Александр Попов
"Тайны египетских пирамид"

Назад в Экскурсионный отдых в Египте

Оглавление

  • Предисловие
  • Глава 1. От ледникового периода…
  • Глава 2. География без истории
  • Глава 3. Боги
  • Глава 4. Эпоха пирамид
  •   Фараоны Древнего царства
  •     Санахт
  •     Джосер Великолепный
  •     Сехемхет, могучий телом
  •     Потерянный Хаба
  •     Рубака Хуни
  •     Первый в династии строителей Снофру
  •     Хеопс, защищенный богами
  •     Джедефра, Сын Ра
  •     Хитрый строитель Хафра
  •     Микерин Непоколебимый
  •     Отступник Шепсескаф
  •     Родоначальник Пятой династии Усеркаф
  •     Воинственный Сахура
  •     Неферикара Прекраснодушный
  •     Ничего не успевший Шепсескара
  •     Неферефра, еще один «быстрый» фараон
  •     Строитель для родственников Ниусерра
  •     Бесследный Менкаухор Икау
  •     Популист Джедкара Исеси
  •     Унис, фараон под собственным именем
  •     Убитый слугами Тети
  •     Низложивший самозванца Пепи I
  •     Соправитель Меренра I
  •     Рогоносец Пепи II
  •     «Поспешивший к лафету» Меренра II
  •     Нейтикерт, женщина на троне
  •     Смута
  • Глава 5. Государство – это…
  •   Фараон
  •   Чиновники
  •   Войско
  •   Египетские «белые воротнички»
  •   Крестьяне и ремесленники
  •   Жрецы
  • Глава 6. Священные посредники
  •   Обрядность
  •   Погребальные ритуалы
  • Глава 7. Знаменитые исследователи пирамид
  •   Средние века: арабы
  •   Новое время: европейцы
  •   Наполеон
  •   Вездесущие англичане
  •   От практики – к теории
  •     Тейлор и Смит
  •     Питри, сын Питри
  •     Девид Девидсон
  •     Мариетт и Масперо
  • Глава 8. Как построить пирамиду
  •   Новейшая пирамида
  •   След атлантов?
  •   Тайна пирамид
  •   Древняя обсерватория?
  • Глава 9. Загадки Сфинкса
  •   Звездные врата?
  • Глава 10. Тайное предназначение пирамид
  •   Автографы строителей пирамид. Или археологов?
  •   Кому принадлежали пирамиды?
  •   Бревна и лодка
  •   Просто посуда…
  •   Вспомним Геродота
  •   Легенды и мифы
  •   Гранитный храм Сфинкса
  • Глава 11. К небу и звездам
  •   «Пчела» или «летчик»?
  •   Боги, просто боги…
  •   Подаренный язык?
  •   Клонирование?
  • Глава 12. Дальние страны
  •   Предшественники Хейердала?
  •   Предшественники Колумба?
  • Глава 13. Тайны внутри пирамид
  •   «Электрическая пирамида»?
  •   «Ядерный реактор»?
  • Глава 14. Больше пирамид, хороших и разных!
  • Послесловие
  • Главная Александр Попов - Тайны египетских пирамид

    Гранитный храм Сфинкса

    Как известно из официальной истории, древние египтяне использовали для обработки камня медные пилы. Ими можно пилить известняк (впрочем, как показывают современные опыты, тоже не очень удобно), однако они явно слабы против гранита. Между тем одно из самых знаменитых сооружений Гизы, Храм Сфинкса, состоит из громадных известняковых и гранитных блоков. Вес известняковых блоков – под двести тонн, гранитные – лишь немного уступают им по весу.

    В этом – тоже одна из загадок: каким образом удалось строителям поднять тяжелые блоки на такую высоту? И если в основании пирамид присутствие таких больших камней оправданно – для основы нужна прочность, то при возведении храма вполне можно было бы обойтись и мелкими камнями. Современные эксперты по подъемным кранам говорят, что, хотя и есть машины, способные поднять подобную тяжесть, они не могут перемещать подобные блоки на значительные расстояния. Храм между тем сложен настолько аккуратно, будто состоит не из многотонных блоков, а из обычных кирпичей. В крупных блоках, если с ними можно легко управляться, есть несколько преимуществ: постройка, во-первых, создается за гораздо меньшее время, а во-вторых, она гораздо более устойчива к землетрясениям, которые в этих местах не редкость.

    Собственно говоря, храм выглядит образцом совсем иной эстетики, нежели пирамиды, и складывается впечатление, что он построен некими людьми не только иной культуры, но и иных технических достижений. И построен, с технической точки зрения, весьма оригинально: стены из известняка изнутри и снаружи обложены гранитом. Сегодня от гранита осталось не так много, но понятно, что когда-то весь храм был таким. По такому же принципу сделана и крыша храма: два слоя гранита, между которыми лежит известняк. Зачем такие сложности с крышей – тоже непонятно.

    И еще одно наблюдение: стены изнутри ровно обработаны, но имеют одинаковый выступ внизу, под уровнем первоначального пола, и это говорит о том, что обрабатывались каменные блоки не по отдельности, а уже будучи в кладке. Вот только грунт помешал некоему неизвестному инструменту обработать стену до самого низа.

    Получается, строители обладали неким инструментом, который легко резал гранит. Согласитесь, обрабатывать готовые стены гораздо сложнее, нежели отдельные камни. Более того, внутренние углы имеют не прямоугольную, а закругленную форму. Такого обычной пилой, хоть медной, хоть железной, – не сделать. Зачем же такие сложности? Для того, по всей видимости, чтобы во время землетрясения камни в углу не сломались под своей тяжестью. Сегодня в сейсмоопасных районах применяются практически такие же технологии.

    Египтологи утверждают, что этот храм построил представитель Четвертой династии Хафра. И потому, что дорога от храма идет к пирамиде Хафры, и потому, что именно в храме найдена статуя этого фараона. Статую обнаружил в 1860 году Огюст Мариетт. Скульптура Хафры сделана из темно-зеленого диорита, Хафра восседает на троне, а позади его головы изображен соколоподобный бог Гор. Ныне скульптура находится в Каирском музее и считается одним из самых драгоценных экспонатов.

    Между тем найдена эта скульптура была не среди руин, а зарытой в землю под алебастровым полом храма. Более того, зарыта она была вниз головой, что вполне четко говорит об отношении к фараону тех, кто так поступил с его изображением. Фараон был наказан. Но за что? Не за то ли, что он использовал в своих целях здание, построенное не им и для совершенно других целей? Ведь, помните, про этот храм говорили, что это «Дом Осириса, Властелина Ростау» (древнее название Гизы), и считали его постройкой богов, некогда управлявших Египтом. Возможно, во времена фараонов в Египте еще жили люди, придерживавшиеся «старой веры». И даже время от времени то ли приходили к власти, то ли захватывали власть на каких-то территориях.

    Имело место это, скорее всего, в так называемый Первый переходный период, последовавший после Древнего царства. Многие ученые отмечают, что именно в это время многие постройки фараонов (или те, что считаются постройками фараонов) подверглись не столько разрушению, сколько осквернению. Но под осквернением вполне можно понимать и такое действие, как вынесение языческих идолов из святого места. Главное – с какой стороны на это посмотреть. Между прочим, первые египтологи XIX века считали, что Гранитный храм – наследие Додинастического периода. Но потом точка зрения на этот вопрос, как и еще на многие, изменилась…

    Кстати, о технологии обработки камней. Большинство саркофагов, найденных в Египте, обработаны почти идеально, но вот внизу почти у всех – весьма грубая поверхность. Порою со сколами, которые даже переходят на боковую сторону. Тоже загадка: если саркофаг, насколько мы можем судить, обрабатывался некими инструментами, дающими в итоге весьма тонкую работу, то почему же так грубо сделано дно? И не просто грубо, а даже в ущерб самой эстетике предмета! Эту загадку не отгадать, если только не предположить, что и саркофаги были сделаны не древними египтянами, а авторами Гранитного храма и нескольких пирамид. Понятно, что эти каменные ящики имели какое-то иное предназначение. Египтяне же ничтоже сумняшеся откололи их ломами (или что там у них нашлось) от основы и стали пользоваться ими так, как считали нужным.

    В принципе, исходя из фактов, уже приведенных в этой главе, можно прийти к выводу, что египтяне весьма грубо воспользовались доставшимися им плодами иной, более высоко развитой цивилизации, умевшей и точно обрабатывать весьма плотный камень, и перемещать громадные плиты, с которыми не справятся и современные подъемные краны. Тогда логично предположить, что от этой цивилизации остались на территории Египта и некие сооружения, предназначения которых мы разгадать пока не можем.

    Как уже было упомянуто, некоторые исследователи считают, что и пирамиды, и Гранитный храм были древними электростанциями. В пользу этого говорит несколько доводов.

    В трудах римских и греческих авторов, бывавших в Египте, неоднократно упоминается «чудесный свет», освещавший изнутри храмы и пирамиды, а также то, что жрецы могли покарать непокорных «силой грома». Сегодня мы знаем, что гром непосредственно связан с электричеством.

    Впрочем, весьма долго все эти рассказы считались фантастикой. Но в последнее время происходит все больше находок, говорящих о том, что это не пустая выдумка, и сегодня у ученых нет уже сомнения, что древние цивилизации, в том числе и египетская, знали, что такое электричество.

    На рельефах в храме Хатор, например, изображены человеческие фигуры с колбообразными прозрачными предметами, весьма напоминающими электрические лампы огромных размеров. Только вместо спиралей в лампах – змеи, чьи хвосты введены во что-то типа цветков. А под «лампами» изображены некие предметы, которые современный человек узнаёт сразу и безошибочно: «Да это же изоляторы!»

    Но дальше – еще интереснее: от «цветков» отходят некие полосатые шнуры, ведущие к «ящику», на котором восседает «бог воздуха». А за ящиком стоит демон в облике обезьяны и с ножом в руках. Ведь электричество, безусловно, хотя предмет и божественный, но неосторожных имеет обыкновение убивать…

    Инженеру В. Харну удалось реконструировать действующую модель такого генератора, дающую дуговой разряд, сопровождающийся интенсивным свечением: «Если откачивать воздух из стеклянной колбы с двумя металлическими стержнями внутри, то электрический разряд наступает при намного более низком напряжении. При давлении 40 миллиметров ртутного столба от одного из стерженьков проскакивает ниточный разряд, сопровождающийся свечением. Если продолжить откачивать воздух, разряд становится шире, пока не заполнит все свободное пространство колбы. Все это полностью соответствует рельефу в храме Хатор».

    А вот еще исторический факт. В развалинах древних ныне не существующих городов Ктесифон и Селевкия, находящихся неподалеку от Багдада, были найдены древние электрические батареи. Немецкая газета «Ди Цайт» описала эти устройства так: «Батарея состоит из терракотовой вазы высотой 18 сантиметров, более короткого медного цилиндра и окисленного железного стержня, на котором имеются остатки битума и свинца. Такие батареи изготавливали следующим образом: из тонкой медной жести скручивали цилиндр длиной около 12 и диаметром 2,5 сантиметра и запаивали его сплавом олова и свинца. Основание цилиндра образовывал плотно входивший в него медный кружок, покрытый изнутри изоляцией из битума. Сверху цилиндр закрывался битумной пробкой, через которую проходил железный стержень. Когда данная конструкция заполнялась кислотой или щелочью, получался гальванический элемент. Для защиты цилиндра его опускали в терракотовую вазу и заливали битумом».

    Вот такая древняя батарея.

    О торговле между Египтом и Азией известно хорошо, и потому неудивительно, что в египетском Тель-Амарне были найдены такие же терракотовые вазы, как и в окрестностях Багдада. Позволим себе предположить, что производили их все-таки египтяне по доставшимся от своих предшественников технологиям, а потом уже продавали на сторону.

    Теперь обратим внимание на то, как построен Гранитный храм. Он фактически изолирован по всем правилам физики: гранит, как известно, не проводит электричество. Возможно, именно поэтому и была изготовлена столь сложная крыша в несколько слоев? То есть это был не храм, а своего рода электростанция?

    Многие ученые сегодня уверены, что в Древнем Египте знали некий источник света, не создающий открытого огня. Иначе при каком, например, освещении наносились рисунки на стены подземелий? Сделать это без света было невозможно, а масляные лампы или факелы оставили бы следы копоти! Однако никакой копоти в египетских пирамидах не обнаружено…

    Но тогда весьма странным является то, что цивилизация, знавшая электричество, вдруг это знание позабыла. Как такое могло произойти? Сегодня никакая смута и никакие природные катаклизмы не смогут выбить из человеческих голов знания о таком удобстве. Другое дело, если электричество было не изобретено египтянами, а просто подарено неким «добрым дядей», и им пользовались, не понимая принципов его действия. А потом… Волшебные растворы, магические стержни-электроды и чудесные стеклянные колбы рано или поздно кончились, а вместе с ними и электричество. Создать все это заново египтяне при своем уровне развития уже не могли.

    Вы спросите: если цивилизация, создание которой египтяне приписывали богам, была настолько высокоразвита, то почему не осталось следов других удивительных изобретений? Тогда мы можем поговорить про древнеегипетскую авиацию…

    Но все-таки сначала хотелось бы подвести некий промежуточный итог под разговором о постройке пирамид. Меня давно удивляло, что никто ни разу не попытался проверить эту теорию чисто логическим, вернее, математическим путем. Ведь это же так просто!

    Вспомним, что мы имеем. Итак, Великая пирамида. Это 2500000 блоков со средним весом около 2,5 тонны каждый. Каждый блок тщательно обработан, притом до такой степени точности, что между двумя камнями нельзя просунуть лезвие ножа. Получается, древним строителям было необходимо обточить (медными пилами, напоминаю) 15000000 граней таких блоков. Сколько времени на это должно было уйти? Считается, что пирамиду строили порой до 40000 человек, но обычно – порядка 14000 человек. Получается, что каждый из них должен был обработать по 1071 грани. Грань имеет размеры примерно метр на метр. Скажите, за какой срок вы лично отполируете такое количество граней медной пилой? Не надо говорить, что вы, в отличие от древних египтян, не умеете этого делать. Они сначала тоже не умели. Но после пятисотой грани, говорят, дело идет значительно быстрее…

    Пойдем дальше. Пирамида, как утверждает официальная египтология, строилась двадцать лет. Производим нехитрый расчет, и получается, что при таких скоростях строительства необходимо укладывать один блок каждые четыре с небольшим минуты. Это, заметьте, круглосуточно, без перерывов на обед и сон, праздники и стихийные бедствия, целых двадцать лет! Если предположить, что строители ели и спали, но работали все равно по 12 часов в сутки, то получаем один блок в две минуты. Блоки надо было еще доставить и окончательно обработать…

    К тому же блок было необходимо не просто «шлепнуть» на пирамиду куда-нибудь, а приземлить весьма точно. Видели ли вы, как привычный нам подъемный кран, движимый отнюдь не мускульной силой, опускает на свое место бетонную плиту? Согласитесь, на это у него уходит не две, и даже не четыре минуты…

    Хорошо, дадим египтянам времени немного побольше. Например, сто лет (хотя это и противоречит принятым взглядам). Тогда, получается, один камень им было необходимо класть за двадцать минут. Уже – кое-что, и с таким нормативами можно работать. Правда, тоже на пределе. Оптимально, думается, имея некую сноровку, укладывать один каменный блок минут за сорок. Тогда получится, что на постройку пирамиды ушло бы 190 лет. Понятно, что несколько бригад могли укладывать несколько блоков одновременно. Но не забывайте, что кто-то должен был еще эти блоки вырубать в карьере, доставлять, обтесывать. И не забывайте, что внизу расположена только часть блоков пирамиды. Некоторые из них приходилось поднимать почти на 150 метров. Представляете себе эту высоту?

    А еще нужно было строить при этом всю инфраструктуру пирамиды – с храмами, дорогами, оградами… Нет, в отличие от египтологов мы в логике слабы. Признаем. Давайте обсудим самолеты.