Исламский фактор
Раньше, при президентах Г. Насере и А. Садате, мы почти не замечали того, что сейчас ощущается повсеместно, - настойчивая исламизация образа жизни населения. Так, находясь днем в здании редакции «Аль-Ахрам», мы были свидетелями, как все сотрудники, едва с соседнего минарета из громкоговорителя раздался призыв муэдзина к молитве, бросив дела, дружно вышли в коридор, стали в ряд (начальники впереди) и, протянув руки к небу, начали шептать молитву. Через несколько часов, когда с минарета снова раздался тот же призыв, действия повторились, причем молча, без комментариев и вздохов. И это в газете, которая модничает своим прозападным стилем. Принимавший нас ректор исламского университета «Аль-Азгар» шейх Абдель Фаттах в час моления прервал разговор с нами, отошел в угол, расстелил коврик, встал на него на колени и долго про себя читал какую-то суру из Корана. С утра до ночи тысячи мечетей регулярно и одновременно призывают египтян на молебен...
Не преувеличим, если скажем, что сегодняшнее египетское общество буквально пронизано исламскими организациями - официальными, полуофициальными, подпольными, переплетенными друг с другом. Это, кроме того, что есть еще и светские партии, и различные общественные, молодежные, женские и другие организации.
Исламисты не только регулярно молятся. Они активно участвуют в политической жизни и добиваются заметных успехов. Если, например, на выборах в Национальное собрание в 1984 г. старейшая и долго находившаяся в подполье партия «Братья-мусульмане» получила только 8
мандатов из 448 мест то, создав в 1987 г. блок партий «Исламский альянс», «Братья-мусульмане»
получили на выборах 6 апреля 1987 г. 40 мандатов и с тех пор стали самой большой оппозиционной группой в парламенте страны.
Нам показалось, что исламисты ставят более широкие цели, нежели только борьба за власть в АРЕ. Они почти открыто рассчитывают на свой «прорыв» в регионе, а, может, и за его пределами. Под патронажем университета «Аль-Азгар», например, в Египте действуют 45 колледжей, в которых обучается 85 тысяч студентов, из которых 28 тысяч - женщины. Арабский язык, исламскую
идеологию и теологию в них изучают не только египтяне, но и молодежь многих африканских и азиатских стран, причем бесплатно. Размах невиданный!
- Все мусульмане, - заявил нам шейх Абдель Фаттах, - должны читать Коран только на арабском языке и по-арабски произносить суры. Мы готовы помочь в арабизации всем, кто этого захочет, в том числе в России или в других странах бывшего СССР. Для этого настало время.
Ему вторил министр вакуфов (по исламским делам) Мухаммед Ахмед Махбуб, в резиденции которого нас поразил великолепно выполненный орнамент стен, потолка, дверей, мебели, предметов обихода.
- Египет готов сотрудничать с мусульманами России во всех областях их творческой и созидательной деятельности. Мы призываем все народы России к единению и миру в новых условиях, и надеемся, что мусульмане подадут в этом пример на основе своих мировоззрений и человеческих ценностей. Мир и благополучие, взаимное уважение - вот в чем видит Египет свою роль в создании будущей возрождающейся России и готов оказать этому всяческое содействие.
Размах активности египетских исламистов, заметное усиление исламского фактора в АРЕ и возрастание его влияния на общественно-политическую жизнь страны, на наш взгляд, еще не означает, что исламисты одолеют нынешнюю светскую пирамиду власти в Египте, а тем более укрепятся на исламском олимпе Азии. Пока это только желания египетского «официального» ислама, которому, как ни парадоксально, вредят на противоположном фланге их же единоверцы -
экстремистские исламские организации, делающие ставку на террор и насильственные методы борьбы. Именно они в 1977 г. убили министра вакуфов аз-Захаби, в 1981 г. - президента А. Садата. Сейчас они взялись за туристов - «неверных», которые, якобы, взвинчивают цены и «оскверняют» святые места в стране. Уже пострадали немецкие, израильские, российские граждане. За что?
Действия экстремистов-исламистов вызывают протесты, осуждаются общественностью. Известный публицист Мухаммед Хасанейн Хейкал прямо заявил нам, что те, кто под политические лозунги подводит исламскую основу - авантюристы без будущего.
Прокладывание стратегического курса не через силу, а путем политического диалога - вот главное, что противопоставило египетское рукводство экстремистам и что так высоко подняло авторитет Х. Мубарака в стране и регулярно обеспечивает победу его национально-демократической партии. Но власть терпима и к исламистам. Возможно, поэтому партийный плюрализм в Египте процветает и одновременно постепенно окрашивается в зеленый исламский цвет.
Это не мешает президенту проводить свой курс довольно твердо и убедительно. Опора на местный капитал и армию, привилегии которых непрерывно расширяются, курс на внутреннее спокойствие, а не на социальную конфронтацию, уважение к истории и к тому, что делали президентыпредшественники, непрерывно укрепляют позиции Х. Мубарака и выбивают козыри у его оппонентов, в том числе и у оппозиционеров-исламистов.
...Египетская действительность бурна, как сама жизнь. Там одновременно проводится десятки конференций, форумов, деловых встреч. Египтяне успевают воздать хвалу Аллаху и пресечь исламских экстремистов, согласовать глобальные проблемы с международным сообществом и остаться при своей позиции, показать свой «западный имидж», если речь идет об отношениях с западным миром, и продемонстрировать свою тысячелетнюю приверженность Востоку, когда оный решает свои восточные дела. Египет непрерывно укрепляет связи и выдвигает новые идеи в отношениях со своим «ближним зарубежьем» (с арабским миром, Израилем, Турцией, в первую очередь) и в то же время весьма сбалансированно развивает связи с «дальним зарубежьем», что поднимает авторитет страны пирамид как в регионе, так и на международной арене. Словом, Египет стал центром внимания и приложения сил Востока и Запада, не дожидаясь конца XX века.