Египет нашего времени - очерки

Назад в Экскурсионный отдых в Египте
1
Никогда не засыпающий Каир
2
Древние Фивы в Луксоре
3
Неразгаданные тайны Александра Македонского и царицы Клеопатры
4
Египет Александра Македонского
5
Клеопатра - последняя царица Египта
6
Египетские страницы российской истории
7
Война 1973 года - последняя?
8
Кэмп-Дэвид: — модель новой политики
9
Русские ушли - американцы вернулись
10
Коллективный поиск решений во второй половине 80-х годов
11
"Мадридский экспресс" среди пирамид оружия
12
Отношение внутри арабского братства
13
“Нефтяные доллары” летят в трубу войны
14
США и Россия призывают арабов к миру и продают им оружие
15
На финише XX века
16
Города-спутники в пустыне
17
Возрожденный Суэц
18
Синай - египетский
19
Асуанская быль
20
Исламский фактор
21
Каир от рассвета до рассвета
22
Каир - в старом городе
23
В Хан-эль-Халиле
24
Вдоль частокола минаретов
25
В новом городе Каир
26
У «Андрэ», напротив пирамид
27
Мусульманский пост рамадан
28
Эта ночная светская жизнь
29
Александрия моей памяти
30
Достопримечательности города Александрия
31
Трехлетняя война (июнь 1967 - август 1970 гг.)
32
Александрия - что мы любили в 60-х
33
«Алекс» 90-х годов
34
Одной рукой в ладоши не хлопнешь
35
Хроника взаимного российско-египетского «инфитаха»
36
О трудовом подвиге россиян в Египте
37
Из-под арабской желтой каски синели русские глаза
38
Тайна, которую скрывало арабское слово «хубара» (специалисты)
39
Русские «мусташарун» (советники) в арабской военной форме
40
Русские «аскариюн»(боевики), заставившие воевавших заговорить о мире
41
Эвакуация
42
На юг, вдоль Суэцкого залива
43
У губернатора Южного Синая
44
По христианским местам
45
В монастыре Святой Екатерины
46
К заповеднику на мысе Мухаммед
47
На север, к земле обетованной
48
Вторая мировая война и Египет
49
Ливийский Тобрук - предвестник египетского Эль-Аламейна
50
Факел загорелся у эль-Аламейна
51
«Второй фронт»
52
Когда отгремели бои
53
Суэцкая кампания (1956-1957 гг.), о которой никто не забыл
54
Почему война была короткой?
55
Насер - Хрущев: дружба-дуэль
56
Семнадцать пирамид Хеопса поперек Нила в Асуане
57
Покорение непокорных просторов
58
Свет нового Асуана
59
Ответ оппонентам
60
О монументе дружбы
61
Дважды рожденный Абу-Симбел
62
Тайна, которую хранила пустыня
63
Как храм Хатор стал храмом Нефертари
64
Потревоженные боги
65
По путям русских паломников
66
У пирамид
67
Земля фараонов
Главная Очерки - Египет нашего времени

В монастыре Святой Екатерины

Женщину, в честь которой назван монастырь, звали в миру Доротеей. Она родилась в Александрии в 294 году н. э. Это была красавица из аристократической семьи, изучавшая риторику, философию, поэзию, музыку, астрономию и медицину. Ее лично знал император. Но однажды какойто сирийский монах рассказал ей об Иисусе Христе, и она стала фанатичной христианкой. Даже нарекла себя Екатериной. К ней подсылали десятки самых высокопоставленных вельмож. Но не ее, а она обращала их в свою веру. И постепенно стала опасной для того общества. Ее публично казнили, но не успели похоронить - тело исчезло.

Через три века монахи монастыря, сооруженного по велению Юстиниана у подножья горы Хорив на высоте 1720 метров над уровнем моря, нашли на соседней безымянной вершине, самой высокой на Синае, забальзамированное тело Екатерины. Монахи спустили останки вниз и положили в золотой гроб в церкви. Именем Екатерины, причисленной к святой, была названа гора, где нашли ее тело, а в XI веке и монастырь, в котором были погребены ее останки. Началось массовое паломничество из Европы. Паломничество, не утихаемое до сих пор. В 1860 г. русские принцессы подарили монастырю золотую крышку на саркофаг святой размером 69х27 вершков с изображением ее портрета. Тысячи православных русских считали своим долгом посетить монастырь на пути к святым местам в Иерусалим. В 1871 г. они привезли сюда еще один подарок - 9 чугунных колоколов, с тех пор извещающих о начале божественной литургии.

Невероятно, но факт: какая-то неведомая сила веками оберегает монастырь, отмечавший в 1966 г. свою 1400-летнюю годовщину. В доисламский период никто из властителей Синая не тронул его обитателей. На заре арабских завоеваний, в 625 г., делегация монахов монастыря посетила Медину и получила из рук самого пророка Мухаммеда «Прокламацию о протекции» - документ, до сих пор хранящийся в монастыре. Во времена крестоносцев, с 1099 по 1270 гг., действовал специальный «Синайский приказ», обязывавший членов Ордена оказывать содействие путникам, направлявшимся в монастырь из Европы. Турецкие владыки сохранили за монастырем все права и учредили для него специальный статус, что было оговорено в рескрипте султана Селима I в 1517 г. Даже Наполеон, войска которого оккупировали Египет в 1797-1804 годах, 19 декабря 1798 г. подписал Декларацию, содержавшую параграфы о правах и привилегиях монастыря, и этот документ нам удалось подержать в руках. Известно, что Россия после распада в XV веке Византийской империи взяла на себя опеку православной веры и ее служителей. Щедрые дары стал получать и стоящий у «святых мест» Синая монастырь, первым официальным российским посетителем которого стал смоленский архимандрит Грефений (1400 г.)...

Ну, и наконец-то, наша машина, петлявшая среди гор, достигла вади Раха (долина Отдыха). Впереди высоченная гора - полная копия того, что описано в библейском Ветхом завете. Налево, примерно в километре от развилки дороги, белеют зажатые горами желтоватые стены монастыря. Направо - одноэтажные домики, сложенные из щебня, - туристическая деревня, в которой

останавливаются путники.

Надо сказать, что и вблизи, и издали монастырь своими размерами не впечатляет. Это -

прямоугольник со сторонами 85 и 70 метров с непропорционально большими стенами,

достигающими местами 15-метровой высоты. Прием посетителей только до обеда. Мы приехали позже и потому металлическая дверь в проеме стены уже была закрыта. Постучали. Скрипучая дверь приоткрылась. Оттуда выглянул бедуин-привратник. «Кто такие?» - привратник строг, взгляд колюч.

-«Путники из Москвы. У нас письмо к отцу Михаилу». -»Подождите».

Управляющий делами монастыря - приветливый грек средних лет. Выслушав нас, сказал

привратнику: «Пропустите. Они - ортодоксы из Москвы». Нам же добавил: «Смотрите, что хотите, но в церкви сейчас молятся монахи. Пожалуйста, не мешайте им». И написал кому-то записку, чтобы нам не чинились препятствия. Своего рода письменное разрешение на экскурсию.

В монастыре автору этих строк доводилось бывать и ранее и потому письмо к отцу Михаилу от его друзей из Каира сыграло свою роль, поскольку далеко не каждому путнику тут предоставляют возможность быть гостем управляющего - отца Михаила, а тем более настоятеля монастыря архиепископа Демьяноса, являющегося главой автокефальной (то есть самостоятельной) Синайской православной церкви. Церковь ничем не отличается от нашей русской, даже одежды у священников те же, но служители здесь - греки, богослужение идет на греческом языке, и общение тоже.

Мне довелось бывать в этой церкви на Пасху, когда литургия была торжественной и красочной. На сей раз шла обычная служба. В церкви полутемно. В массивных бронзовых люстрах, свешивающихся с потолка, горят свечи, язычки пламени которых отражаются в ликах святых на ближайших иконах. Четыре монаха молятся, дьяк монотонно читает священное писание. Кто-то неслышно приблизился к нам. Кивнул, вопрошая: «Кто такие?» Мы даем монаху записку отца Михаила. В ответ разрешающее движение рукой: «Присутствуйте, помолитесь». И одновременно палец к губам: «Не шумите». После службы монах ведет в маленькую комнату, что за алтарем. Перед входом снимает обувь. Мы - тоже. Ныряем вслед за монахом в узкую дверь и ступаем на «святую землю» - в часовню Неопалимой купины: под алтарем ее корни. Сам же куст растет снаружи, «отойдя» за минувшие века от часовни на несколько метров. Потом, снаружи, мы долго разглядываем его. От земли куст отделяет клумба высотой метра два. Зеленые листики несгораемого терновника, из пламени которого Моисею, по преданию, явился ангел и поведал, что под ним «земля святая». Постояли, поклонились, помолчали.

Уникальна иконная галерея монастыря, насчитывающая 2000 икон различных школ. Среди них русские: «Богоматерь Иверская», «Господь Вседержатель», датированные 21 декабря 1754 г.,

»Рождество Пресвятой Богородицы» (XVII век), «Благовещенье» (XVIII век) и другие. Библиотека монастыря, хранящая 3,5 тысяч рукописей-манускриптов и 5 тысяч старинных книг, по собранию религиозной литературы - уступает лишь Ватикану. Самый древний манускрипт - библия V века, известная еще как Сирийский кодекс. В 1865 г. немецкий ученый Тишендорф обнаружил рукописный вариант Ветхого и Нового заветов, выполненных на греческом языке в IV веке. По месту находки манускрипт назвали Синайским. По просьбе России, финансировавшей изыскания, манускрипт был отправлен в Петербург и издан в 1862 г., за что император Александр II пожаловал монастырю 9000 рублей. Но вернуть манускрипт помешала революция. Более того, в 1933 г. советские власти продали Синайский кодекс Британскому музею в Лондоне за 100 тысяч фунтов стерлингов, и это был единственный случай, омрачивший складывавшиеся веками хорошие отношения монастыря с Россией.

По преданию, Моисей, вернувшийся к Неопалимой купине через несколько месяцев, по зову Бога поднялся на вершину соседней горы, где Господь вручил ему каменные скрижали веры и изрек свои

10 знаменитых заповедей. По этой же тропе, сначала пологой, а в конце почти вертикальной, отправились ночью и мы, чтобы встретить лучи солнца на вершине. Путь в 3750 шагов, или 13 километров, обозначен камнями, которые один за другим веками клали монахи, когда поднимались на священную гору.

Из туристической деревни двинулись около двух ночи в кромешной мгле. По пути, через каждые триста-пятьсот метров, горят свечки кафетериев, если так можно назвать сооружения из камней. Там можно отдохнуть на половичках, постеленных поверх каменных уступов, утолить жажду пепсиколой или чаем, что предлагают замотанные в платки горцы-торговцы. Расторопные путники нанимают верблюдов, погонщики которых показывают путь. Последняя треть этого пути - почти вертикальный подъем, не по силам даже верблюдам.

И вот в пол-шестого утра мы наверху. Незабываемое зрелище: ночь и рассвет на святой горе. Черное небо на востоке постепенно синеет, светлеет. Бледнеет луна. Гаснут звезды. Мгновение - и из темной полосы горизонта над силуэтами гор выглядывает золотистый косячок солнца, словно глаз господний. Желтоватые искорки света рассыпаются по окрестности. Очертания гор быстро становятся различимыми, отодвигая куда-то в небытие мрачную мглу горизонта. Лучи солнца заливают вершины. Начинается день...

Здесь, на горе Моисея, прямо на камнях растут и никогда не увядают цветы. Сами же камни особенные: на них отчетливо виден рисунок - зеленая веточка и мираж огня, словно куст продолжает гореть и не сгорать. Вся скала, на какие бы части ее не крошили, насквозь пропитана такими рисунками-откровениями. Необъяснимо, но факт.

Спуск вниз длился столько же. И далее, с Богом, мы отправляемся дальше.

Дальше пути наших паломников расходились. До Нувейбы, что на Акабском заливе, все двигались одной дорогой. Затем ортодоксальные паломники (до 1917 г.) шли на север, в сторону Иерусалима. «Новые» наши русские, особенно в 90-х годах XX века, предпочитают сначала направиться на юг Синая, на курорт в Шарм-эш-Шейхе и в заповедник, что на мысе Рас-Мухаммед, а уж потом катятся на север, к Табе и в Израиль.

Поехали и мы по «новым» путям.