Египет нашего времени - очерки

Назад в Экскурсионный отдых в Египте
1
Никогда не засыпающий Каир
2
Древние Фивы в Луксоре
3
Неразгаданные тайны Александра Македонского и царицы Клеопатры
4
Египет Александра Македонского
5
Клеопатра - последняя царица Египта
6
Египетские страницы российской истории
7
Война 1973 года - последняя?
8
Кэмп-Дэвид: — модель новой политики
9
Русские ушли - американцы вернулись
10
Коллективный поиск решений во второй половине 80-х годов
11
"Мадридский экспресс" среди пирамид оружия
12
Отношение внутри арабского братства
13
“Нефтяные доллары” летят в трубу войны
14
США и Россия призывают арабов к миру и продают им оружие
15
На финише XX века
16
Города-спутники в пустыне
17
Возрожденный Суэц
18
Синай - египетский
19
Асуанская быль
20
Исламский фактор
21
Каир от рассвета до рассвета
22
Каир - в старом городе
23
В Хан-эль-Халиле
24
Вдоль частокола минаретов
25
В новом городе Каир
26
У «Андрэ», напротив пирамид
27
Мусульманский пост рамадан
28
Эта ночная светская жизнь
29
Александрия моей памяти
30
Достопримечательности города Александрия
31
Трехлетняя война (июнь 1967 - август 1970 гг.)
32
Александрия - что мы любили в 60-х
33
«Алекс» 90-х годов
34
Одной рукой в ладоши не хлопнешь
35
Хроника взаимного российско-египетского «инфитаха»
36
О трудовом подвиге россиян в Египте
37
Из-под арабской желтой каски синели русские глаза
38
Тайна, которую скрывало арабское слово «хубара» (специалисты)
39
Русские «мусташарун» (советники) в арабской военной форме
40
Русские «аскариюн»(боевики), заставившие воевавших заговорить о мире
41
Эвакуация
42
На юг, вдоль Суэцкого залива
43
У губернатора Южного Синая
44
По христианским местам
45
В монастыре Святой Екатерины
46
К заповеднику на мысе Мухаммед
47
На север, к земле обетованной
48
Вторая мировая война и Египет
49
Ливийский Тобрук - предвестник египетского Эль-Аламейна
50
Факел загорелся у эль-Аламейна
51
«Второй фронт»
52
Когда отгремели бои
53
Суэцкая кампания (1956-1957 гг.), о которой никто не забыл
54
Почему война была короткой?
55
Насер - Хрущев: дружба-дуэль
56
Семнадцать пирамид Хеопса поперек Нила в Асуане
57
Покорение непокорных просторов
58
Свет нового Асуана
59
Ответ оппонентам
60
О монументе дружбы
61
Дважды рожденный Абу-Симбел
62
Тайна, которую хранила пустыня
63
Как храм Хатор стал храмом Нефертари
64
Потревоженные боги
65
По путям русских паломников
66
У пирамид
67
Земля фараонов
Главная Очерки - Египет нашего времени

Исламский фактор

Раньше, при президентах Г. Насере и А. Садате, мы почти не замечали того, что сейчас ощущается повсеместно, - настойчивая исламизация образа жизни населения. Так, находясь днем в здании редакции «Аль-Ахрам», мы были свидетелями, как все сотрудники, едва с соседнего минарета из громкоговорителя раздался призыв муэдзина к молитве, бросив дела, дружно вышли в коридор, стали в ряд (начальники впереди) и, протянув руки к небу, начали шептать молитву. Через несколько часов, когда с минарета снова раздался тот же призыв, действия повторились, причем молча, без комментариев и вздохов. И это в газете, которая модничает своим прозападным стилем. Принимавший нас ректор исламского университета «Аль-Азгар» шейх Абдель Фаттах в час моления прервал разговор с нами, отошел в угол, расстелил коврик, встал на него на колени и долго про себя читал какую-то суру из Корана. С утра до ночи тысячи мечетей регулярно и одновременно призывают египтян на молебен...

Не преувеличим, если скажем, что сегодняшнее египетское общество буквально пронизано исламскими организациями - официальными, полуофициальными, подпольными, переплетенными друг с другом. Это, кроме того, что есть еще и светские партии, и различные общественные, молодежные, женские и другие организации.

Исламисты не только регулярно молятся. Они активно участвуют в политической жизни и добиваются заметных успехов. Если, например, на выборах в Национальное собрание в 1984 г. старейшая и долго находившаяся в подполье партия «Братья-мусульмане» получила только 8

мандатов из 448 мест то, создав в 1987 г. блок партий «Исламский альянс», «Братья-мусульмане»

получили на выборах 6 апреля 1987 г. 40 мандатов и с тех пор стали самой большой оппозиционной группой в парламенте страны.

Нам показалось, что исламисты ставят более широкие цели, нежели только борьба за власть в АРЕ. Они почти открыто рассчитывают на свой «прорыв» в регионе, а, может, и за его пределами. Под патронажем университета «Аль-Азгар», например, в Египте действуют 45 колледжей, в которых обучается 85 тысяч студентов, из которых 28 тысяч - женщины. Арабский язык, исламскую

идеологию и теологию в них изучают не только египтяне, но и молодежь многих африканских и азиатских стран, причем бесплатно. Размах невиданный!

- Все мусульмане, - заявил нам шейх Абдель Фаттах, - должны читать Коран только на арабском языке и по-арабски произносить суры. Мы готовы помочь в арабизации всем, кто этого захочет, в том числе в России или в других странах бывшего СССР. Для этого настало время.

Ему вторил министр вакуфов (по исламским делам) Мухаммед Ахмед Махбуб, в резиденции которого нас поразил великолепно выполненный орнамент стен, потолка, дверей, мебели, предметов обихода.

- Египет готов сотрудничать с мусульманами России во всех областях их творческой и созидательной деятельности. Мы призываем все народы России к единению и миру в новых условиях, и надеемся, что мусульмане подадут в этом пример на основе своих мировоззрений и человеческих ценностей. Мир и благополучие, взаимное уважение - вот в чем видит Египет свою роль в создании будущей возрождающейся России и готов оказать этому всяческое содействие.

Размах активности египетских исламистов, заметное усиление исламского фактора в АРЕ и возрастание его влияния на общественно-политическую жизнь страны, на наш взгляд, еще не означает, что исламисты одолеют нынешнюю светскую пирамиду власти в Египте, а тем более укрепятся на исламском олимпе Азии. Пока это только желания египетского «официального» ислама, которому, как ни парадоксально, вредят на противоположном фланге их же единоверцы -

экстремистские исламские организации, делающие ставку на террор и насильственные методы борьбы. Именно они в 1977 г. убили министра вакуфов аз-Захаби, в 1981 г. - президента А. Садата. Сейчас они взялись за туристов - «неверных», которые, якобы, взвинчивают цены и «оскверняют» святые места в стране. Уже пострадали немецкие, израильские, российские граждане. За что?

Действия экстремистов-исламистов вызывают протесты, осуждаются общественностью. Известный публицист Мухаммед Хасанейн Хейкал прямо заявил нам, что те, кто под политические лозунги подводит исламскую основу - авантюристы без будущего.

Прокладывание стратегического курса не через силу, а путем политического диалога - вот главное, что противопоставило египетское рукводство экстремистам и что так высоко подняло авторитет Х. Мубарака в стране и регулярно обеспечивает победу его национально-демократической партии. Но власть терпима и к исламистам. Возможно, поэтому партийный плюрализм в Египте процветает и одновременно постепенно окрашивается в зеленый исламский цвет.

Это не мешает президенту проводить свой курс довольно твердо и убедительно. Опора на местный капитал и армию, привилегии которых непрерывно расширяются, курс на внутреннее спокойствие, а не на социальную конфронтацию, уважение к истории и к тому, что делали президентыпредшественники, непрерывно укрепляют позиции Х. Мубарака и выбивают козыри у его оппонентов, в том числе и у оппозиционеров-исламистов.

...Египетская действительность бурна, как сама жизнь. Там одновременно проводится десятки конференций, форумов, деловых встреч. Египтяне успевают воздать хвалу Аллаху и пресечь исламских экстремистов, согласовать глобальные проблемы с международным сообществом и остаться при своей позиции, показать свой «западный имидж», если речь идет об отношениях с западным миром, и продемонстрировать свою тысячелетнюю приверженность Востоку, когда оный решает свои восточные дела. Египет непрерывно укрепляет связи и выдвигает новые идеи в отношениях со своим «ближним зарубежьем» (с арабским миром, Израилем, Турцией, в первую очередь) и в то же время весьма сбалансированно развивает связи с «дальним зарубежьем», что поднимает авторитет страны пирамид как в регионе, так и на международной арене. Словом, Египет стал центром внимания и приложения сил Востока и Запада, не дожидаясь конца XX века.