Кэмп-Дэвид: — модель новой политики
17 сентября 1978 г. в загородной резиденции президента США - Кэмп-Дэвиде состоялась встреча руководителей трех государств: США, Египта и Израиля — с целью “поиска мира на Ближнем Востоке”. Были подписаны два соглашения: “Рамки для заключения мирного договора между Египтом и Израилем” и “Рамки мира на Ближнем Востоке”. После этого, 26 марта 1979 г., в Вашингтоне был подписан “мирный договор” между АРЕ и Израилем.
Заключение этого “договора” было сделано Садатом без консультаций с Лигой арабских стран, в нем не участвовали другие заинтересованные стороны: ООП, соседние с Израилем страны, Советский Союз и другие постоянные члены Совета Безопасности ООН, что вызвало с их стороны немалую критику. Согласно “мирному договору”, израильские войска покинули в апреле 1982 г. Синайский полуостров, территория которого была возвращена Египту. По египетско-израильскому мирному договору, подписанному в 1979 г., на границе между ними расположились многонациональные силы. Они контролировали 20-километровую полосу с египетской стороны и 2-километровую - с
израильской. В составе многонациональных сил тогда было много военнослужащих, а к 1998 г. осталось 1800 человек из 12 стран, половина из них американцы. Многонациональные силы не входят в систему ООН. Наблюдатели-ооновцы оказались оттесненными в глубь Синая. Тем не менее до начала 90-х годов их группа оставалась многочисленной. “Голубые береты” дежурили по двое-трое на пяти наблюдательных пунктах, разбросанных по Синаю, сменяясь каждую неделю. Правительство Египта дорожило их присутствием. Но под давлением Вашингтона ООН начала сокращать группу “в целях экономии”. Последний наблюдательный пункт в Эль-Арише был ликвидирован в ноябре 1996 г. Присутствие ООН в Египте чисто символическое. Здесь осталось всего четверо наблюдателей.
США, что было особо оговорено в договоре, обязались предпринять против Египта санкции в случае, если АРЕ нарушит или станет угрожать денонсацией договора. В “мирном договоре” было даже оговорено (статья VI), чтобы Египет отказался от союзнических обязательств перед арабскими странами, предусмотренных соглашением о совместной обороне членов Лиги арабских государств от 1950 г., но фактически это было делом формальным.
Были предусмотрены и меры по предоставлению палестинцам автономии, но переговоры так и не дали в те годы результатов из-за неуступчивости палестинцев и других арабских и неарабских стран. Предстояло “поиграть” в кровавый пинг-понг на ближневосточном столе еще 15 лет, прежде чем вернуться на исходное положение Кэмп-Дэвида и подписать уже в рамках “Мадридского процесса” израильско-палестинское соглашение от 13 сентября 1993 г.
Тогда же, в 1978 г, реакция на Кэмп-Дэвид была более, чем неоднозначной.
Выступая 25 сентября 1979 г. на XXXIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН, представитель СССР заявил: “Сепаратная сделка между Египтом и Израилем ничего не решает. Это — средство, призванное усыпить бдительность народов. Это — путь к накапливанию в еще больших масштабах горючего материала, способного вызвать на Ближнем Востоке новый взрыв”.
Что касается Вашингтона, то в отличие от администрации Картера, республиканцы не придавали первостепенного значения завершению переговоров между Израилем и Египтом по палестинской автономии. Государственный секретарь А. Хэйг заявил сразу же после вступления в должность, что администрация Рейгана будет поддерживать кэмп-дэвидскую формулу мирного урегулирования, но не считает ее основополагающей в решении ближневосточной проблемы.
Новая администрация в своей ближневосточной политике делала большой упор на поставки нефти из стран Персидского залива, однако и в новой стратегии Египту отводилось важной место. Кроме военной помощи (1,65 млрд. долл. ежегодно), Соединенные Штаты хотели реализовать идею своего военного присутствия в Египте. Кратчайшим путем к этой цели было размещение на Синае под видом “многонациональных сил” американского контингента из состава “сил быстрого
развертывания”. Администрация США наметила потратить в 1982 финансовом году 106,4 млн. долларов на совершенствование египетской авиабазы Рас-Банас, находившейся на оставляемой израильтянами части Синая. Египтяне дали согласие на складирование на этой авиабазе тяжелой техники для сил быстрого развертывания (СБР) и использование ее авиацией США в качестве аэродрома подскока в случае развертывания американских войск в районе Персидского залива., Однако Садат отказался подписать соглашение, по которому эта база становилась бы доступной американским войскам, и этот вопрос стал картой в сложной политической игре.
Перед первой встречей с Рейганом в Вашингтоне в августе 1981 г. Садат выступил в Александрии с заявлением, что он обеспокоен “пассивностью” США в отношении советских акций на Ближнем Востоке. Подобная “обеспокоенность” не прошла незамеченной в Вашингтоне, и во время визита Садат получил согласие администрации на поставку Египту 40 новейших истребителей F-16 и сделал заявку еще на 150 самолетов.
Смелый шаг в Кэмп-Дэвиде, на который решился Анвар Садат, стоил ему жизни — он был убит заговорщиками во время парада в октябре 1981 г., через месяц после того, как провел кампанию по подавлению оппозиции в Египте, в ходе которой было арестовано около 5000 человек.