Александр Попов
"Тайны египетских пирамид"

Назад в Экскурсионный отдых в Египте

Оглавление

  • Предисловие
  • Глава 1. От ледникового периода…
  • Глава 2. География без истории
  • Глава 3. Боги
  • Глава 4. Эпоха пирамид
  •   Фараоны Древнего царства
  •     Санахт
  •     Джосер Великолепный
  •     Сехемхет, могучий телом
  •     Потерянный Хаба
  •     Рубака Хуни
  •     Первый в династии строителей Снофру
  •     Хеопс, защищенный богами
  •     Джедефра, Сын Ра
  •     Хитрый строитель Хафра
  •     Микерин Непоколебимый
  •     Отступник Шепсескаф
  •     Родоначальник Пятой династии Усеркаф
  •     Воинственный Сахура
  •     Неферикара Прекраснодушный
  •     Ничего не успевший Шепсескара
  •     Неферефра, еще один «быстрый» фараон
  •     Строитель для родственников Ниусерра
  •     Бесследный Менкаухор Икау
  •     Популист Джедкара Исеси
  •     Унис, фараон под собственным именем
  •     Убитый слугами Тети
  •     Низложивший самозванца Пепи I
  •     Соправитель Меренра I
  •     Рогоносец Пепи II
  •     «Поспешивший к лафету» Меренра II
  •     Нейтикерт, женщина на троне
  •     Смута
  • Глава 5. Государство – это…
  •   Фараон
  •   Чиновники
  •   Войско
  •   Египетские «белые воротнички»
  •   Крестьяне и ремесленники
  •   Жрецы
  • Глава 6. Священные посредники
  •   Обрядность
  •   Погребальные ритуалы
  • Глава 7. Знаменитые исследователи пирамид
  •   Средние века: арабы
  •   Новое время: европейцы
  •   Наполеон
  •   Вездесущие англичане
  •   От практики – к теории
  •     Тейлор и Смит
  •     Питри, сын Питри
  •     Девид Девидсон
  •     Мариетт и Масперо
  • Глава 8. Как построить пирамиду
  •   Новейшая пирамида
  •   След атлантов?
  •   Тайна пирамид
  •   Древняя обсерватория?
  • Глава 9. Загадки Сфинкса
  •   Звездные врата?
  • Глава 10. Тайное предназначение пирамид
  •   Автографы строителей пирамид. Или археологов?
  •   Кому принадлежали пирамиды?
  •   Бревна и лодка
  •   Просто посуда…
  •   Вспомним Геродота
  •   Легенды и мифы
  •   Гранитный храм Сфинкса
  • Глава 11. К небу и звездам
  •   «Пчела» или «летчик»?
  •   Боги, просто боги…
  •   Подаренный язык?
  •   Клонирование?
  • Глава 12. Дальние страны
  •   Предшественники Хейердала?
  •   Предшественники Колумба?
  • Глава 13. Тайны внутри пирамид
  •   «Электрическая пирамида»?
  •   «Ядерный реактор»?
  • Глава 14. Больше пирамид, хороших и разных!
  • Послесловие
  • Главная Александр Попов - Тайны египетских пирамид

    Фараон

    Теперь, когда мы немного разобрались с основными вехами египетской истории, давайте попытаемся понять, что же за общественное устройство было в этой стране.

    Фараон не был все-таки царем в том смысле, как нам это представляется сегодня. Он был «божественным» правителем. В более ранние времена, когда из тела такого правителя уходила сила, его ритуально убивали, а затем, вероятно, расчленяли и хоронили или же сжигали, а золу развеивали, освящая таким образом почву. Позднее этот ритуал заменили магическими церемониями и вместо ослабевшего фараона убивали или топили в Ниле животных, а то и людей, что должно было вернуть правителю силу и молодость. Сила, однако, почему-то возвращалась плохо, не говоря уж о молодости, и потому жертв со временем становилось все больше. Но все-таки старая добрая традиция расправы со слабыми правителями, доводящими страну до кризиса, забыта не была, и последняя правительница Египта Клеопатра закончила жизнь с помощью «личного бога» фараонов – змеи.

    Между фараонами и Нилом существовала неразрывная связь. Рамсес II, например, имел, как считали, особую власть над природой и мог заставить даже в дальних землях политься дождь (который считался небесным Нилом) или приберечь его для своих пастбищ.

    В Иеранкополе была найдена табличка, на которой фараон Додинастического периода со странным именем Скорпион выполняет ритуальную очистку каналов после разлива Нила и призывает на поля плодородие. Так что еще одну функцию фараонов понять не сложно: доисторические заклинатели дождя превратились в правителей, способных управлять разливами Нила, от которых зависело теперь благоденствие всей страны.

    Если другие цивилизации, возникшие в бронзовом веке в долинах рек, стали конгломератами соперничающих городов государств, то Египет объединился в лице своего божественного правителя. И это неудивительно. Египетские крупномасштабные проекты по мелиорации земель были невозможны без объединения народа под властью одного правителя. Но за образ живого бога фараоны расплачивались большими ограничениями в своей жизни. Историк Диодор Сицилийский писал, что «установлены не только время его аудиенций или суда, но и прогулок, мытья и близости с женой – короче говоря, каждая минута его жизни». Именно таким почитанием объясняется и строительство пирамид: это была не просто дань уважения земному правителю, а знак почитания высшего существа, практически поклонение божеству.

    Но во время смуты восприятие фараона как бога заметно ослабло, в основном благодаря правителям на местах, которые хотели урвать свой кусок власти и всего, что с ней связано, и потому в период Нового царства уже бытовало воззрение, что фараон в первую очередь заботится о своем народе, как добрый пастух – о своем стаде. «Бог сделал меня пастырем этой земли, зная, что я буду хранить его порядок», – говорил Сенусерт I своим придворным.

    Понятно, что часть божественного света, исходящего от фараона, падала и на его жен. Женщина, забеременевшая от божественного семени, сразу же оказывалась в весьма привилегированном положении и уже оставалась в нем навсегда. Вдова Тутанхамона, например, верила, что даже женившийся на ней чужестранец станет настоящим фараоном. Так и вышло – ее второй муж стал правителем Египта.

    Старший сын фараона от его главной супруги становился наследником. Но и старшая дочь от этой же жены имела неменьшее значение, и часто ее приданое включало в себя царский трон.

    Детей живого бога весьма берегли. И старались, чтобы божественное в них не утратило силу, а потому наследник трона часто сочетался браком со старшей дочерью своего же отца. Впрочем, нередко на старшей дочери фараона женился сын его второй жены или наложницы и тоже становился наследником. Но тут дело не в изменениях «правил игры», а в чудовищной детской смертности тех времен, которая, скорее всего, имела место в семьях фараонов из-за дурной наследственности, вызванной кровосмешением.