Египет нашего времени - очерки

Назад в Экскурсионный отдых в Египте
1
Никогда не засыпающий Каир
2
Древние Фивы в Луксоре
3
Неразгаданные тайны Александра Македонского и царицы Клеопатры
4
Египет Александра Македонского
5
Клеопатра - последняя царица Египта
6
Египетские страницы российской истории
7
Война 1973 года - последняя?
8
Кэмп-Дэвид: — модель новой политики
9
Русские ушли - американцы вернулись
10
Коллективный поиск решений во второй половине 80-х годов
11
"Мадридский экспресс" среди пирамид оружия
12
Отношение внутри арабского братства
13
“Нефтяные доллары” летят в трубу войны
14
США и Россия призывают арабов к миру и продают им оружие
15
На финише XX века
16
Города-спутники в пустыне
17
Возрожденный Суэц
18
Синай - египетский
19
Асуанская быль
20
Исламский фактор
21
Каир от рассвета до рассвета
22
Каир - в старом городе
23
В Хан-эль-Халиле
24
Вдоль частокола минаретов
25
В новом городе Каир
26
У «Андрэ», напротив пирамид
27
Мусульманский пост рамадан
28
Эта ночная светская жизнь
29
Александрия моей памяти
30
Достопримечательности города Александрия
31
Трехлетняя война (июнь 1967 - август 1970 гг.)
32
Александрия - что мы любили в 60-х
33
«Алекс» 90-х годов
34
Одной рукой в ладоши не хлопнешь
35
Хроника взаимного российско-египетского «инфитаха»
36
О трудовом подвиге россиян в Египте
37
Из-под арабской желтой каски синели русские глаза
38
Тайна, которую скрывало арабское слово «хубара» (специалисты)
39
Русские «мусташарун» (советники) в арабской военной форме
40
Русские «аскариюн»(боевики), заставившие воевавших заговорить о мире
41
Эвакуация
42
На юг, вдоль Суэцкого залива
43
У губернатора Южного Синая
44
По христианским местам
45
В монастыре Святой Екатерины
46
К заповеднику на мысе Мухаммед
47
На север, к земле обетованной
48
Вторая мировая война и Египет
49
Ливийский Тобрук - предвестник египетского Эль-Аламейна
50
Факел загорелся у эль-Аламейна
51
«Второй фронт»
52
Когда отгремели бои
53
Суэцкая кампания (1956-1957 гг.), о которой никто не забыл
54
Почему война была короткой?
55
Насер - Хрущев: дружба-дуэль
56
Семнадцать пирамид Хеопса поперек Нила в Асуане
57
Покорение непокорных просторов
58
Свет нового Асуана
59
Ответ оппонентам
60
О монументе дружбы
61
Дважды рожденный Абу-Симбел
62
Тайна, которую хранила пустыня
63
Как храм Хатор стал храмом Нефертари
64
Потревоженные боги
65
По путям русских паломников
66
У пирамид
67
Земля фараонов
Главная Очерки - Египет нашего времени

Мусульманский пост рамадан

В Каире он соблюдается повсеместно, и нам довелось при сем присутствовать. Первая ночь - это массы бодрствующих и непрерывно едящих что-то людей. И - конвейер зрелищных мероприятий, с танцовщицами, клоунами, музыкой, танцами. Огни какого-то миража и мираж огней, звуков, слез и смеха «всю ночь напролет до зари».

Что же все-таки это такое, мусульманский рамадан? Это пост, который, по Корану, каждый мусульманин должен соблюдать в месяц рамадан по лунному календарю. В течение месяца в дневное время суток, от восхода до заката солнца, человек, который постится, должен воздерживаться от пищи, питья, прикосновения к женщине, ему запрещается также курить, принимать лекарства или уколы, нельзя говорить непристойности, лгать или совершать обманные поступки, злословить, порочить другого, нельзя смотреть с похотью на окружающих...

На практике для каждого мусульманина день как бы превращается в ночь, ночь - в день. Когда белая и черная нитки становятся неразличимыми, в Каире раздается выстрел пушки, и огромный сити мгновенно затихает. Все пьют и едят, кто где. Полицейский в полиции, бандит в тюрьме, богатый - в кругу семьи, бедный - где-либо в подворотне. Не горят светофоры на улицах, закрыты все лавки и офисы.

Сижу и смотрю на все это на улице Пирамид, в кафе. Вот некто сел напротив. Махнул рукой. Официант откликается: «Айва!» («Сейчас»). И бежит к столику с подносом. На нем бутыль

минеральной воды, салаты, холодная закуска в разных тарелочках, дымящийся кусок мяса, прикрытый сверху кружком, чтобы ничего не остыло, еще какая-то местная снедь. Некто сначала жадно пьет воду, потом откусывает кусок лепешки и обмакивает ее в тарелку с приправой (это «тахина» - смесь растительного масла с тертым орехом), затем принимается за закуски, мясо, салаты. Ест не спеша, ни на кого не глядя. Опорожнив все, поднимает руку. Тут же звучит откуда-то «Айва», и перед столиком, словно из-под земли, вырастает официант. «Валлахи» («Во имя Аллаха»), говорит скороговоркой посетитель: «Гат кяман...» («Принеси-ка еще...»). И заказывает сладости, фрукты. Через полчаса - кофе, затем просит принести кальян, который курит с довольствием и благоговением, глубоко затягиваясь.

Часа через два-три город приходит в движение. Все шумит, гудит, сверкает, поет, орет, веселится. Все и вся на улицах. Лавки открыты, люди наслаждаются, как могут. В полночь молитва, за ней - «гада» - обед (после заката солнца то был только завтрак), затем бодрствование до еще одной молитвы, и перед тем, как белая и черная нитки станут различимы, то есть перед восходом солнца, надо успеть еще раз поесть. На этом собственно говоря, «ночной» день рамадана заканчивается. Человеку надо поспать и ехать на работу, которая в дни поста начинается на час позже. В первые недели две все это терпимо, на финише, по-моему, становится тяжеловато. Некоторые каирцы худеют от поста на семь-девять килограммов, иные болеют, но все терпят.

В Каире, в отличие от других исламских столиц, где мне приходилось бывать, выполнение правил поста не такие уж строгие. Возможно, это потому. что там есть еще и христиане, и представители других религий, но я не видел, чтобы за несоблюдение того или иного рамаданского ритуала публично осуждали или предавали судам шириата. Ведь, кроме горожан в Каире ежедневно находятся тысячи туристов и просто приезжих иностранцев.

В дни рамадана европеец, конечно, испытывает определенные неудобства, особенно днем (открыто, чтобы не демонстрировать некое пренебрежение к местным обычаям, приходится не курить, не пить воду и т. д.), решение многих дел, конечно же, затягивается, но в целом это сносно переносится, когда месяц рамадан приходится на осенний и зимний сезоны, и несколько труднее, когда рамадан бывает летом. Пост есть пост. Он и у нас, христиан, такой же примерно, как и у мусульман.