Египет нашего времени - очерки

Назад в Экскурсионный отдых в Египте
1
Никогда не засыпающий Каир
2
Древние Фивы в Луксоре
3
Неразгаданные тайны Александра Македонского и царицы Клеопатры
4
Египет Александра Македонского
5
Клеопатра - последняя царица Египта
6
Египетские страницы российской истории
7
Война 1973 года - последняя?
8
Кэмп-Дэвид: — модель новой политики
9
Русские ушли - американцы вернулись
10
Коллективный поиск решений во второй половине 80-х годов
11
"Мадридский экспресс" среди пирамид оружия
12
Отношение внутри арабского братства
13
“Нефтяные доллары” летят в трубу войны
14
США и Россия призывают арабов к миру и продают им оружие
15
На финише XX века
16
Города-спутники в пустыне
17
Возрожденный Суэц
18
Синай - египетский
19
Асуанская быль
20
Исламский фактор
21
Каир от рассвета до рассвета
22
Каир - в старом городе
23
В Хан-эль-Халиле
24
Вдоль частокола минаретов
25
В новом городе Каир
26
У «Андрэ», напротив пирамид
27
Мусульманский пост рамадан
28
Эта ночная светская жизнь
29
Александрия моей памяти
30
Достопримечательности города Александрия
31
Трехлетняя война (июнь 1967 - август 1970 гг.)
32
Александрия - что мы любили в 60-х
33
«Алекс» 90-х годов
34
Одной рукой в ладоши не хлопнешь
35
Хроника взаимного российско-египетского «инфитаха»
36
О трудовом подвиге россиян в Египте
37
Из-под арабской желтой каски синели русские глаза
38
Тайна, которую скрывало арабское слово «хубара» (специалисты)
39
Русские «мусташарун» (советники) в арабской военной форме
40
Русские «аскариюн»(боевики), заставившие воевавших заговорить о мире
41
Эвакуация
42
На юг, вдоль Суэцкого залива
43
У губернатора Южного Синая
44
По христианским местам
45
В монастыре Святой Екатерины
46
К заповеднику на мысе Мухаммед
47
На север, к земле обетованной
48
Вторая мировая война и Египет
49
Ливийский Тобрук - предвестник египетского Эль-Аламейна
50
Факел загорелся у эль-Аламейна
51
«Второй фронт»
52
Когда отгремели бои
53
Суэцкая кампания (1956-1957 гг.), о которой никто не забыл
54
Почему война была короткой?
55
Насер - Хрущев: дружба-дуэль
56
Семнадцать пирамид Хеопса поперек Нила в Асуане
57
Покорение непокорных просторов
58
Свет нового Асуана
59
Ответ оппонентам
60
О монументе дружбы
61
Дважды рожденный Абу-Симбел
62
Тайна, которую хранила пустыня
63
Как храм Хатор стал храмом Нефертари
64
Потревоженные боги
65
По путям русских паломников
66
У пирамид
67
Земля фараонов
Главная Очерки - Египет нашего времени

Как храм Хатор стал храмом Нефертари

Рамзес II (1317-1250 гг. до н. э.), который правил страной до глубокой старости и умер в возрасте

89 лет, вел долгие войны на юге Египта, в Нубии, в Эфиопии и других районах своего обширного царства, где непрерывно возникали волнения и восстания против деспотизма фараона. Особенно часто его беспокоила Нубия, не желавшая подчиниться египтянам. И туда почти ежегодно правитель посылал войска для усмирения. Возвращаясь после очередного похода с трофеями и рабами, эти войска обычно останавливались в пещерном храме недалеко от Абу-Симбела, где они молились могущественной богине Хатор, попечительнице лучших человеческих качеств и их хранительнице.

И у фараона возникла мысль об использовании этого храма в интересах возвеличивания своей подруги жизни - Нефертари, любимой и старшей жены.

О красоте Нефертари ходили легенды и, конечно, это обстоятельство способствовало укреплению авторитета самого фараона. Если он уже при жизни объявил себя богом, то почему жена не могла стать богиней, тем более, что она была почитаема даже за пределами царства. И старый храм богини Хатор стал реставрироваться, чтобы стать храмом Нефертари. Срубаются старые изображения, возникают нежные силуэты и изваяния «божественной» Нефертари. Работы начались примерно в 1245 г. до н. э.

Мы подходим к этому «второму чуду» Абу-Симбела - храму Нефертари. Его компоновка особенная и нигде не повторяющаяся. Фасад оформлен шестью глубокими нишами, вырезанными в стене. Над ними мощный нависающий козырек. В простенках ниш вырезаны по камню хвалебные тексты. Из ниш выходят две троицы по обе стороны от центрального входа. Это - боги. Их размеры огромны, а сами они величественны: два божества женских - богиня Хатор и богиня Изида (богиня небес и земли) и четыре мужских - бог Птах, бог Амон-Ра, бог Рамзес II в качестве фараона Верхнего Египта и бог Рамзес II как фараон обоих Египтов. Боги женского рода имеют облик Нефертари, боги мужского рода - облик Рамзеса II. Потрясает динамизм фигур: кажется, что вот-вот боги выйдут из стены и обрушат на вас свою силу.

Исключительно эффектны внутренние помещения. Чисто женскую обитель здесь создают пластичные рельефы и желто-зеленая гамма расцветок стен. Неповторимы изображения Нефертари, неуловимо ласковое выражение придано ее лицу. Сам фараон изображен стройным и тонким, сильным и благородным, хотя в те годы ему уже было за 80.

Эти храмы, Рамзеса II и Нефертари, говорит наш гид, являясь объектом внимания всего человечества, испытывают на себе и «внимание» природы. Ветры пустыни настойчиво заносят их песком. Причем так сильно, что не помогают иногда и защитные стены, установленные еще в 1892 г. Действительно, песчаная поземка не прошла и мимо нас: мы наблюдали ее в течение всего пребывания в Абу-Симбеле. Песок колко хлещет по ногам, делает матовыми стекла, царапает сооружения, заносит низины, воздвигает холмы над такими храмами, как в Абу-Симбеле. Кто знает, может холм, на который мы взобрались, тоже прячет какой-нибудь доисторический памятник культуры: ведь египтологии, этой новой отрасли археологии, удалось только приоткрыть дверь в кладовую тайн - все еще впереди. Так говорят многие сотрудники службы древностей Египта. И это горячо доказывал нам добрый проводник Набиль.