Надпись в храме Редезие: Bibl. eg., IV.
[26] Lefebvre. ук. соч., с. 213.
* Апопи, Апоп — гигантский змей, враг солнца, над которым Ра неизменно одерживал победу, благодаря чему наступал новый день.
[27] St?le 138 du Br. Mus; Robichon et Varille. Le temple du scribe royal Amenhotep, fils de Hapou, c. 3-4.
[28] События известны из: Papyrus Abbott: Moller. Hieratische Lesest?cke. T. III, c. 16 и сл. и см.: Papyrus Amherst et Leopold, edites par J. Capart et Alan H. Gardiner, Bruxelles, 1939.
[29] Pap. Br. Mus. 10054, R° 2, 7.
[30] Pap. Br. Mus. 10054, R° III, 7-9.
[31] Pap. Br. Mus. 10053, V° III, 6-16.
[32] Pap. Br. Mus. 10403 I 6 ssq; Peet T. Eric. The Mayer papyri A and B.
[33] Pap. Br. Mus. 10052, II, 14-30; XI, 4-9.
[34] Там же, III, 16-17.
[35] Там же, I, 6; II, с. 16.
[36] Гробница Мерерука, А 4 sud.
[37] Pap. Br. Mus. 1002, IV, 6-14.
[38] О свите посланцев северных стран см.: Montet. Reliques de l'art Syrien dans l'?gypte du Nouvel Empire. P., 1937.
[39] Th. T. S., IV, 23-30. Comparer Wr. Atl., I, 35, 56, 224 (Amiseba); 247-248 (Haremheb); 265 (Айва); 270-284-285 (Amenmos?); 292, 293, 336, 337 (Rekhmar?); Maspero. Histoire. T. II, c. 269 (temple de Neit Ou?ly); Medinet-Habu, 11.