Мусульманский пост рамадан
В Каире он соблюдается повсеместно, и нам довелось при сем присутствовать. Первая ночь - это массы бодрствующих и непрерывно едящих что-то людей. И - конвейер зрелищных мероприятий, с танцовщицами, клоунами, музыкой, танцами. Огни какого-то миража и мираж огней, звуков, слез и смеха «всю ночь напролет до зари».
Что же все-таки это такое, мусульманский рамадан? Это пост, который, по Корану, каждый мусульманин должен соблюдать в месяц рамадан по лунному календарю. В течение месяца в дневное время суток, от восхода до заката солнца, человек, который постится, должен воздерживаться от пищи, питья, прикосновения к женщине, ему запрещается также курить, принимать лекарства или уколы, нельзя говорить непристойности, лгать или совершать обманные поступки, злословить, порочить другого, нельзя смотреть с похотью на окружающих...
На практике для каждого мусульманина день как бы превращается в ночь, ночь - в день. Когда белая и черная нитки становятся неразличимыми, в Каире раздается выстрел пушки, и огромный сити мгновенно затихает. Все пьют и едят, кто где. Полицейский в полиции, бандит в тюрьме, богатый - в кругу семьи, бедный - где-либо в подворотне. Не горят светофоры на улицах, закрыты все лавки и офисы.
Сижу и смотрю на все это на улице Пирамид, в кафе. Вот некто сел напротив. Махнул рукой. Официант откликается: «Айва!» («Сейчас»). И бежит к столику с подносом. На нем бутыль
минеральной воды, салаты, холодная закуска в разных тарелочках, дымящийся кусок мяса, прикрытый сверху кружком, чтобы ничего не остыло, еще какая-то местная снедь. Некто сначала жадно пьет воду, потом откусывает кусок лепешки и обмакивает ее в тарелку с приправой (это «тахина» - смесь растительного масла с тертым орехом), затем принимается за закуски, мясо, салаты. Ест не спеша, ни на кого не глядя. Опорожнив все, поднимает руку. Тут же звучит откуда-то «Айва», и перед столиком, словно из-под земли, вырастает официант. «Валлахи» («Во имя Аллаха»), говорит скороговоркой посетитель: «Гат кяман...» («Принеси-ка еще...»). И заказывает сладости, фрукты. Через полчаса - кофе, затем просит принести кальян, который курит с довольствием и благоговением, глубоко затягиваясь.
Часа через два-три город приходит в движение. Все шумит, гудит, сверкает, поет, орет, веселится. Все и вся на улицах. Лавки открыты, люди наслаждаются, как могут. В полночь молитва, за ней - «гада» - обед (после заката солнца то был только завтрак), затем бодрствование до еще одной молитвы, и перед тем, как белая и черная нитки станут различимы, то есть перед восходом солнца, надо успеть еще раз поесть. На этом собственно говоря, «ночной» день рамадана заканчивается. Человеку надо поспать и ехать на работу, которая в дни поста начинается на час позже. В первые недели две все это терпимо, на финише, по-моему, становится тяжеловато. Некоторые каирцы худеют от поста на семь-девять килограммов, иные болеют, но все терпят.
В Каире, в отличие от других исламских столиц, где мне приходилось бывать, выполнение правил поста не такие уж строгие. Возможно, это потому. что там есть еще и христиане, и представители других религий, но я не видел, чтобы за несоблюдение того или иного рамаданского ритуала публично осуждали или предавали судам шириата. Ведь, кроме горожан в Каире ежедневно находятся тысячи туристов и просто приезжих иностранцев.
В дни рамадана европеец, конечно, испытывает определенные неудобства, особенно днем (открыто, чтобы не демонстрировать некое пренебрежение к местным обычаям, приходится не курить, не пить воду и т. д.), решение многих дел, конечно же, затягивается, но в целом это сносно переносится, когда месяц рамадан приходится на осенний и зимний сезоны, и несколько труднее, когда рамадан бывает летом. Пост есть пост. Он и у нас, христиан, такой же примерно, как и у мусульман.